1)политическая мысль древности и средневековья
2)политическая мысль нового и новейшего времени
3) развитие политической мысли в России
1) Школы, направления
Первое упоминание политики возникают в 1-2 тысячелетии до нашей эры, они носят религиозный или философско-этический характер. Упоминания связаны с экономическим и культурным развитием государств Египет, Вавилон, Индия, Китай. Трактовки о политике представлены в основном в виде мифов, в основе которых выступает вечная царская власть, дарованная богами и представленная как гарант справедливости и порядке. В культуре древневосточных деспотий, которые имели раннюю форму перехода от родоплеменных отношений к цивилизации, был свойственен глубокий консерватизм, догматизм и традиционализм. В идеологии древнейших обществ преобладает пессимизм, восприятие социальной действительности, поскольку никакие социальные изменения невозможны, наблюдается социальная и политическая пассивность личности. Любая попытка изменить существующее положение приводила к немедленной каре со стороны институтов государственной власти. Все учения этого периода – прославления царской власти.
Основные представители Заратустра, Хаммурапи, Будда. Древними памятники – каутилии аркашаства, риведы, свод законов царя Хаммурапи, Навуходоносора. Конфуций. Легисты (законники, Шан Ян, Шень Бухай(бухай-бухай!).
Античность. Значительным шагом в развитии политической науки явилось становление государственности стран средиземноморского бассейна, прежде всего Греции. В 7-8 в. до нашей эры греки смогли создать уникальную для своего времени политическую организацию – демократический полис. Главное отличие от всех существующих форм правления состояло в том, что гражданский коллектив формировал народное собрание, исполнительные судебные органы, побуждал к активному участию в политической жизни всех членов общества. Это способствовало развитию теоретических исследований о политике, которые мы видим в трудах Платона и Аристотеля.
Платон. В своем фундаментальном труде «Государство» рассматривает политическую власть и ее главного носителя – аристократию – как главную опору мудрости, мужества, благоразумия и справедливости. Платон разработал идеальные принципы существования государства, поскольку государство возникло для удовлетворения потребностей людей, проживающих в полисе. В этом труде он выделил основные типы государства, которые позже получили развитие у Аристотеля.
Являясь во многом продолжателем Платона, Аристотель сделал акцент на особом явлении – политике. В ее орбиту должно быть в тянуто все общество, четкая организация жизни возможна только в государстве, которое является высшим благом. Человек – политической животное. В своем главном труде «политика» он обосновал методы исследования сущности и функций государства и других политических процессов. Им были сформулированы формы правления.
Лучшие формы правления:
Монархия – вся власть сконцентрирована в руках единоличного правителя, и которая передается по наследству.
Аристократия – «власть лучших ради блага всех»
Худшие:
Тимократия - власть военных.
Олигархия - правление немногих в интересах собственного блага.
Демократия - неограниченное правление неимущего большинства в своих интересах.
Тирания – неограниченное правление одного в своих интересах.
Деспотия – неограниченное правление одного в своих интересах, произвол, самодурство.
Идеальной формой правления – политией – правление лучшего большинства, лучших представителей богатых и бедных. Полития – правление лучшего большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом.
Платон впервые ввел в систему знаний такие понятия как политика, государство, власть, но политические исследование еще не оформились в самостоятельную систему знаний и носили религиозный и философско-этический характер.
Древний Рим. Римское право – памятник политическому. Впоследствии политическая мысль стала освобождаться от религиозных и философско-этических концепций. Это хорошо просматривается в трудах Цицерона «о государстве и о законах». В этих работах идея справедливого демократического государства, функционирующего на основе конституции, которая соединяет в себе элементы царской, аристократической и народной власти. Воплощение такой конституции Цицерон увидел во властных институтах: власть консулов, сената и народного собрания. Отклонение от этих норм приводит к тирании, предотвратить которую может только римское право, полномочия магистратов и принципса – главное лицо государство, задачей которого является примерять различные социальные силы. Эти взгляды на протяжении многих веков развивались в трудах римских юристов и не претерпели значительных изменений после признание христианства как официальной религии. Подтверждение этому можно считать учение Аврелия Августина и Фомы Аквинского.
2) Средневековье.
Аврелий Августин в своей работе «О Граде Божием» признавал необходимость сильной государственной власти, и эта власть есть град небесный. Он указал на то, что симбиоз церкви и светской власти это воля Бога. Церковь и власть на земле – это небесный град, а все остальное град земной.
Господство христианского учения подтверждается учением Фомы Аквинского, согласно ему государство это не продукт греха, а результат естественной природы человека. Цель государства – создание всеобщего благоденствия, не отрицая роль религии в общественной жизни в своих трудах Фома «о правлении государей», «Сумма теологии», «сумма против язычников» утверждал, что нормы религиозные должны сочетаться с нормами права. Государство должно контролировать торговлю, обеспечивать справедливое распределение доходов, способствовать увеличению богатства общества. Только закон содержит в себе элементы человеческой воли, а притворить ее в действительность может разум и правитель. Фома Аквинский стоит у истоков первой теории социального законодательства и ограничения власти церкви.
3) Новое время
Новое время внесло значительный вклад в развитие политической мысли. Этот период в истории общественной жизни непосредственно связан с эпохой Возрождения и Реформации, которые способствовали освобождению общественного сознания от религиозных предрассудков. Трансформация политической науки в самостоятельную систему знаний, отделение ее от философских и религиозных норм четко прослеживается в работах Николой Макиавелли – основоположник политологии. В работе «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» он формулирует принципы деятельности государства, основной задачей которого является поддержание порядка и политической стабильности. «Цель оправдывает средства».
Идея сильной королевской власти отражена в работе Жана Бодена «6 книг о государстве» - вся власть это естественный атрибут силы, которая регламентируется нормами права. Цель деятельности государства – достижение общего блага, которое возможно лишь при централизованной и мощной власти.
Сторонником абсолютной монархии является Томас Гоббс. В работе «Левиафан» он доказывает, что сильная единоличная власть является ограничителем власти и анархии – «постоянной борьбы всех против всех». Выход из такого состояния – заключение общественного договора – передача местную власть в руки одного правителя или корпорации правителей, которая действует во имя общего блага.
Джон Локк…