Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материализм и идеализм о причинах возникновения сознания

Этапы

Античная философия. (Натурфилософский этап,(занимается поиском научных ответов на философские вопросы, заним. изуч. таких. фил. понятий как материя,сила,жизнь,пространство,время,закон природы; главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала;) Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу. Школа софистов, Сократ) Классический. (Платон, Аристотель); Эллинистически-Римский Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков; Неоплатонизм (философия сближается с религией)

Характерно:

1. Космоцентризм: В центре внимания философов античности находился космос, особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности природы, космоса, мира в целом. Поэтому досократиков называли физиками ("физис" - природа). Этот интерес был обусловлен арактером древнегреческой мифологии, которая была "религией" природы, её обожествлением. Важнейшая проблема древнефеческой мифологии - проблема происхождения мира. Если мифология отвечала на вопрос "кто родил космос, то философия - "из чего он произошёл?
2. С момента возникновения, философия мыслилась, как наука о причинах и началах всего сущего, т.е. античной философии присущ объективизм и антологизм.
Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир - сам по себе, независимо от мышления, воли и желания человека; Антологизм. Антология - учение о бытии, т.е. о том, что действительно существует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых формах и что только
значится существующим;
3. Стихийная диалектика мышления. Космос - главный объект, единое целое. Его начало (Гераклит - огонь, Даллес - вода. Демокрит - атом, Платон - идея),неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы, испытывая всевозможные превращения.

Средневековая философия - IV-XIV вв.; Мировоззр. эпохи средневековья – теоцентризм(философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага) (Этапы: Патристика(2-7вв)-учение отцов церкви, которые соединяли античную философ. и религиозные положения (Августин Блаженный произв. «Исповедь»); Этап становления схоластики (7-12вв) (Боэций,Эриуген,Абеяр); Расцвет схоластики (13 век)(Бэкон,Альберт Великий,Фома Аквинский) – философия которая преподавалась в шк. Обоснование религ. догматов логическим путем. Представиинтель – Фома Аквинский)

Харак. черты: 1)Идеализм(дух первичен); 2)Догматизм(беспрекословная вера); 3)Креационизм(Бог создал все из ничего

 

Эпоха возрождения (XIV-XVII) Представители: Николай Кузанский, Э.Роттердамский, Макиавелли, Монтень.

Харак. черты: адропоцентризм(человек-центр вселенной), гуманизм(признание прав и свобод человека), эстетическое восприятие действительности, реформация(возникн. протенционализма,у католич отним позиции),

Пантеизм(Бог во всем),секуляризация(ослабление влияния церкви на все сферы жизни)

Основной философ. вопрос средневеков. эпохи – вопрос об универсалиях. Общие понятия – это предметы и их свойства, а единичное – это конкретный предмет. Спор об общих понятиях разделил философов на:

реалистов(считали, что общие понятия существ. реально, как дух. сущности вещей) и

номеналистов(считали что общ. понятий не сущ., сущ. реальный предмет, а общие понятия – это их наименования) Номеналист Оккам окончательно разделил область веры и область знания.

Философия «Нового времени» - XV-XIX вв.;Мировоззр. эпохи нов. времени – механицизм (в основе всех явлений лежит механика), Деизм – Богу отводиться только роль первотолчка: создал, запустил и все. Ярко выражена материалистическая тенденция. В поисках истиного метода познания мира философия делится на 2 направления: эмпиризм(в основе истиного познания лежит опыт и чувственные данные; главный научный метод – индукция(от частн.к общ.) представит: Френсес Бэкон, Д.Локк) и рационализм(главный источник познания – разум и логика представит: Р.Декарт,Спиноза,Лейбниц. «Мыслю, следовательно существую» - Р.Декарт. Главный метод рационализма – дедукция (от общ. к частному). Декарт – дуалист, он создал учение о врожденных идеях.

 

Софисты – термин, котор. в древнегреч литературе обозначали учителей мудрости, красноречия, философов 2ой пол. V- 1ой половины IVвв до н.э. Они впервые в Греции стали преподавать свое искусство за плату. В наше время термин «софист» употребл. в значении «ученого, искусно вводящего в заблуждение» Значения слова изменилось благодаря противникам софистов (Сократ,Ксенофонт,Платон,Аристофан), которые высмеивали софистику и считали, что софисты заблуждаются и выдают желаемое за действительное.

 

Сократ – (469г до н.э – 399г Афины). Древнегреч. философ. «Сократич. метод» - метод последовательно и ситематически задаваемых вопросов, имеющ. своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и признанию собствен. невежества. «Индукция Сократа» - установление общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения. Метод Сократа – «майевтика». Сократ считал главным пороком невежество, знания для него – высшая добродеятель

 

 

Онтоло́гия — раздел философии, изучающий бытие. «Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем»

Основной вопрос онтологии: что существует? Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

 

Мате́рия — объективная реальность, существующая вне человеческого сознания и отображаемая им.

Формы существования материи:

1) Пространство (форма существования выражающая протяженность объектов, их строение.; Свойства: протяженность, однородность, трехмерность, изотропность(одинаковость физических свойств среды по всем направлениям)

2) Время (форма существования материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояния; Свойства: длительность, одномерность, однородность, необратимость)

3) Движение - философская категория, отражающая любые изменения в мире. (св-ва неуничтожимость, вечность)

Формы движения: механическая,физическая (тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная), химическая,биологическая.,социальная,географическая

4) Системность

 

Сознание – высший уровень психологического отражения действительности.

 

Материализм и идеализм о причинах возникновения сознания

С точки зрения материалистов причина возникновения сознания – длительная биологическая эволюция материй.

Вульгарный материализм (представители Бюхнер, Фохт, Молешотт) – считают «мозг предназначен для машления, как печень для выделения желчи».

С точки зрения идеализма сознание развивается по своим собственным законам и дано нам свыше. Объективный идеализм считает, что мир существует независимо от сознания человека. Субъективный идеализм считает первичным сознание человека. Крайнее проявление субъективного идеализма – солипсизм («нет меня – нет мира»)

 

Структура сознания:

1) Разум – главная часть сознания, условие и следствие познавательной деятельности, которая может осуществляться рационально и нерационально. Может иметь форму фантазии, воображения, логики. Обеспечивает взаимопонимание людей, необх для их общения и совместной деятельности.

2) Чувства – условие и следствие избирательного отношения к миру. Все что есть в мире вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции, либо нейтральное отношение. В результате у человека формируется богатый эмоц. мир.

3) Воля – часть сознания, которая обеспечивает достижение заранее поствленных целей за счет мобилизации сил необходимых для их достижения. Воля нужна для противостояние неблагоприятным воздействиям, для обеспечения псих. устойчивости.

 

Ф-ии сознания:

1)Отражающая

2)Связывание вновь поступившей инф-ии с имеющимися знаниями.

3)Выделения себя из окружающего мира и противопоставления себя ему как субъект объекту.

4)Целенаправляющая ф-ия

5)Мысленное моделирование и учет возможных последствий

 

Самосознание – есть форма сознания, это осознание человеком своих действий,чувств,мыслей,мотивов поведения, интересов,своего положения в обществе. Самосозн. – это сознание направл. на самого себя.

Включает в себя: 1) Самонаблюдение, 2) Самоконтроль, 3) Самоанализ

 

Язык и мышление. Мышление – высшая форма активного отображения объективной реальности, целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Язык – это знаковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общ-ва. Виды языка: естественный, искусственный, язык жестов, мимика, вербальное общение (речь), письменность, музыка.

3 закона диалектики. Закон – связь которая характеризуется всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

1)Закон единства и борьбы противоположности. Этот закон раскрывает источник движущей силы развития и дает ответ на вопрос «почему?» Суть закона в том, что в любом предмете существуют противоположные стороны – противоположности (это стороны системы имеющ. противоположн. тенденции изменения). Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого, т.е. не только взаимоисключать, но и взаимодополнять друг друга. Для того, чтобы противоположности образовали противоречия, они должны находиться во взаимодействии. Противоречия – это поцесс, его этапы: 1)гармония, 2)дисгармония, 3)конфликт. Чтобы стать источником развития, противоречия должны разрешаться. Противоречия – это ядро диалектики.

2)Закон перехода количества в качество и обратно. Этот закон раскрывает общий механизм развития и даёт ответ на вопрос «как совершается развитие?». Суть закона: в процессе развития количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности количественных изменений. Качество – это совокупность существенных свойств, выражающих определенность вещи. Количество характеризует яления со стороны его величины, интенсивности и т.д. Мера – это единство качественной и количественной опредиленности. Скачок – это процесс перехода от старого качества к новому.

3)Закон «отрицания отрицания». Этот закон харак. развитие со стороны его направленности и результата и дает ответ на вопрос «Каков характер поступательного развития?». Суть: в процессе развития каждая последующая ступень является с одной стороны отрицанием предшествующей ступени, а с другой отрицанием этого отрицания т.к. воспроизводит в изменившемся предмете некоторые св-ва и кач-ва отрицаемого предмета.

В процессе развития сочетаются моменты разрушения старой системы и моменты преемственности, т.е. сохранение св-в старой системы обогащенных новым качеством. Напр. почка > цветок > плод

Отрицание бывает метафизическим (ведет к разрушению системы) и диалектическим (ведет к возникновению новой качественной ступени (уровня), которая базируется на предыдущей)

 

 

Формы познания мира:

Обыденная – констатирует, как протекает то или иное событие, рождается с опытом повседневной жизни.

Мифологическая – происходит на основе представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.

Религиозная – основано на вере в существование сверхъестественных сил и существ, которые являются предметом поклонения.

Художественная – дает целостное отображение мира и человека в нем на основе художественного образа.

Философская – рассматривает мир с точки зрения его предельных оснований, стремясь выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия.

Научная – высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий формирование теоретических знаний, подтвержденных практикой.

Социальная – включенность человека как социального существа в общественную жизнь, которую он изучает; общество познает себя.

 

3 формы чувственного познания:

1) ощущение (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и др) – под этим понимают отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состяний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

2) восприятие – это отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы.

3) представление – это возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал.

 

3 формы рационального познания:

1) понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов реальной действительности.

2) суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении. Суждение отражает связи, существующие между предметами и явлениями.

3) умозаключение – это рассуждение, в ходе которого логически выводится новое суждение (заключение или вывод). Умозаключения формируются на базе суждений и понятий.

Рациональное познание отличается от чувственного своим опосредованным характером.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2132 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.