Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности мифологического мышления




Типология мифов

 

По содержанию:

· Мифы творения – являются ядром мифологии. Внутри них можно выделить подгруппы:

o Космогонические мифы – вселенная + рождение – мифы о рождении космоса, Вселенной, всего мира. Это были попытки объяснить, как произошел мир. В мифологии происходил переход от хаоса к космосу. Воплощением хаоса был океан. Греческая мифология говорит о том, что сначала был океан, затем родилась богиня Гея (Земля), которая родила Урана (небо), и затем они создали остальных богов.

o Этиологические мифы – мифы о сотворении отдельных природных или культурных явлений. Это частные варианты мифов творения. Например, почему появилось то или иное растение.

· Мифы астральные – мифы о небесных светилах, созвездиях. Исторически так сложилось, что названия созвездий пришли из греческой мифологии, а названия планет – из римской. Особое место в таких мифах занимают 2 главных светила: Солнце и Луна. Это были либо муж и жена, либо брат и сестра. Мужские божества – Солнце, женские – Луна.

· Мифы антропологические – мифы о природе и происхождении человека, о том, что такое человек и как он появился. Тотемизм – вера в происхождение рода от какого-либо животного.

· Мифы календарные – мифы, которые фиксируют природные циклы. Это мифы, которые как бы заменяют современный календарь. Нужно было объяснить, почему в разные сезоны природа ведет себя тем или иным образом.

· Мифы героические – это мифы о жизни героев, имеют биографический характер. Такие мифы повествуют о происхождении героев, их подвигах, смерти и иногда о некотором времени после смерти.

· Эсхатологические мифы – мифы о конце света. Обычно они обратны мифам цивилизацииническим. Если все вышло из океана, все океаном и будет поглощено.

 

Мифы очень тесно связаны с реальностью, они опираются на коллективный опыт людей. Они воспроизводят систему ценностей людей.

 

Особенности мифологического мышления

 

Миф – это особая форма мышления первобытного человека. Вне мифов не было сознания людей, поэтому есть такое выражение «мифомышление». Мифы – это мышление в конкретно-чувственных образах, а не в абстрактных понятиях. Понятие фиксирует сущность предмета, а образ представляет сущность в конкретном явлении. Сущность предмета – это те главные неповторимые качества предмета, которые есть у каждого предмета такого рода. А образ – это то, что представляет сущность в конкретном явлении. Образ не абстрагируется то конкретного облика. Например, если мы смотрим на дерево с целью выяснить его сущность, то мы просто запишем сущностные признаки дерева: высота, форма листьев, плоды и т. д. Но если мы попытаемся воспринять образ глазами художника, то мы получим образ этого конкретного дерева. Мифы иногда называют метафорами. Метафоризация осуществляется в 2-ух направлениях: перенос качеств человека на природу - олицетворение; овеществление – когда свойства предметов переносятся на человека. В мифологии используется первое направление.

 

Мифологическое сознание отличалось синкретизмом – в такой культуры не отделены сферы культуры. Не расчленялись такие понятия, как субъект и объект, пространство и время, прошлое и настоящее, жизнь и смерть, естественное и сверхъестественное, причина и следствие и др.

 

13.04.12

 

Античная культура является фундаментом для культуры Западного мира.

 

Особенности античной культуры

 

Особая космология – обостренное чувство гармонии космоса – единство бытия и его гармоничность. Человек существовал в едином мире космоса. Особая цельность античного мировоззрения. Человек ощущал себя в единстве бытия. В античном мире наука была постижением философии, постижением гармонии науки и космоса.

 

Гуманизм – другая особенность античной культуры. Гуманизм утверждает высокую ценность человека. Это мировоззрение, которое утверждает высокую ценность человека. В истории культуры гуманизм чаще всего связываются с Возрождением, но ведь в эпоху Возрождения возрождались тенденции и ценности Античности. Гуманизм рождался в условиях демократии, когда человек имел право принимать участие в решении судьбы государства. Античность подарила нам идеал гармоничного человека, который отразился в категории «калокагати́я» (также калокага́тия; др.-греч. καλοκαγαθία, от др.-греч. καλὸς καὶ ἀγαθός — «прекрасный и хороший», «красивый и добрый»). Это означало единство нравственной и физической красоты человека. Красота телесная обязательно дополнялась красотой духовной, иначе говоря, если человек красив телесно, то он не может быть безобразен духовно. Если он обладает красотой телесной, то он несет в себе и благородство, и ум, и храбрость и т. д. Поэтому греки показывают человека в виде прекрасных людей. Этот идеал ярко воплотился в классическом искусстве Античности.

 

Материалистические тенденции – удивительным образом выступают в древнем сознании. Древние цивилизации, в сущности, еще сохраняли мифологический тип мышления. Но в античном мире начинает проступать интерес к природе и материи. Это то, что греки называют телесность мира. Космос – это прекрасное гармоничное тело. Зверь, камень, человек – все это тело. Материально все, вплоть до мельчайшей частицы атома. Философские школы искали первооснову материала. Кто-то считал, что это были атомы, кто-то считал, что это была вода, кто-то считал, что это был огонь и т. д. В любом случае интерес факт признания материальной первоосновы мира. Но были и те, кто считал, что мир идей был первичным по отношению к миру материальному.

 

Другой тенденцией был рационализм. Это мировоззрение, которое ставит разум во главу угла. Разум признается главным средством познания. Есть мир, природа с ее объективными законами. «Миром управляет логос», - говорили греки. Логос – это система законов, которые управляют миром. Этот логос можно постичь с помощью разума – рацио. Важным тут является понятие меры, по достижении которой следовало остановиться. Если превысить меру – мир разрушается. Это некий опыт античного мира – помни о мере. Например, греки пили только разбавленное вино в соотношении ½. По мнению греков достойный человек не позволит себе опьянеть до свинского состояния.

 

Греческая культура была действительно удивительной и очень ярко проявила себя в разных сферах:

 

1. Архитектура и градостроительство. Греческие полисы (города-государства) существовали как некое единство 3-ех частей:

· Священный холм – акрополь – на нем располагались основные храмы города, там совершались основные ритуальные действия.

· У подножия Акрополя находился собственно город – «-поль».

· За пределами города находилось кладбище – некрополь или город мертвых.

 

Греки разработали архитектурную форму храма с колоннами. Периптер – тип древнегреческого храма в антах, прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой. Кортик – ряд из колонн. Нередко использовались колонны разных типов. В зависимости от верхней части колонны отличают 3 архитектурных ордера:

· Дорический – колонна упирается в каменную подушку.

· Ионический – более стройная колонна, которая заканчивается «свитками» (волюты – спиралевидные завитки) по бокам.

· Коринфский – колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.

 

Эти формы затем широко вошли в мировую архитектуру.

 

2. Поэзия. Гомер – автор двух великих поэм: «Илиада» и «Одиссея». «Илиада» повествует о походе на Трою. «Одиссея» описывает похищение и странствие греческого царя Одиссея. В этих поэмах уже выступает интерес к человеку, его подвигам. В XIX веке немецкий ученый нашел Трою и действительно обнаружил несколько культурных слоев, тем самым подтвердив существование Трои и войны. Это была эпическая поэзия.

 

Но была и лирическая поэзия («лира» - музыкальный инструмент) – песни и стихи, которые пели и читали под звуки лиры. Это было выражением чувств автора. Были такие поэты как Эрос, Анакреонт и др. Лирический театр – культ Диониса. В конце зимы, начале весны устраивались «дионисии» - праздники в честь Диониса. Диониса сопровождали сатиры – божки плодородия, поэтому когда устраивались шествия, то люди рядились в сатиров (козлов). Гимн в честь Бога Диониса – Дифирамб. В этой связи стоит упомянуть о театре.

 

 

Все роли исполняли мужчины, на лице у них были маски. Греки настолько ценили театр, что если у бедняков не было денег на вход в театр, то государство выдавало им деньги для этой цели.

 

Затем греки пришли к агону – состязательности в театре, когда судьи решали, кто сыграл лучше. Родились разные жанры:

· Трагедия – «песнь козлов». Это сатира, которая выполнялась в форме дифирамбов. В трагедии из-за собственных ошибок трагически погибал положительный герой. Погибая, герой испытывает душевное потрясение. В связи с этим в философии возникает такое слово как «катарсис» - очищающее, облагораживающее воздействие трагедии через страх и сострадание героя. В самом общем плане это слово стало в культуре использоваться в дальнейшем как «очищение через сопереживание». Сегодня этики и психологи относят катарсис и просто к человеку, обозначая его духовное очищение, достигнутое через страдания. Известные авторы трагедий: Эсхил, Софокл, Еврипид и др. В трагедиях ставилась проблема рока, зависимости человека от судьбы. Другая проблема – проблема нравственного выбора человека. Третьей проблемой была проблема человеческого достоинства.

· Комедия.

· Драма – примитивные грубоватые шутки сатира.

 

3. Скульптура, которая воплощает идеал человека. Скульпторы: Поликлет, Мирон, Фидий, Пракситем. Эти скульпторы изображали человека в состоянии «акме» - в расцвете.

 

20.04.12

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 363 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.