chews / Октябрь 10, 2011
Характерной особенностью восточной философии является нерасчлененность исследования: любая проблема рассматривается одновременно с позиций антологии, гносеологии, этики и т.д.
Философия и наука на Востоке до ХХ в. были тождественными. Отсюда – практическая направленность философских принципов и их использование в различных областях человеческой деятельности.
Смыслом жизни в странах Востока является самоизменение, а идеалом самоизменения выступает древность. Философия была призвана комментировать древние книги.
Древняя Индия
Индуизм
Древнейшими литературными памятниками были ‘веды’ (знания для просвещенных) – собрание гимнов, жертвенных обрядов, религиозных песен. Со временем веды обросли философскими комментариями — Упанишады – основа восточной философии / заключительная часть вед, их окончание («веда-анта»); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. Веданты/.
‘Первый человек’ в ведах – это тысячеглазый и тысяченогий Пуруша. Считалось, что ум и дух Пуруши породили Луну, глаза – Солнце, уста – Огонь, Дыхание – Ветер.
Брахман – воплощение объективного мира.
Атман – субъективное начало (Человек).
Важнейшее положение упанишад – это единство брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума.
Главная цель познания в ведах – это проникновение в мир с помощью магического ритуала, поскольку именно в магии скрыта истина. Индусы полагали, что познать мир рациональным путем невозможно. Знание дается человеку только после освобождения от рационального мира. Основное средство познания – турии (мистические интуиции). Освобождения от материального мира можно добиться с помощью йоги.
Йога (сосредоточение усилия) – это система освобождения от земных страданий через самоуглубление, самосовершенствование.
Особое место занимала ‘карма’ (судьба человека). Каждый человек подвержен закону кармы, т.е. в сумме добрых и злых дел. На основе упанишад сложилось несколько философских школ:
- Йога
- Ньяя (логика)
- Вайшешика (космология)
Буддизм
Основатель буддизма – принц Сиддхартха Гаутама, который потом стал называться Буддой. Будда рассматривал мир как поток постоянно изменяющихся частиц бытия– дхармы (‘держать’, ‘утверждать’) – это стихийные носители собственной жизненной энергии, из которых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страх, ложь. Мир – это постоянно меняющийся дхарм. Они появляются, исчезают и снова появляются. Бытие человека – это также поток дхарм.
Сансара – это перерождение души. Если человек только подумал о плохом, значит в следующей жизни он будет находиться на низшей касте. Если сказал это – то превратится в животное, а если совершил – то в камень у дороги.
Будда отрицал бессмертие души, т.к. он полагал, что в человеке не существует целостной субстанции.
В основе буддизма лежит четыре истины, выражающих суть нравственной жизни человека:
- Страдание пронизывает все человеческое существование (считалось, что даже наслаждение требует от человека определенной усилие, т.е. даже наслаждение – это страдание)
- Две причины страдания:
- — сансара, движение дхарм
- — желание удовлетворить свои чувства
- Необходимо ликвидировать те причины, которые порождают эти чувственные желания
- Есть выход – НИРВАНА (угасание страданий)
Путь к Нирване состоит из 8 ступеней:
- истинная вера
- истинная устремленность /искоренение дурных поступков, неприязни к людям/
- истинная речь /отказ от лжи/
- истинное поведение /отказ от причинения зла кому-либо/
- истинный образ жизни /не ради себя, а ради других/
- истинная мысль /не лгать себе в мыслях/
- истинная память /необходимо помнить о Сансаре Карме/
- истинная концентрация /совокупность приемов позволяющих обуздать свои мысли и чувства/