Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русский мир – миф или реальность?

Сергей Викторович Лавров в статье «Русский мир на пути к консолидации» пишет, что «оказание всемерной поддержки Русскому миру — безусловный внешнеполитический приоритет России, что зафиксировано в Концепции внешней политики РФ». Главный вопрос, который сразу возникает при прочтении этих строк, что такое Русский мир?

История:

Философская и политическая доктрина Русского мира сформировалась еще в XIX веке на базе славянофильского издания под соответствующим названием — «Русский мир». Однако в реальной политике ей никто не руководствовался – ни при последних Романовых, ни тем более в эпоху СССР. Ничего радикальным образом не изменилось и после 1991 года. При Ельцине как-то больше говорилось о свободе и демократии, а в начале 2000-х в центре политического дискурса находилось выстраивание вертикали власти.

Тот Русский мир (Романовы) был последовательно разрушен десятилетиями советской государственности, уничтожавшей религию и многие другие ценности. По-разному люди отвечали на эту политику: кто-то убежал из СССР на Запад и пытался, с разной долей успеха ассимилироваться в тамошнюю культуру или продуцировать ту, которую он считает правильной. Кто-то уверовал в победу коммунизма, кто-то тайно хранил заветы предков.

В 90-е выросло поколение, которое вообще ни во что не верит. Осталось множество людей, которые в результате бездумной нарезки границ советских республик оказались вне территории России.

Однако, на практике, осталась одна, но, пожалуй, самая главная и весьма сильная скрепа — русский язык. С этим фактом невозможно спорить. На нем говорят около трехсот миллионов человек по всему миру (оценки разные, но такая цифра встречается наиболее часто)

Начало

2006 год — точка отсчета. В преддверии года русского языка Владимир Путин заявил: «Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за ее пределами. Почаще употребляйте это словосочетание – «Русский мир»».

Чуть позже был создан фонд «Русский мир», который занялся распространением и поддержанием русского языка на территории страны и по всему миру. На этом все и стихло. С приходом на должность президента Дмитрия Медведева в центре внимания была модернизация, выход из финансового кризиса и многое другое. Но с началом кризиса на Украине, событий в Крыму и на Донбассе термин «Русский мир» уже прочно вошел в лексикон первых лиц отечественной политики

Существует или нет?

Одни полагают, что Русский мир — реальная социальная общность, из интересов которой исходит нынешнее руководство государства при выработке долгосрочных стратегий развития, а также принятии конкретных решений во внешней и внутренней политике. К таковым относятся: депутат Государственной Думы Вячеслав Никонов, возглавляющий фонд «Русский мир»; Наталия Нарочницкая, руководитель Европейского Института демократии и сотрудничества (Париж). Поддерживает идею Русского мира Патриарх Кирилл.

Другие, напротив, считают, что никакого Русского мира не существует, и что он не более, чем некий миф, используемый для оправдания рискованных политических действий. Подобная позиция, как вы понимаете, сильна в западных политических кругах и СМИ.

Возвращение идеи Русского мира в общественно-политический дискурс, а также ее вплетение в ткань государственный политики — логическое продолжение политики возрождения российской государственности в новых геополитических условиях.

В пределах постсоветского пространства можно наблюдать различные цивилизационные ориентации практически всех новых независимых государств, наследников Российской империи и СССР. В первом случае, это ориентация на США и атлантическую цивилизацию с её геополитикой «морской силы»; во втором — на ЕС как притягательный центр экономической силы и высоких социальных гарантий; в третьем — на полюса исламской мощи – Иран, Саудовскую Аравию, Турцию; реже — на Китай.

Вместе с тем, сохраняется определенная тенденция формирования и укрепления сообщества евразийских народов в статусе самобытного цивилизационного образования с Россией как его ядром. На этом фоне вариант собирания культурно и исторически близких народов в образование под названием «Русский Мир», для продолжения творения истории, для многих носителей обыденного сознания пока не кажется самоочевидным. Тем более, на фоне второй годовщины «революции достоинства», переориентации Украины на евроатлантические и НАТОвские стандарты, как и вполне реально углубляющегося социально-экономического кризиса.

В качестве примера реализованные несколькими группами российских экспертов, духовными и культурными деятелями мозговые штурмы, которые пока не привели к общему знаменателю. К примеру, «Русский Мир» предлагается осмысливать в:

1) геополитическом ключе (В. Цимбурский, А. Дугин и др.), где предусматривается некоторая изоляция и создание суверенной Евразии;

2) геоэкономическом створе (П. Щедровицкий, А. Неклесса и др.), где угадывается последовательная интеграция русских диаспор с западной цивилизацией, её экономикой и политикой на основе постиндустриальноготехнологического базиса;

3) геокультурной перспективе (С. Градировский, Б. Межуев и др.), в рамках которой Россия обязана выступить в роли ядра некоторого содружества наций, объединяя миграционные потоки и пассионарные массы для последующего исторического рывка;

4) духовно-нравственном, православно-патриотическом ракурсе, который обеспечивает понимание социокультурной общности в свете культивирования высших ценностей (В. Аксючиц, Н. Нарочницкая, А. Недоступ, о. Димитрий Смирнов).

Существует и самобытная концепция «Русского Мира», разрабатываемая и популяризируемая несколько лет Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В ней акцентируется внимание на нескольких важнейших структурных и параметрических моментах. Ядро «Русского мира» составляют Россия, Украина и Беларусь, которые, по словам прп. Лаврентия Черниговского, и являются Святой Русью.

Иные государственно-территориальные образования, равно как и русские диаспоры по всему миру, включаются в состав «Русского мира» по критерию принятия «русской духовной и культурной традиций». Речь идет о нескольких основоположных моментах, таких как: православная вера, полученная в общей Киевской купли крещения; универсальная по своему характеру русская культура («имеющая стыковочные узлы для соединения с другими национальными традициями»); русский язык как важнейший коммуникационный элемент внутри- и вне- Русскомирного пространства; общая историческая память и общие взгляды на общественное развитие.

Сегодняшний дискурс о Русском Мире возможен и желателен в виде модели социокультурного развития России как страны-цивилизации, равно как и иных стран и народов, вовлеченных в прокладываемые ею ранее, а также сегодня исторические маршруты. В свою очередь сам цивилизационный процесс важен с точки зрения конституирования ценностей, как и закрепления их в сознании и деятельности больших масс людей, сегодня (на фоне происходящих мировых событий) ассоциирующих себя именно с этой социальной формой.

Между тем, существует точка зрения западного интеллектуала Геллнера о том, что «Для среднего человека пределы его культуры представляют собой если не совсем пределы мира, то, по крайней мере, границы его трудовых возможностей, социальной преемственности, достоинства, эффективного участия и гражданства. Они определяют пределы использования его концептуальной интуиции, доступа к правилам игры и понимания социального мира». И далее: «За этими пределами человек становиться неуклюжим, неуместным, объектом усмешек и презрения, наталкивается на препятствия во всех своих начинаниях. Его глубочайшая идентичность определяется отнюдь не его банковским счетом, родством или статусом, а культурой его воспитания…».

Сама же русская цивилизация, между тем, может быть определена как макроэтническая и макросоциальная общность, возникшая и развивавшаяся под определяющим воздействием русского этноса и его культуры, при этом будучи нацеленной на выработку и реализацию формулы всечеловеческого идеала!



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процедура по Международному Спонсированию | Садовые качели своими руками
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 222 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2285 - | 1991 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.