Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Живопись Ян ван Эйка. Гентский алтарь.




Великим мастером нидерландской живописи, которому безоговорочно принадлежит первенство в нидерландском Ренессансе, является Ян ван Эйк (1390-1441).

Он писал алтарные образы, величайшим из которых является Гентский алтарь для капеллы в церкви св. Бавона. Образ мира, разработанный в Гентском алтаре, где совместно пребывали легендарные религиозные персонажи и жители земли.

 

Гентский алтарь в открытом виде.

Темой алтаря является поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа.

В закрытом состоянии — на внешней стороне алтаря изображён донатор (заказчик) и его жена, молящиеся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В среднем ряду изображена сцена Благовещения. Фигуры Девы Марии и архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором виден городской пейзаж, который, как считается, соответствовал виду из окна в доме Вейдтов. В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц, предсказавших пришествие Христа

 

7. Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини».

Реалистический характер искусства Яна ван Эйка особенно ярко проявился в жанре светского парного «Портрета четы Арнольфини», занявшего особое место во всей нидерландской живописи XV столетия.

 

 

Сюжет картины. На портрете изображено бракосочетание итальянского банкира Джованни Арнольфини, жившего в Брюгге в качестве представителя дома Медичи, и Джованны Ченами, девицы из богатой итальянской семьи. Портрет служил своеобразным «брачным сертификатом», удостоверявшим факт бракосочетания, так как по католической догме той эпохи свадьба могла совершаться без участия священника и даже без свидетелей. Обряд сводился к тому, что жених и невеста произносили слова торжественного обета, а жених поднимал кверху руку.

Психологизм портрета. Решая чисто светскую задачу портретирования, ван Эйк сумел выявить психологический подтекст события, сделав акцент на душевном состоянии персонажей.

Это состояние передано с помощью разнообразных приемов, наиболее характерным из которых являются жесты рук. Приподнятая рука мужчины воспринимается как призыв к тишине, дабы ничто не нарушало внутренней значимости момента; соединенные руки супругов означают их отныне нерушимое единство, а пассивный жест тонкой руки невесты выражает чувство преданности и доверия.

Символический смысл предметов, изображенных на картине. Роскошные апельсины - «Адамовы яблоки» намекали на греховные людские инстинкты, которые в христианском таинстве брака получали очищение. Снятая обувь означала совершение религиозного таинства и аллюзию на плодовитость вследствие прикосновения босыми ногами к земле. Хрустальные четки подчеркивали чистоту и благочестие невесты, а метелка - моральную и физическую чистоту семейной жизни.

Поза и преувеличенно выпуклый живот невесты намекали на будущую беременность. Зеленый цвет платья и красный цвет драпировок символизировали плодородие и любовную страсть. Вместе с тем возвышенное состояние души ван Эйк отобразил при помощи нарочито немощного тела, выступающей из плотных одежд.

 

 

Хрустальные четки. В зеркале отражаются люди, входящие в помещение, где стоит чета Арнольфини. Рама зеркала украшена вставками с изображением библейских сюжетов.

 

8. Отражение основных черт нидерландской живописи в «Портрете четы Арносльфини» Яна ван Эйка.

В этом шедевре, как в фокусе, отразились все основные черты нидерландской ренессансной живописи.

Во-первых, если в Италии художник наделял картину по своему воображению идеальной гармонии, то в нидерландской живописи основная идея выражалась через подчеркивание вполне реальных черт индивидуального характера и через натуралистическое копирование мельчайших деталей быта, одежды, фигур. Взамен некоего подобия покрывал, которыми итальянские художники окутывали свои идеальные фигуры, персонажи картин нидерландских художников одеты в обычные костюмы своего времени, выписанные со скрупулезной точностью.

Во-вторых, передача перспективы и световоздушной среды реализовывалась в нидерландской живописи не только при помощи итальянской перспективы, но и при помощи таких «хитростей», как, например, на этой картине, где висящее за спинами супружеской четы зеркало, в котором они отражаются, углубляет пространство.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 453 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2538 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.