Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исторические этапы развития социологии

Социология возникла— во Франции основоположник -О. Конта. О. Конт хотел урегулировать конфликты в обществе и не допустить новой революции в современной Франции. Социология отвечала потребностям всех западных обществ не только своей эпохи, но и Запада последующих эпох в той мере, в какой он сохранял свою сущность.

Западная социология «забывала» о своих «местных» истоках и претендовала на универсальность. Идея универсальности поддерживалась верой в прогресс, в то, что вступление Запада в Новое время, в современность — это только начало процесса, при котором все страны пойдут по тому же пути. Как показал И. Уоллерстайн и другие исследователи, вплоть до окончания Второй мировой войны, на Западе и, прежде всего, в США преобладало применение социологии к анализу западных обществ, для не западных же предназначались этнология, культурная антропология, востоковедение. Это нашло свое отражение в системе образования, где в рамках указанных несоциологических дисциплин изучались отдельные страны, но социология преподавалась как универсальная дисциплина, без особого интереса к страновой дифференциации и с явным убеждением, что ее универсальность подтверждена ее способностью объяснять западные общества. Сложившееся разделение наук обязано своим существованием либеральной идеологии, которая обособила государство, рынок и гражданское общество, открыв для каждой из сфер изучения свою логику, на каждой из которых были построены политические науки, экономика и социология. И. Уоллерстайн показал, что после окончания Второй мировой войны США, сделавшись мировым лидером, ощутили необходимость адекватного знания о мире и организовали страноведческие и региональные исследования. Соответственно, были внесены изменения в систему образования, и социолог, например, мог специализироваться, принимая во внимание особенности какого-либо региона. Сегодня ожидания либеральной идеологии по поводу возможности разделения экономики, политики и социальной сферы представляются исчерпанными, ибо эти стороны уже не являются независимыми друг от друга: ни одна пригодная исследовательская модель не сможет разделить «факторы» в соответствии с экономическими, политическими или социальными категориями, иметь дело только с одним видом факторов - переменными, считая другие постоянными.

Интерес к историческим трансформациям социологии всегда требует выделения фаз ее развития. В отличие от И. Уоллерстайна, эмпирически описывающего этапы развития американской социологии как науки о западном обществе, затем науки о любом обществе и, наконец, как части единой науки об обществе или, по крайней мере, части комплексного проблемного изучения любого общества, М. Олброу предлагает более сложную типологию стадий развития социологии:

— универсализм. Это — классическая фаза социологии, при которой доминирует стремление к получению общезначимого знания о человечестве и для человечества (О. Конт, Г. Спенсер).

— национальные социологии. Формирование социологии на профессиональной основе, продолжение ее классического периода, отличающееся развитием социологии в пределах национально-государственных границ (М. Вебер, Э. Дюркгейм). Социологические школы возникли в Германии, Франции, США, Британии, Италии, не западных странах. Производимые идеи не утрачивали универсального характера, но контакты между социологами разных стран были недостаточно развиты; М. Вебер и Э. Дюркгейм игнорировали друг друга. Здесь не видно особой разницы с предыдущим этапом, поскольку универсальная социологическая теория производилась также в национальных границах. Видимо, дело в том, что французы предпочитали ссылаться на Э. Дюркгейма, а не на М. Вебера, а немцы наоборот. И это происходило не только по причине национальной принадлежности упомянутых социологов, но и потому, что они отразили в своих универсальных теориях, направленных на получение объективного научного знания, специфику своих стран: Франция — католическая страна, и концепция М. Вебера, очевидно, не объясняет происхождения и сущности капитализма в ней, тогда как рационализм Э. Дюркгейма, его теория разделения труда более адекватно отражают французскую реальность, равно как М. Вебер немецкую. Универсальность же теоретических взглядов М. Вебера и Э. Дюркгейма состоит в том, что оба они были адекватны в описании классического капиталистического общества, наиболее близким эмпирическим примером, которого являлась Англия. Теории, полученные немцем и французом, выступили как общезападные и наиболее характерные для объяснения классического капитализма и, тем самым, базовые для прочих социологических подходов к изучению капиталистического общества.

— интернационализм. Являлся ответом на разрушение национальных идеологий и на мировые войны. Представлял собой двусторонний процесс — распространение в не западные страны как западной рациональности и теории модернизации (Т. Парсонс), так и идей социализма. Усилились контакты между учеными, возникла Международная социологическая ассоциация в 1949 году,где стали проводится международные конференции.

Развивая мысль М. Олброу относительно данной фазы, можно отметить, что прямые контакты расширили круг идей. Западным ученым стали более известны именно в этот период теория циклов Н.Д. Кондратьева, весьма популярная сегодня; идеи неформальной экономики М.М. Чаянова; диалогическая теория М.М. Бахтина. Хорошей иллюстрацией интернациональной разработки некоторых идей является применение И. Уоллерстайном циклов Н.Д. Кондратьева для характеристики эволюции капиталистической мир.системы и развитие мир.системных идей И. Уоллерстайна русским ученым А. Фурсовым для анализа мирового значения коллапса коммунизма.

— индигенизация социологии. Это фаза появления местных, локальных социологических концепций. Проявилась в 1970-е годы в отказе социологов стран «третьего мира» внедрять модели, методы и терминологию социологии, возникшей на Западе и предназначенной, для анализа западных национально-культурных практик. Применение марксизма в странах «третьего мира», по мнению М. Олброу, не является индигенизацией, а характеризуется как сопротивление господству западных теорий (заметим в скобках, что и марксизм является таковой). Подчеркивалась эвристическая значимость собственных культурных традиций как стимулов для появления новых направлений в социологии. Многие из социологов третьего мира трагически воспринимали ситуацию, когда им приходится смотреть на себя сквозь призму западных социологических понятий, которым они отказывали в универсальности. С. Хантингтон так характеризует это умонастроение: то, что является универсализмом для Запада, для всех остальных выступает как империализм.

В некоторой степени индигенизация социологии произошла и на Западе: социологии США, Франции, Британии, Германии, особенно Канады становятся более специфическими. Источник этого — не враждебность к каким-то теориям, а интерес к своим особенностям.

Индигенизация — это явление не только 70-х годов. В России она проявлялась в идеях народной науки, пролетарской культуры. Сегодня тенденции индигенизации заметны в Турции в связи с ростом ислама. Стремление учить студентов так, как если бы они жили в США, присущее элитарным университетам этой страны, вызывает реакцию. Как прежде марксизм, сегодня постмодернизм стал знаменем поиска локальной идентичности и адекватных ей способов познания. Продолжаются обсуждения специфичности африканской социологии. Что касается западных стран, то такие темы исследования в социологии, как «Манеры за столом: XVII—XIX века», «Изменения в оформлении парижских витрин» сегодня можно встретить не только в Париже (и идут они, кстати, не столько от признанного лидера французской школы Анналов Ф. Броделя, сколько от немецкого исследователя Н. Элиаса), равно как аналитическую традицию — не только в Англии. Скорее, здесь речь идет все же не об индигенизации, а об оживлении фазы национальных социологий, идеи которых быстро распространяются в связи с одновременным действием тенденции к интернационализации.

— глобализация социологии. Это — продукт объединения национальных и интернациональных социологических традиций, индигенизации и универсализма — то есть всех четырех прежних стадий. Это — результат свободы социологов мира общаться в научном плане, обмениваться идеями. Фаза глобализации не совпадает ни с национализацией, ни с интернационализацией. Это специально подчеркнуто Исследовательским комитетом Международной социологической ассоциации, рассматривающей глобализацию как нечто противоположное интернационализации, поскольку она связана с совмещением всех четырех стадий развития социологии.

Последняя фаза ближе к первой — фазе универсальной социологии. Универсальность здесь, в отличие от своей первоначальной формы, построена не на том, что весь мир «догонит» Запад и вступит в фазу современности, сделается похожим на Запад и сможет применить его теории, а как раз на разочаровании в не осуществленности и, скорее всего, неосуществимости этого исходного предположения. Осознано сопротивление модернизации разнообразных и непохожих на западную культур, из-за которого даже при высокой степени рекультуризации незападные общества не превращаются в западные. Новая универсальность, достигаемая социологией на этапе глобализации, предстает как мультипликация социологических представлений о самых разных обществах. Социологические знания, представленные как фазы развития социологии, не исчезают, а сосуществуют и могут участвовать в совместном производстве нового

Эти этапы развития социологии, одновременно являются типами социологического исследования, которые действуют в разных ситуациях, нередко совместно и всегда — с сохранением регулятивного значения социологической классики.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технохимический и микробиологический контроль сырья, материалов и готовой продукции | Краткая история предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 726 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2253 - | 2077 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.