Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образы науки в отечественной литературе XVIII-XXI вв.

И.А.Герасимова

Рассматриваются вехи истории представлений о науке, ее предмете и методологии, роли в жизни общества. Исследование проведено совместно с магистрантами, изучающими курс по философии науки. Основой анализа стали энциклопедические словари и учебные пособия.

Ключевые слова: наука, общество, идеология, воспитание личности, социальный контекст, социальная оценка техники.

Gerasimova I. Images of science in the Russian literature of XVIII-XXI centuries.
Are considered landmarks of the history of ideas about science, its subject and methodology, role in the life of society. The study, conducted jointly with undergraduates studying a course on the philosophy of science. The basis of the analysis are encyclopedic dictionaries and manuals.
Key words: science, society, ideology, education of the individual, the social context, the social assessment techniques.

Смысл фразы «наука в социальном контексте» прозрачен для специалистов-эпистемологов, но не для неспециалистов, изучающих курс «История и философия науки». Углубленные в освоение своей естественнонаучной, технической или специализированной гуманитарной дисциплины, магистранты и аспиранты порой с трудом постигают философскую лексику. Новейшие тенденции в высшем образовании предусматривают сокращение лекционных часов и расширение часов на практические занятия (семинары) и самостоятельное изучение. Как правило, на лекции задается только понятийная схема, которую, должен освоить слушатель. Как показывает исторический опыт преподавания, лучше всего усваивается информация, добытая и осмысленная самостоятельно. На одном из семинаров с магистрантами химиками-технологами самом начале курса для доклада было предложено задание: выбрать из словарей определения науки и проанализировать их. Замысел преподавателя был прост – «все познается в сравнении». Подразумевались современные словари, и соответственно, речь должна была идти о понимании науки как особой сфере культуры, философском понимании истории науки, роли науки в техногенной цивилизации, структуре научного знания, особенностях языка и методологии науки, науке как социальном институте и пр. Добросовестные докладчики поняли задание по-своему, представив обширный материал для обсуждения, который охватывал определения науки в отечественной литературе XVIII-XXI вв., почерпнутые из словарей. Замечу, что такой результат как нельзя ярко характеризует возможности электронной культуры в отношении быстрой доступности информации. Сама информация оказалась неожиданно интересной и спровоцировала спонтанное исследование вопроса на семинаре, результаты которого я хочу предложить вниманию читателя.

Можно отобрать энциклопедические и толковые словари, а также работы выдающихся ученых и политических деятелей. Приведу желательный список:

- Соловьев Вл.С. Наука // Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Т.20А. 1897.

- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Репринтное воспроизведение издания 1903-1909 гг., осуществленного под ред. проф. И.А.Бодуэна де Куртенэ. Переиздание: М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс». 1994.

- Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.И.Ушакова. В 4-х т. Первое издание: М., 1935-1940.

Философская энциклопедия. В 5-ти томах. М.: Советская энциклопедия. 1960-1970 гг.

- Алексеев И.С. Наука // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983.

- Степин В.С. Наука // Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М.: Мысль. 2000. Второе дополненное издание. М.: Мысль. 2010.

- Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Под ред. И.Т.Касавина. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». 2009.

- Можейко М.А. Наука // История философии: Энциклопедия. Под ред. Грицанова А.А. Мн.: Интерпресссервис. Книжный дом. 2002.

Горохов В.Г. Наука // Новая российская энциклопедия. Т.11(2). М., 2013.

Сравнительный анализ предполагает методологию. Можно предложить следующие аспекты рассмотрения темы, на которых полезно сосредоточить внимание учащихся:

- этимология слова «наука». Различие между «образом науки» и «понятием науки»;

- особенности и характерные черты русского языка, которые позволяют установить историческое время автора. Особенности стиля мышления автора (художественные, научные, философские, идеологические элементы);

- наука и культурная жизнь общества. Отношение к научной деятельности;

- наука и власть, наука и идеология;

- организация научной деятельности, наука как социальный институт;

- наука и познавательные практики;

- понимание предмета науки, целей науки, уровней научного исследования;

- наука и философия, предмет и цели философского исследования науки.

К размышлениям о науке и ее предназначении лучше всего приступить с пояснений Толковых словарей. Свой словарь Владимир Даль в самом начале XX в. назвал «Толковый словарь живого великорусского языка», в 35-40 гг. того же века вышел словарь Д.И.Ушакова, который назывался просто: «Толковый словарь русского языка». Необходимость в новом словаре обуславливалась серьезными изменениями лексики, привнесенными волнами Октябрьской революции. Язык довольно быстрыми темпами упрощался. Новая волна трансформаций языка стала набирать силу после распада СССР и перестройки, и в немалой степени по причинам глобализации. Сегодня выражение «живой великорусский язык» выглядит архаизмом, и в Интернете пишут просто: «словарь Даля», «словарь Ушакова».

В Толковых словарях приведены пословицы, в краткой и ёмкой форме передающие суть слова «наука». В самом широком смысле «наука» ассоциируется с научением, которое предполагает знание, опыт и способы его передачи молодым поколениям. В житейском понимании Даль приводит два значения понятия «науки»: 1) «Ученье, выучка, обученье. Жизнь – наука, она учит опытом. Отдать кого, пойти или взять кого в науку. Не для муки, для науки. Кнут не мука, вперед наука. Наука – не мука. Наука учит только умного. Дураку наука, что ребенку огонь». 2) «Чему учат или учатся, всякое ремесло, умение и знание». Смыслы, приближенные как пониманию науки как специализированной деятельности, у Даля поясняются следующим образом: 3) «в высшем значении зовут так не один только навык, а разумное и связное знание; полное и порядочное собранье опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное, последовательное изложение любой отрасли, ветви сведений». На современном языке мы скажем: «в высшем значении под наукой понимают систематизированное эмпирическое и теоретическое знание». В российском обществе с первых шагов социальной организации науки в XVIII в. в виде академий и университетов «научение» предполагало воспитание и совершенствование разума человека, общественную пользу. Это отражено в пословицах. Характерны гуманистические высказывания М.В.Ломоносова о значимости науки для общества и отдельного человека: «Наука есть ясное постижение истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала в юности, в старости подпора, строительница градов, полков, крепость, утеха в несчастии, в счастие украшение, везде верный и безотлучный спутник»[1]. Как считают сами учащиеся – что имел в виду Ломоносов под «непорочным увеселением в жизни»? Как эта идея воспринимается сегодня?

В Энциклопедическом словаре, выпущенном акционерным обществом Ф.И.Брокгауза и И.А.Эфрона в Российской империи в конце XIX – начале XX века, принимали участие выдающие русские ученые и философы. Статья «наука» написана Вл.С.Соловьевым. В ней различаются два смысла данного понятия – общекультурный и специальный: «Наука. В широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке и отчету и приведенных в известных систематический порядок, начиная от теологии, метафизики, чистой математики и кончая геральдикой, нумизматикой, учением о копыте кавалерийских лошадей. В более тесном смысле из области науки исключаются, с одной стороны – все чисто фактические и технические сведения и указания, а с другой стороны - все чисто умозрительные построения, и она определяется как объективно достоверное и систематическое знание о действительных явлениях со стороны их закономерности или неизменного порядка. Хотя на самом деле существуют только особые науки, но это не мешает говорить о науке в единственном числе, разумея под этим общее свойство всех наук или самую научность, в неравной степени принадлежащую различным результатам познавательной деятельности ума»[2].

Как можно заметить из приведенного определения в начале прошлого века технические науки еще не сформировались. Любая рациональная систематизация могла быть названа научной в широком смысле слова: теология, метафизика, учение о копыте кавалерийских лошадей.

В советский период антропологические смыслы занятий наукой мало волнуют общество, набирают силу новые ориентиры – социальные и идеологические. Подчеркивается, что наука становится активной силой как в жизни общества, так и в преобразовании природы. Известно, что цензура требовала от ученых давать обязательные ссылки на высказывания вождей. Так, в Толковом словаре Ушакова, наряду с описанием контекстов употребления слова «наука», отдана дань историческому времени: «Наука. Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир. “Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое и чутко прислушивается к голосу опыта, практики”. Сталин. “Партия не может быть нейтральная в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки и дут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке” Сталин».

Перед нами яркий пример идеологического использования науки. В Словаре Ушакова приведены высказывания И.В.Сталина, взятые из «Беседы с первой американской рабочей организацией 9 сентября 1927 г., опубликованные в газете «Правда» 15 сентября 1927 г.[3] Сталину был задан вопрос относительно членства в партии в условиях, когда «реакционное духовенство подавлено». Предполагалось, что религия может поддерживать науку в целом и не противостоять коммунизму. Американские рабочие считали, что член партии может иметь личные религиозные убеждения. Сталин в своем ответе отметил, что он не знает таких «хороших коммунистов», которые придерживаются этой точки зрения. Формально нет ограничений на прием в партию, если человек принимает устав, программу и платит членские взносы. Однако фактически партия, как подчеркнул, Сталин не может быть нейтральной к религии: «Проведя отделение церкви от государства и провозгласив свободу вероисповедания, мы вместе с тем сохранили за каждым гражданином право бороться путём убеждения, путём пропаганды и агитации против той или иной религии, против всякой религии». Как показала история, борьба против религии отнюдь не велась путем убеждения.

Сегодня вопрос о взаимоотношениях науки и религии активно обсуждается в обществе. В рамках курса «Философия науки» по тему «Наука и религия» пишутся рефераты, освещая исторические этапы взаимоотношений двух сфер культуры, роли религиозных убеждений в мировоззрении ученого. Во многих учебных пособиях своеобразие настоящего момента усматривается не в противостоянии, а в диалоге когнитивных практик. Так например, в Энциклопедии по истории философии белорусских авторов читаем: «Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира»[4]. Предполагается, что наука «дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества – моралью, религией, философией, искусством и т.д.»[5]. Можно попросить учащихся самостоятельно подумать: по каким вопросам и каким образом может наука взаимодействовать с религией? Стоит обратить внимание на то, что философия призвана выполняет роль посредника в диалоге когнитивных практик. Область веры и область знания исторически разошлись, тем не менее существуют глобальные вопросы, по которым возможен диалог: картина мира, проблема эволюции человека, гуманитарная экспертиза научно-технических проектов, ценностные ориентиры деятельности человека и т.д. Стоит внимательно отнестись к приемам идеологии любого характера – политической, религиозной и даже научной. Идеология не предполагает объективного научного исследования, востребованности критического мышления, как правило связана с упрощением и целенаправленным проведением интересов определенных групп людей. Диалог науки и религии предполагает высокий уровень культуры мышления.

В пятитомном издании Философской энциклопедии в 1960-1970 гг., по общей оценке специалистов, удалось в значительной степени избавиться от идеологической нагруженности философского знания, в первую очередь это касалось философских вопросов естествознания, логики, методологии науки. Представляют несомненный интерес воспоминания участников проекта о том, в каких условиях проходила борьба за идеи и право на свободное высказывание. Как пишет один из редакторов ФЭ М.М.Новосёлов, никто не отменял марксистско-ленинскую философию в 1970-ом. «На это потребуется еще тридцать лет ожиданий. Ее отменили в своем сознании (de facto и de jure) некоторые из тех, кто создавал в редакции общий философский климат 4-го и 5-го томов»[6]. Работа над статьями Философской энциклопедии может служить примером социального выживания науки в условиях политического пресса. Новосёлов отмечает: «Жизнь под постоянным идеологическим давлением имеет одну положительную сторону. Она обязывает редактор к творчеству, к борьбе «за мысли, подходы, факты» (Гальцева). Если хочешь спасти статью, надо обеспечить ей высокое качество»[7]. Качество статей по математической логике, в частности, обеспечивалось авторским коллективом, серьезным обсуждением на научных семинарах и по переписке.

Обратим внимание на оборот «Наука – система знаний <…> о способах планомерного воздействия на окружающий мир» в словаре Ушакова. В данной фразе отражена многовековая установка западноевропейской цивилизации на активное преображение природы. Данная установка зарождалась в недрах новоевропейского сознания, просвещенческой веры в разум человека, в безграничность познания и правомерность создания новой, «окультуренной» природы. Подразумевается, что можно природу «подправлять», открывая ее законы. Сегодня, в условиях экологического кризиса, провоцирования техногенных рисков результатами инновационной научно-технической деятельности отношения между человеком и природой обсуждаются при иных акцентах. Ширится движение и среди ученых, и среди общественности за новые отношения с природой, приходит понимание необходимости гармонизации техносферы и биосферы, первостепенной значимости ценностей и этики в познании и преображении природы. Наука XXI в. на определенном витке своего развития начинает осознавать мудрость древних цивилизаций, выраженную в античной установке «учиться у природы».

Словосочетание «планомерное воздействие» отражает политико-экономический язык советского периода, когда экономика имела общегосударственный плановый характер, осуществлялся государственный контроль за организацией труда и научными исследованиями. В те годы научно-техническое развитие считалось приоритетным. Категориальная сетка и язык марксистко-ленинской философии отразились на интерпретации целей и сущности науки в Большой советской энциклопедии, в пятитомном издании Философской энциклопедии и в Философском энциклопедическом словаре. В БСЭ статья «наука» написана д.филос.н. И.С.Алексеевым, а раздел «Классификация наук» - академиком Б.М.Кедровым. Науке, как уже было сказано, в советский период придавало особое значение в жизни общества: «Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. <…> Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле – теоретическое отражение действительности»[8].

Термин «производительная сила» - из языка марксистской политической экономии и социальной философии. Интерпретация науки как непосредственной производительной силы предполагала материалистическое решение т.н. основного вопроса философии: «бытие определяет сознание». Наука как производительная сила мыслилась как доминанта общественного бытия. Строго говоря, наука, искусство, религия и пр. назывались сферами общественного сознания, при этом науке в ценностном ключе отводилось особое значение в строительстве коммунистического общества, а на практике наука и техника планомерно развивались с приоритетами военно-промышленного комплекса. Сегодня говорят о сферах культуры.

За словосочетанием «теоретическое отражение действительности» стоит ленинская теория отражения. Согласно материалистической философии, отражение суть «всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта»[9]. Формы отражения разнообразны в неживой и живой природе. Для человека, обладающего сознанием и самосознанием, отражение мыслилось как социальный по своей природе творческий процесс, характеризующийся избирательностью и целенаправленностью. Примечательно, что в советский период провозглашались гуманистические идеалы, выражавшиеся в соединении науки с другими сферами практически-духовного освоения мира. Считалось, что «наука будущего, гармонически соединяющая познавательные, эстетические, нравственные и мировоззренческие элементы, будет соответствовать всеобщему универсальному характеру труда при коммунизме, непосредственной целью которого является всестороннее развитие человека»[10]. Интересно, что думает нынешнее поколение о сути «универсального характера труда при коммунизме»?

При анализе текстов, принадлежащих к различных историческим эпохам, важно сконцентрировать внимание учащихся на смыслах сказанного, научить их отвлекаться от конкретного выражения идей. Несмотря на разность языков, все-таки существо постановки вопросов и решений относительно понимания науки остается. Можно усмотреть исторические тенденции в развитии научного познания, следствия которых проявились в сегодняшней жизни. Сегодня не говорят о науке как производительной силе, но вводится в научный оборот термин «технонаука», значения которого связывают с таким состоянием общества, когда происходит сращивание науки, технологий и общества, обнажаются крайности «рискованного общества» (У.Бек). Ранее НТР прочитывали как «научно-техническая революция», а сегодня - «научно-техническое развитие». Произошла смена в общественных настроениях, оптимизм сменился более взвешенными оценками техногенной цивилизации, которая амбивалентна: с одной стороны предоставляет новые возможности для творчества, коммуникаций, комфортной жизни, а с другой стороны, расписывается в неспособности контролировать порождаемую сложность техногенного развития. Актуальна мобилизация всех позитивных ресурсов общества для выхода из глобального кризиса. Характерная черта времени, несмотря на препятствия, усиливающийся всемерный диалог между наукой и иными сферами культуры.

Философия советского периода делала акцент на социальной природе человека и, соответственно, отдавался приоритет проблемам социальной природы творчества, познания, воспитания, образования и, вообще, жизнедеятельности. В обиход методологов науки вводится понятие «социокультурные предпосылки науки». Активно обсуждаются интерналистская и экстерналистская модели научного познания. Если первая делает акцент на внутренних, познавательных факторах развития науки, то вторая – на внешних, социокультурных факторах. В «Энциклопедии эпистемологии и философии науки» в специальной статье В.Ж.Келле «Наука в социальном контексте» данная область исследований квалифицируется как междисциплинарная, охватывающая эпистемологию, социологию и историю науки. Подчеркивается, что в методологическом отношении интернализм и экстернализм, если убрать крайности, взаимно дополняют друг друга. «Социум и научное сообщество, - пишет Келле, - можно рассматривать как два разных уровня социальной детерминации познания. Третий уровень представлен индивидом как субъектом познания с его социальными качествами, психологическими установками, ценностными ориентациями»[11].

В «Новой философской энциклопедии», первое издание которой датируется 2000г., а также в «Энциклопедии эпистемологии и философии науки» 2009 г. науке посвящены статьи академика В.С.Стёпина. «НАУКА – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. Как вид познания наука взаимодействует с др. его видами: обыденным, художественным, религиозно-мифологическим, философским. Возникает из потребностей практики и особым способом регулирует ее. Наука ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности»[12].

Заметим, что в приведенном определении другие сферы культуры не просто сопоставлены с наукой, но мыслятся как альтернативные виды познания, каждый из которых имеет свою специфику и право выполнять определенную роль в культуре. Один из обсуждаемых в курсе по философии науки вопросов касается специфики разных сфер культуры в аспекте познания. Его можно раскрыть, поставив ряд вопросов: В чем специфика той или иной сферы культуры? Какова роль обыденного опыта в жизни человека прошлого и современного человека? Как вы понимаете искусство (литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, музыку) как способ познания? Какую роль играет образ и символ во вненаучных когнитивных практиках? Каким образом наука может взаимодействовать с обыденным опытом? Какова роль научно-популярных журналов? Что такое здравый смысл в науке? Можно ли говорить о научной повседневности? Можно ли привести примеры мифов современной науки? Как вы понимаете обороты – «наука в искусстве» и «искусство в науке»?

Вопрос о взаимоотношении науки и философии ставился и дискутировался на протяжении всей истории философской мысли. В конце XIX в. Владимир Соловьев отмечая саму возможность обсуждать науку в целом, писал: «Существенные признаки науки, как таковой, или свойства научности сводятся к двум условиям: 1) наибольшей проверенности или доказательности со стороны содержания и 2) наибольшей систематичности со стороны формы. Оба эти условия ставят науку в неизбежную связь с философией как такой областью, в которой 1) окончательно проверяются понятия и принципы, безотчетно предполагаемые различными науками, и 2) сводятся к всеобъемлющему единству все частные обобщения этих наук»[13]. Если перевести сказанное на современный язык, то в отношении существенных признаков науки пункт первый касается эмпирического и теоретического уровней научного исследования, пункт второй охватывает главным образом методологию и уровень обобщенных теоретических моделей и концепций. Критерии системности, обоснованности и доказанности отличают науку от обыденного познания. Для научного способа познания характерны: выработка специального языка и методологии, тщательная продуманность эксперимента, возможность открытия новых горизонтов реальности с помощью технических достижений. Кроме того, как подчеркивает В.С.Стёпин, в науке «требуется особое обучение познающего субъекта, которое обеспечивает его умение применять свойственные науке средства и методы при решении ее задач и проблем»[14].

Пункты в определении В.Соловьева, относящиеся к философии, раскрываются на метанаучном уровне исследования, предполагающем рефлексию над научной картиной мира, идеалами и нормами научности, философскими основаниями науки и пр. К настоящему времени разработаны философские методологии, позволяющие оценить историю науки, ее настоящее состояние и дать прогноз будущему научно-техническому развитию. Накапливание научных фактов, открытие новых предметных областей приводили к возникновению новых типов рациональности, к усложнению организации научных исследований. В концепции науки В.С.Стёпина различается классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность. Сегодня методологи выделяют дисциплинарно, междисциплинарно и проблемно ориентированные научные исследования. В реалиях современной жизни актуальным становится проблема взаимоотношений науки и общества, что приводит к актуальности трансдисциплинарных исследований. Трансдисциплинарность предполагает совместность исследования, обсуждения и принятия решения специалистами, политиками и общественностью в вопросах, касающихся жизненноважных направлений научно-технических исследований и внедрения инноваций и проектов. Для философии трансдисциплинарность связывается с развитием такого направления как социальная оценка техники (гуманитарная экспертиза технических проектов).

Автор учебного пособия по философии и истории науки для аспирантов естественнонаучных и технических специальностей В.Г.Горохов мыслит социальную оценку техники как ядро исследований научно-технического развития и инновационной политики, сочетающее в себе естественнонаучные, технические и социо-гуманитарные знания[15]. Оценка эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности, как справедливо отмечает Горохов, представляет собой комплексную проблему. Согласно автору, в комплексных исследованиях должны принимать участие естественные, технические, экономические, социальные, политические, юридические науки. Особо выделяется этика, которая «принимает сегодня на себя особую роль, поскольку многие возникающие в процессе научно-технического развития следствия не являются четко юридически квалифицируемыми, но имеют вполне определенную моральную окраску, а исследователи и проектировщики больше не в состоянии объявлять себя этически нейтральными»[16].

В конце XIX в., когда еще не была развита столь серьезная рефлексия над научной деятельностью, Владимир Соловьев писал: «В последние десятилетия замечался поворот к более глубокому и многостороннему объединению философии и науки, результат которого еще не выяснился». Как показал анализ статей из Энциклопедий к XXI в. накоплен солидный материал, освещающий взаимоотношения науки и философии во всем многообразии аспектов: методологическом, социокультурном, антропологическом, когнитивном, этическом, эстетическом и пр. Более того набирающая силу социальная оценка техники как новейшее направление исследований, равно как и общественное движение, свидетельствуют о чуткости философской рефлексии к насущим практическим проблемам современности. В «Новой российской энциклопедии» в статье В.Г.Горохова «наука» подчеркивается, что «развитостью науки определяется сегодня в значительной степени место той или иной страны в мировой цивилизации. Количество научных организаций и работающих в них ученых, объемы финансирования являются сегодня не только общегосударственным делом тех или иных стран, но и заботой всего мирового сообщества. На нее возлагаются надежды простых людей и правительств в разрешении многих насущных для человечества проблем, например, таких как обеспечение энергией, развитие новых транспортных средств и коммуникаций, излечение до сих пор неизлечимых болезней и т.д.»[17].

При введении курса по истории и философии науки в высшем образовании преследовали цель гуманизации естественнонаучного, технического и вообще специального образования. Каждый год мои магистранты меня благодарят за этот курс, отмечая, что это единственный предмет, «где можно подумать». В этом году курс оценили даже как прагматический в отличие от других предметов. «Здесь учат ставить вопросы и отвечать аргументированно, данные навыки ценны для жизни» - мнение одной из учащихся. Многие из учащихся получают двойное образование, обучаясь в России и за рубежом. Разрушительная политика в отношении отечественной науки и образования для них очевидна. В те дни, когда писалась данная статья, в интернете активно обсуждался вопрос о так называемом «кандидатском экзамене по философии». Дискуссия в приведенной формулировке проблемы была инициирована заявлением министра Минобрнауки Д.В.Ливановым о том, что надо «исключить кандидатский экзамен по философии из обязательных»[18]. Заявление было сделано на встрече премьер-министра Д.А.Медведева с аспирантами московских вузов в МФТИ, которая состоялась 26 марта с.г. в Подмосковье. Основания для заявления не были приведены. Уточним: никакого экзамена по философии среди кандидатских экзаменов нет, есть экзамен по «истории и философии науки», в качестве вступительного в аспирантуру сдается экзамен по философии. Программой кандидатского минимума предусмотрены общие вопросы философии науки и вопросы, ориентированные на специальность. Диалектический и исторический материализм как основные разделы философии советского периода давно исключили из программы вузов. Не ясно, что чиновники хотят убрать из кандидатского минимума. Вопрос об исключении кандидатского экзамена по истории и философии науки со специалистами официально не обсуждается. Совершенно очевидно, что исключение курса по истории и философии науки из программы подготовки аспирантов станет очередным ударом по российской науке и образованию[19]. Процессы глобализации расширяют социальный контекст науки до планетарных размеров. Один из пессимистических прогнозов гласит: «Россию в рынок образовательных услуг не имеют намерение включать»[20]. Сказано на современном языке.

 

 


[1] Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. В 10-х т. М., Л., 1955-1959. Т.7. С.122, 262.

[2] Соловьев Вл.С. Наука // Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Т.20А. 1897. http://www.booksite.ru/fulltext/bro/kga/brokefr/3/3114.htm

 

[3] Сталин И.В. Беседа с первой американской рабочей организацией 9 сентября 1927 г. // Сочинения. Т.10. М., 1954. http://petrograd.biz/stalin/10-2.php.

[4] Можейко М.А. Наука // История философии: Энциклопедия. Под ред. А.Грицанова. http://bookz.ru/authors/gricanov-aa/gricanov01/page-142-gricanov01.html

[5] Там же.

[6] Новосёлов М.М. Страницы минувшего (из истории первой отечественной философской энциклопедии) // Логические исследования. Вып.12. М., 2005. С.228.

[7] Новосёлов М.М. Страницы минувшего. Ук.соч. С.231.

[8] Алексеев И.С. Наука // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983. С.403.

[9] Спиркин А.Г. Отражение // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983. С.470.

[10] Алексеев И.С. Наука // Философский энциклопедический словарь. Ук.соч. С.407.

[11] Келле В.Ж. Наука в социальном контексте // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+, 2009. С.566-567.

[12] Степин В.С. Наука // Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М.: Мысль. 2000. Второе дополненное издание. М.: Мысль. 2010. Стёпин В.С. Наука // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+, 2009. С.560-561.

[13] Соловьев Вл.С. Наука // Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Т.20А. 1897. http://www.booksite.ru/fulltext/bro/kga/brokefr/3/3114.htm

[14] Степин В.С. Наука // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Ук.соч. С.562.

[15] Горохов В.Г. Философия и история науки. Учебное пособие. – Дубна: ОИЯИ, 2012.

[16] Горохов В.Г. Философия и история науки. С.160.

[17] Горохов В.Г. Наука // Новая российская энциклопедия. М., Т.11(2). 2013.

[18] См. материалы в Интернете. http://www.kp.ru/daily/26051/2963721/.

[19] См. статью директора Института философии РАН академика Гусейнова А.А. Наука не терпит диктата. http://iph.ras.ru/page22207653.htm.

[20] Соколова В. Итоги модернизации российского образования. http://e.mail.ru/cgibin/link?check=1&refresh=1&cnf=20f5f4&url=http%3A%2F%2Fwww.ras.ru%2Fdigest%2Fshowdnews.aspx%3Fid%3D3ebde095-4ccb-4d10-adcffe07776a70e8%26print%3D1&msgid=13669156970000000843;0,1&x-email=home_gera%40mail.ru&js=1



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Теоретические основы исследования образа человека в русской философии 19 века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 191 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.