1. Становление культурологии как науки.
2. Структура и состав современного культурологического знания.
3. Культурология и история культуры.
4. Теоретическая и прикладная культурология.
5. Методы культурологических исследований.
6. Культура, цивилизация, культурогенез.
7. Морфология культуры, функции культуры, динамика культуры.
8. Язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации.
9. Культурные ценности и нормы, культурные традиции.
10. Культурная самоидентичность.
11. Социальные институты культуры.
12. Культурная модернизация.
13. Типология культур.
14. Этническая и национальная культура. Восточные и западные типы культур.
15. Специфические и «серединные» культуры.
16. Локальные культуры.
17. Элитарная и массовая культура.
18. Мировая культура: основные тенденции и этапы развития.
19. Культурные символы мирового исторического процесса.
20. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
21. Культурологические теории в России.
22. Российская культура: основные вехи и тенденции развития.
23. Культура России в современную эпоху.
24. Культура, природа, общество.
25. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература
1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2008.
2. Левяш И.Я. Культурология: учебное пособие для вузов. - М.: Айрис-пресс, 2009.
6.2. Дополнительная литература
1. Брагина М.В. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2005.
2.Борзова Е.П. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. - СПб: Лань, 2006.
3. Драга Г.В. Культурология: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
4. Кузнецов П.Е. Культурология: Теория культуры: Учебное пособие. - Самара: Сам ГТУ, 2005.
5. Кузнецов П.Е. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. - Самара: Сам ГТУ, 2006.
6. Кузнецова Т.Ф. Культурология: История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2005.
7. Мчедлов М.П. Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов. - М.: Акад. Проект, 2006.
8. Чернокозов А.И. История мировой культуры: Краткий курс. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Образец оформления титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Сызрани
Кафедра
гуманитарных наук
Самостоятельная письменная работа по дисциплине:
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Вариант № 4
Выполнил:
студент гр. ЭБЗ-101
А.Б. Левашов
Проверил:
канд. филос. наук, доцент
Л.М. Куракина
СЫЗРАНЬ, 2015
Приложение № 2
Образец выполнения самостоятельного задания
Задание № 4
Какой из этапов эволюции каждой культуры связан по О. Шпенглеру, с органическим началом?
а) этап культуры;
б) этап дифференциации;
в) этап цивилизации;
г) этап иерархизации.
Ответ: а) этап культуры.
Освальд Шпенглер (1880 – 1936 гг.), немецкий социальный философ, автор культурологического подхода к типологии общества. По мнению О. Шпенглера культура подчинена жесткому ритму, определяющему основные фазы ее внутреннего развития:
1) рождение и детство;
2) молодость и зрелость;
3) старость и «закат».
О. Шпенглер выделяет два главных этапа культуры:
1. Восхождение – соответствует культуре, характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах человеческой жизни – социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной.
2. Нисхождение – соответствует цивилизации, «механический» тип эволюции, представляющий собой «окостенение» органической жизни культуры и ее распад.
В своей работе «Закат Европы» О. Шпенглер так говорит об этом:
«Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения. Культура умирает после того как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию… Когда цель достигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются – она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, еще многие столетия может топорщить свои гнилые сучья. Мы наблюдаем это на примерах Египта, Китая, Индии и мусульманского мира…»
«Всякая культура переживает возрасты отдельного человека. У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость. Юная, робеющая, чреватая предчувствиями душа проявляется на рассвете романской эпохи и готики… Чем больше приближается культура к полудню своего существования, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно утвердившийся язык форм, тем увереннее становится она в ощущении своей силы, тем яснее становятся ее черты. В раннем периоде все это еще темно, смутно, в искании, полно тоскливым стремлением и одновременно боязнью … наконец, при наступлении старости, начинающейся цивилизации, огонь души угасает. Угасающие силы еще раз делают попытку, с половинным успехом … проявить себя в творчестве большого размаха; душа еще раз с грустью вспоминает … о своем детстве. Наконец, усталая, вялая и остывшая, она теряет радость бытия и стремится … из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики, назад в материнское лоно, в могилу…» [5, 28]