Рисунок: схема строения платформы
Древние платформы (кратоны) — платформы с фундаментом докембрийского возраста. Представляют собой ядра материков и занимают обширные части их площади (миллионы квадратных километров). Они сложены типичной континентальной корой мощностью 35—45 км.
Древние платформы на тектонической карте мира образуют две основные группы (ряда): северную или лавразийскую и южную или гондванскую. Есть основания предполагать, что в древности или первоначально они были объединены в суперплатформу Пангею. Древние платформы имеют очень древнее докембрийское кристаллическое основание, называемое фундаментом или цоколем платформы, которое большей частью перекрыто рыхлыми осадочными породами, слагающими так называемый чехол платформы. Древние платформы занимают в сумме около 40% площади современных материков. Они представляют собой изометричные, полигональные блоки континентальной ЗК более 1000 км в поперечнике и площадью в несколько миллионов кв. км с преобладающим равнинным рельефом.
ПЛАТФОРМА МОЛОДАЯ — платформа, возникшая в послепротерозойское время на месте каледонских, герцинских и мезозойских складчатых областей. По возрасту завершения складчатости выделяют эпипалеозойские (эпикаледонские и эпигерцинские) и эпимезозойские платформы. Некоторые авторы (Хаин и др.) к П. м. относят и эпибай-кальские платформы. П. м. с древними сближают ряд признаков: степень тект. дифференцированности, интенсивность глубинных движений, размер и форма крупных структур и характер складчатости. Вместе с тем в их строении существует ряд отличий, которые позволяют некоторым исследователям, особенно за рубежом, не считать такие структуры платформами: 1. П.м. не образуют самостоятельных глыб материковой коры, а обрамляют древние платформы или заполняют промежутки между ними. 2. Унаследованность структурами чехла внутренней структуры фундамента, проявляющаяся в отношении структур всех порядков, иногда даже локальных. Несмотря на преобладание унаследованных структур определенную роль в строении П. м. играют и новообразования (наложенные структурные элементы), напр.: синеклизы типа Англо-Парижского басс., грабены и грабенообразные прогибы (Челябинский), закладывающиеся в заключительной стадии геосинклинального развития. Встречаются и поперечные грабены, формирующиеся на поздних стадиях развития П. м. (Рейнский грабен). 3. Граница между осад, чехлом и фундаментом на П. м. обычно нечеткая. Только в р-нах, где чехол ложится на древние п. с большим перерывом, граница между ними резкая. В прогибах между интенсивно складчатым и мегаморфизованным фундаментом и недислоцированным платформенным чехлом нередко залегают молассовидные слабо складчатые и метаморфизованные толщи промежуточного структурного этажа, часто включающие значительное количество эффузивных п., (напр., триас и в. палеозой 3. Сибири). На отдельных участках эти толщи выполняют погребенные грабены, в пределах которых степень дислоцированности возрастает к бортам (рэт — лейас Тургая). П. м. благодаря появлению этих промежуточных образований иногда приобретают трехъярусное и даже четырехъярусное строение в отличие от преимущественно двухъярусного, свойственного древним платформам. 4. На молодых платформах крупнейшие структуры характеризуются большей вытянутостью, чем на древних.
Молодые платформы либо обрамляют древние (например, Скифско-Туранская, Среднеевропейская), либо заполняют промежутки между ними (например, Западно-Сибирская). Общая площадь молодых платформ составляет всего 5% от общей площади материков. В рельефе они обычно выражены равнинами или низменностями.
Платформы асейсмичны.
Структуры в пределах платформ и структурные элементы горно-складчатых поясов.
Крупнейшие тектонические структуры по их значимости можно расположить в следующем порядке.
Суперглобальные структуры – имеют площадь в десятки миллионов квадратных километров и протяженность в тысячи километров. Развитие их проходит на протяжении всего геологического этапа истории планеты.
Глобальные структуры – занимают площади до десяти и более миллионов квадратных километров, протягиваются на несколько тысяч километров. Время их жизни совпадает с предыдущими структурами.
Субглобальные структуры – охватывают несколько миллионов километров квадратных, длина их достигает тысячи километров и более. Время развития превышает один миллиард лет.
Помимо названных, выделяются также структуры более мелких порядков.
В первую очередь, на основании единства движения, а также сравнительной монолитности, необходимо выделить такие суперглобальные структуры, как литосферные плиты. Принято выделять семь крупнейших плит и от одиннадцати до тринадцати более мелких. Крупнейшими плитами являются Евразийская, Африканская, Северо-Американская, Южно-Американская, Индо-Австралийская, Антарктическая, Тихоокеанская. В числе мелких плит можно назвать Филиппинскую, Аравийскую, Кокос, Наска, Карибскую и др. Во-вторых, важнейшими являются разломные структуры,разделяющие собою литосферные плиты.
Среди разломных структур, в первую очередь, выделяются рифты, которые подразделяются на срединно-океанические и континентальные. Срединно-океанические рифты образуют собою глобальную систему, протяженностью более 64 000 км. В качестве примеров континентальных рифтов можно привести величайший на планете Восточно-Африканский, а также Байкальский. Другой разновидностью разломных структур являются трансформные разломы, перпендикулярно рассекающие рифты. По линиям трансформных разломов происходит горизонтальное проскальзывание (сдвиг) прилегающих к ним частей литосферных плит.
В пределах участков литосферных плит с материковым строением земной коры, выделяются такие глобальные структуры, как платформы и горно-складчатые области.
Горно-складчатые области, характеризующиеся резким возрастанием мощности земной коры, формируются при конвергенции литосферных плит. Большинству горно-складчатых областей, особенно молодых, характерна повышенная сейсмичность.
Основополагающим принципом их разделения является возраст складчатости, устанавливаемый по возрасту самых молодых смятых в складки слоев. Соответственно, горные массивы подразделяются на байкальские, каледонские, герцинские, киммерийские и альпийские. Такое разделение является достаточно условным, поскольку большинством ученых признается непрерывность складкообразования во времени. Другими словами, в истории Земли не было обще планетарных этапов тектонической активности и покоя. Горообразование происходит непрерывно, проявляясь то в одном, то в другом месте. Следовательно, выделение байкальской и других складчатостей определяет лишь временные рамки начала и завершения крупных исторических этапов тектонического развития планеты.
По тектоническому строению ныне существующие горно-складчатые области можно разделить на структуры складчатые и складчато-глыбовые.
Складчатые массивы представлены в молодых (альпийского и, отчасти, киммерийского этапов складкообразования) горно-складчатых поясах.
Складчато-глыбовые (омоложенные, возрожденные) сооружения формируются при оживлении вертикальных и горизонтальных тектонических подвижек в пределах ранее образованных и, часто, уже разрушенных складчатых систем. Поэтому складчато-глыбовое строение особенно характерно регионам палеозойских и более древних этапов складчатости. Рельеф складчатых массивов в целом соответствует конфигурации изгибов слоев горных пород, что далеко не всегда проявляется в складчато-глыбовых образованиях. Так, в молодых складчатых горах структурам антиклинальных складок (или антиклинориев) соответствуют горные хребты, а структурам синклинальных складок (или синклинориев) – межгорные долины (прогибы).
Внутри горно-складчатых областей и на их периферии выделяются соответственно межгорные и предгорные (краевые, передовые) прогибы и впадины. На поверхности этих структур залегают грубообломочные продукты разрушения гор – молассы. Образование предгорных прогибов происходит в результате субдукции литосферных плит, то есть, по сути, предгорные прогибы являются реликтами глубоководных желобов.