Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности русской философии 19 века




XIX и XX столетия - это эпоха появления в России самостоятельной философской идеологии, возникновения новейших направлений в русской философии, которые демонстрировали максимальное многообразие тезисов по проблеме человека. В течение веков изменялись господствующие мировоззренческие направления и духовные установки. Но тема человека продолжала оставаться неизменной, она была фундаментом для самых разнообразных теоретических исследований [4, с. 33].

XIX век открыл в истории русской философии новый этап, характеризующийся ее усложнением, возникновением ряда философских течений, связанных с материализмом и идеализмом. Выросла роль профессиональной философской деятельности, прежде всего за счет формирования философской грамотности в стенах духовных академий и университетов. Очевиден также общий прирост философского познания, в частности в таких его областях, как этика, антропология, онтология, гносеология и философия истории. Идет расширение философских коммуникаций с Западом, приобретаются новейшие наработки европейского интеллекта (Шеллинг, Кант, Конт, Гегель, Шопенгауэр, Спенсер, Маркс, Ницше) [19, с. 57].

Важнейшие философские идеи в XIX в. часто посещали не систематизаторов-теоретиков, а посетителей философских кружков (западники, славянофилы и любомудры), литературных критиков и публицистов (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, Н.К. Михайловский, А.А. Григорьев), религиозных писателей (К.Н. Леонтьев), выдающихся художников пера (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский), революционных теоретиков (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров) и т.п. Именно носители «вольной философии», мыслители такого типа были инициаторами сверхновых философских течений, обогащали и развивали терминологию, хоть они могли и не создавать оконченных философских теорий. Это не указывает, разумеется, на ущербности их разума. Наоборот, как раз мысли такого рода намного быстрее «перехватывались» интеллигенцией и свободно распространялись в столицах и провинции через «толстые журналы» [15, с. 26].

Всех этих философов характеризует то, что они примыкали к разным «идейным течениям», которые были лишь отчасти философскими, так как включали значительный пласт нефилософской – исторической, богословской, социально-политической, эстетической, экономической и прочей – проблематики. Идеи таких философов, как К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, П.Я. Чаадаев и другие, употреблялись и в XIX, и в XX в. различными идейными группами, и опять же не только в философском, но и в геополитическом, богословском и культурологическом контекстах [7, с. 37].

Русская интеллигенция теснее была связана со «свободной», а не с университетской (профессиональной) философией. Это происходило потому, что правительство и ученые-философы понимали по-разному цели распространения философских познаний. В России исключительно поддержка с боку государства обеспечивала в области философии работу системы профессиональной подготовки. В этом смысле, по определению А.С. Пушкина, правительство исполняло в России роль «единственного европейца». Панорама теорий человека, которые были созданы в этих столетиях, значительна. В неё укладываются представители разных философских течений [26, с. 91].

Так, философия России возникает перед нами как летопись борьбы двух антагонистичных направлений: устремления сформировать жизнь на европейский манер и желания уберечь от иностранного влияния традиционные формы русской национальной жизни, в результате которого появились два философско-идеологических течения: западничество и славянофильство.

Славянофильство и западничество – две противоположные и в тоже время взаимосвязанные стези в формировании русской философской мысли, показывающие большой творческий потенциал и самобытность русской философии ХХІ столетия [13, с. 23].

Философия России имеет ряд существенных особенностей. Русские мыслители, в отличие от деятелей классической философии Германии, видели в философии средство разрешения конкретных проблем бытия человека. В основе русской философии были построены оригинальные историософские теории (Н.А. Бердяев). В отличие от европейской традиции в них история показана не как результат работы абсолютного Разума, а как историческое действо личности и народа. Социальная направленность в разрешении проблемы человека появилась у философов социалистической и материалистической школы. Русские философы выставили как нравственный абсолют идеал Богочеловека. Для философии России характерен панморализм: в нравственности русские философы находят путь спасения для всего человечества, сотворение нового образа человеческой жизни, духовного возрождения социума и человека. Философскую мысль России отличает описание общечеловеческих ценностей и норм, нашедших самовыражение в христианской доктрине. Центральное место среди этих ценностей занимает идеал всеединства (соборности) [10, с. 86].

Важной чертой философии России есть ее родовая связь с эллинизмом, начала которого нужно искать в восточном (греческом) христианстве. Второй существенной чертой, эффектно выступающей в философии России, есть ее глубочайший интерес к человеку: Что такое человек? Что такое я сам? Для философии России и всего мышления русских людей характерно, что его лучшие представители видели человеческую духовную жизнь не как сферу субъективного (не как сферу абстрактного субъекта) – русские философы видели в духовности особый мир, специфическую реальность, сопряженную в своей глубине с божественным и космическим бытием; для русских характерны акцентирование предназначенности и способности человека быть подобным Богу, человеческая включенность в Космос [31, с. 25].

В формировании русской философской мысли необычно важную роль сыграли проблемы нравственности. Исключительным примером может послужить нравственная философия Вл. Соловьева, где узловым компонентом смысла как онтологическая сущность есть Добро, " осуществляемое через все". Русский философ всегда ищет правду, старается не только постигнуть жизнь и мир, а познать нравственные принципы бытия и мироздания, чтобы улучшить мир. Тот же вопрос включен и в тему русской поэзии, русской литературы (Ф.И. Тютчев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие) [33, с. 33].

Одной из значительных проблем русской философской мысли есть отношение русского философского мира к западноевропейской культуре.

К нюансам русской философии также возможно причислить гносеологический реализм. Человек зрит мир проходящим в себя и себя ушедшим в мир. Человек миру не противопоставляется, но ему принадлежит и в принципиальной познаваемости мира не сомневается. Кроме логического, рационального, интеллектуального видов знания, гигантская роль отводится прямому постижению окружающей реальности, чувственному опыту, интуиции. "Русские философы верят интуиции интеллекта, эстетическому и нравственному пробам... но прежде всего они верят религиозному мистическому опыту", – написал Н.О. Лосский [20, с. 13].

Рассмотрение духа человеческого в исторической и социальной философии шло здесь как религиозная этика человечества коллективного. Русское мировоззрение, в противоположность западному, заключает в себе эффектно выраженную "Мы – философию" (философию "Мы"). Это объясняется тем, что спастись возможно только вместе (принцип простой религиозной вероятности). Кроме того, "Мы" - это органическая целостность, единство, в коем его части им пронизаны и с ним связаны, но при этом своеобразие и свобода "Я" не отвергается [28, с. 18].

В философских идеях ряда русских мыслителей (например, А.С. Хомяков и других) развивается понятие соборности. Сама идея соборности возымела в отечественной философии немалый смысл. Соборность значила сочетание свободы и единства многих лиц на ниве их совместной любви к Богу и буквально всем абсолютным ценностям бытия. Легко понять, что принцип соборности означает многое не только для церковной доктрины, но и для решения множества вопросов в духе слияния универсализма и индивидуализма, для рассмотрения тем общественной и духовной жизни [11, с. 53].

Но можно отнести к граням (к недостаткам) философии России XIX – начала XX в. ее систематическую недоработанность, несистематичность, кое-какую недооценку рационалистических тенденций.

Специфика философии России – в ее теснейшей связи с русской культурой, и более всего - с литературой. Ориентиры на гуманитарное познание, на искусство и литературу, на проблематику человека предстают в русской философии начала 20 века безусловной доминантной. Отсюда берет начало ее оригинальный персоноцентризм, антропоцентризм, предстающий чаще всего в виде «христоцентризма», т.е. в виде философии религиозного человека [30, с. 14].

И наконец, невозможно не отметить религиозность философии России. Ведь сама теология и религия были первой формой философии, они переполнены философскими мыслями. Кроме того, русские философы особенно доверяли религиозному мистическому опыту, определяющему связь человека с Богом. Как подчеркивал Н.О. Лосский, религиозный опыт дает самые важные факты для центральной задачи философии – выработки теории о мире как едином целом. Группа русских мыслителей – П.А. Флоренский, С.Г. Булгаков, Вл. Соловьев и многие другие – всю свою жизнь посвятили выработке всеобъемлющего православного мировоззрения [18, с. 18].

Итак, русская философия возникает не в 6 в. и даже не в 18 в., а в полную силу лишь в 19 столетии, во второй его части. «Но это было подлинно великий почин, ибо он был связан с именами В.Л. Соловьева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Философское самосознание русского народа в их творчестве «на весь мир» заявило о себе – уже не как имитация Запада (немцам, французам, византийцам), а как безупречно самостоятельный глас, вносящий свою собственную тональность и свою тему в многоликий симбиоз культур, в сложнейшую духовную полифонию цивилизации людей» [6, с. 10].

В конце необходимо отметить, что невозможно говорить о совершенной противоположности и несопоставимости философии западноевропейской и русской. Отношение между ними можно сравнить с коммуникациями между своеобразными, но внутренне близкими людьми. Русская и западноевропейская культуры происходят от смешения христианства с духом античности и “ лишь являются разными ветвями общего ствола” [8, с. 41]. Такое духовное сродство всегда отмечали наши величайшие мыслители-философы.

 

Выводы по Главе 1:

Философия (от греч. «любовь к мудрости») очень точно определена в древнерусском слове «мудролюбие». И, не глядя на то, что философская мысль России представлена самыми разными школами, ориентациями и направлениями, при решении философских задач в ней преобладали яркая выраженная установка на мораль, неизменная обращенность к историческим судьбам России и человека в ней.

В русской философии ХIХ-ХХ столетий различают три этапа. Первый – когда философское творчество было главным образом направлено на то, чтобы постигнуть свои собственные задания, свою самостоятельную стезю (период с начала ХIХ века до его середины). Это работы П.Я. Чаадаева, славянофилов и западников.

С середины до конца ХIХ века длится второй этап. Здесь объявляется целый спектр философских течений: материализм Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, М.А. Бакунина и других; Вл. Соловьев - религиозная философия; младшие славянофилы К.Н. Леонтьев, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский; позитивистская школа К.Д. Кавелина, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского и других; неокантианство И.И. Лапшина и А.И. Введенского; персонализм Л.М. Лопатина, А.А. Козлова. Особой строкой нужно отметить космическую философию Н.Ф. Федорова, произведения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

Третий этап русской философии - начало ХХ столетия. От Вл. Соловьева исходят религиозно-философской идеи, включающее такие лица, как С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, а также философские идеи поэтов-символистов Вяч. Иванова, В. Мережковского, А. Белого. Особняком идут противоречивые и сложные фигуры Л. Шестова и В.В. Розанова. Из новейших религиозных русских философов можно отметить Г.В. Флоровского, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина. В ХХ веке идеи Н.Ф. Федорова развивают естествоиспытатели А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский и гуманитарии – художники, поэты, писатели – Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский, В. Чекрыгин, А. Платонов.

Содержательные идентичности русской философии таковы:

- русская философия основывает свою теорию познания на базисе живого (жизненного) опыта личности и непосредственной данности сознанию бытия;

− фундаментальной чертой русского мировоззрения есть “соборность”, или приверженность духовному коллективизму;

- истина в русской философии понимается не как бесстрастное теоретическое постижение мира, но как “правда-истина ”, которая обязана быть основой справедливой, подлинной жизни как личности, так всего человечества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5039 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2684 - | 2246 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.