ЭВ осуществляется комплексом средств. Средствами ЭВ является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие.
Среди средств ЭВ главное место занимает искусство как наиболее универсальное, концентрирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, познания, игры, отношений людей и самого человека. Многообразие видов и жанров искусства адресовано всем чувствам, способностям человека, его эмоциональному опыту и подсознанию, потребности наслаждаться выразительностью и красотой форм материи, изяществом идей, глубиной содержания и истолкования важнейших смыслов жизни человека.
Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному.
Воздействие эмоционально-образного мира искусства, явлений природы и предметной среды расширяется через радио и телевидение, в рамках специальных программ для детей и молодёжи.
Многообразие чувственно-эстетических свойств несёт в себе природа. Пропорции, формы, цветовые сочетания, их динамика вызывают у человека эстетические переживания, чувства, радость открытия мира, формируют умение видеть, любить и ценить прекрасное и выразительное в каждом явлении.
Сама по себе природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством эстетического воспитания она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее "воспитательные возможности" и делает ее наглядной для ребенка.
Существенное влияние на настроение, поведение человека оказывает окружающая предметная среда. Эстетически организованная обстановка жизни, труда, общения повышает активность, результативность, творческий характер деятельности. Источником и средством ЭВ может стать и трудовая деятельность, если она эстетически организована по законам красоты, отвечает потребностям и склонностям человека, приносит удовлетворение, радость.
Спортивная деятельность как средство ЭВ обладает большой эстетической привлекательностью, сочетает достижение физической красоты и духовного, нравственного развития, требует преодоления трудностей. Выпадение физической культуры и спорта из сферы системы ЭВ нарушает гармонию телесного и духовного развития человека.
Игра - преимущественно неформальное средство ЭВ, предполагающее разностороннюю гибкость человека в проявлении склонностей и способностей творческого характера. Всё чаще игровые ситуации из сферы досуга вносятся в образовательный процесс с целью актуализации полученных знаний, активизации образного мышления, воображения. Игра — первичный и весьма продуктивный способ накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.
Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды. Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты. Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.
Сформированные в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.
Эстетическое (эстетически направленное) общение - особое условие и средство ЭВ, модель межличностного контакта. Тактичная передача педагогом его мироотношений, эстетических вкусов, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания детей. Эстетическое общение в семье - особый мир, могущий повлиять на формирование художественных интересов детей. Слушание грамзаписей, просмотр телепередач, семейные походы в театры, на концерты развивают музыкальность ребенка. А наличие дома музыкальных инструментов активно формирует навыки му-зицирования.
Средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с конкретными видами искусств (театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн). В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.
Проявлением художественного творчества могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматизации, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, кукольный театр, декоративно-прикладные (вышивка, резьба и т. п.), рисованные и игровые фильмы, дет. радио и т. д.
Все названные выше средства эстетического воспитания - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. Приотборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Необходимо искать и находить "золотую середину". Перенасыщение также вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.