Кавказский перешеек, омываемый с запада и востока водами Азовского, Черного и Каспийского морей, является естественным мостом между Восточной Европой и Передней Азией. Однако этот мост с северо-запада на юго-восток «перегорожен» Большим Кавказским хребтом, существенно затруднявшим в прошлом передвижение по перешейку. Но для людей горная стена никогда не была непреодолимой преградой. Горные проходы и перевалы издавна были освоены человеком. В то же время Большой Кавказский хребет и сопутствующие ему хребты и горные системы послужили своеобразным природным «фильтром», собиравшим различные племена и народы; людей, пересекавших Кавказ в поисках нового места жительства или спасавшихся от опасных соседей. Труднодоступные горные долины, опасные ущелья и бурные реки надежно защищали жителей гор от воинственных кочевников и грозных восточных владык. В суровых условиях Кавказа горцы реже контактировали с ближними и, тем более дальними, соседями. По этой причине Кавказ стал «заповедником» забытых в других местах обычаев и традиций, редких или давно исчезнувших языков и народов. Уже в древности античные авторы отмечали полиэтничный (многонациональный) состав народонаселения Кавказа. Называя его «горой народов». «Много разных племен обитает на Кавказе» - писал в V в. до н.э. «отец истории» Геродот. Много позже о том же говорил арабский мыслитель аль-Масуди: «Гора Кабк (Кавказ) - великая гора, занимающая громадную площадь. Она вмещает много царств и народов».
Кавказ никогда не был полностью изолирован от соседей. Природный мост действовал регулярно во все эпохи вплоть до настоящего времени. Через него с юга на север двигались предки человека, расселяясь по планете; военные отряды киммерийцев и скифов пересекали Кавказ для набегов на богатые государства Востока. Позднее через его земли проходили с теми же целями иноязычные сарматы и аланы, тюркоязычные гунны и хазары, армии монголо-татар и среднеазиатского завоевателя. Тимура. Уже в последние столетия здесь расселяются казаки, и переселенцы из России, Украины, находят пристанище армяне, греки и многие другие народы Восточной, Южной Европы и Передней Азии. Каждый из этих народов приносил свои культурные традиции: ремесленные и хозяйственные навыки, особенности быта, сказания, сказки, песни и танцы, обогащая тем самым культуру как «коренных» жителей Кавказа, так и недавних переселенцев.
На протяжении всей истории земли Кавказа знали постоянные перемещения и смешения различных племен и народов, как автохтонных, так и пришлых. Часть «пришельцев» оставалась на Кавказе и, смешиваясь с местным населением, создавала новые этнические общности.
В значительной мере все сказанное относится к Северному Кавказу и его неотъемлемой части - Правобережной Кубани, которая составляет ныне в административно-территориальном отношении субъект Российской Федерации - Краснодарский край. В политическом плане, подчеркнем, Кавказ разделен ныне на две части: Северный Кавказ входит в состав Российской Федерации, а Закавказье состоит из трех независимых государств - Грузии, Армении и Азербайджана. Кроме того, существует общепринятое деление Северного Кавказа по географическому принципу - на северо-западную его часть (включающую в себя территорию Адыгеи и Краснодарского края) и северо-восточную (в т.ч. Дагестан, Чечня). На отдельных эпизодах этнических миграций и на особенностях этих процессов, касающихся территории Краснодарского края, стоит остановиться подробнее.
Предок современного человека - неандерталец, уже обитал на Кубани около 550 тыс. лет назад. Эта дата была получена специалистами в результате радиоуглеродного анализа костных останков неандертальца, найденных при раскопках скального навеса на р. Гупс в Мостовском районе Краснодарского края. Но когда предки людей впервые пришли на территорию края - остается пока неизвестным. Недавно в урочище Богатыри на Таманском п-ове были найдены грубо оббитые галечные орудия вместе с костными останками древних животных. Фаунистический комплекс из Богатырей, то есть сочетание живших одновременно животных, обитал в Европе 1 млн. лет назад. Если дальнейшие исследования подтвердят эти факты, они перевернут наши представления о времени и обстоятельствах заселения Северного Кавказа.
Первые «кубанцы» были охотниками и собирателями. Они уже изготавливали каменные орудия из кремня, халцедона, обсидиана (вулканическое стекло), кости и дерева. Приемы обработки камня свидетельствуют о южном происхождении древнейших обитателей Кубани. То есть, говоря другими словами, неандертальцы пришли в пределы Краснодарского края из Закавказья.
Горы в каменном веке являлись «ключевой зоной» для древнего человека, поскольку именно здесь встречается камень, необходимый для изготовления орудий, и его почти нет в степных районах Северного Кавказа. С наступлением ледникового периода (около 300 тыс. лет назад) только в горах наши предки могли найти убежище в пещерах и скальных навесах от сильного холода, где можно было поддерживать огонь и прятаться от хищников. Для освоения степных районов в суровых условиях северокавказской тундры человеку пришлось научиться строить примитивные жилища. Заселив равнину, предки людей не потеряли связь с горами, где находились запасы кремния. Так возник обмен между горами и степью.
Совершенно неизвестно, когда на территории края появились первые Ногтю зар1епБ (люди современного нам типа) и откуда они пришли. Они могли появиться здесь как с юга - из Закавказья, так и с севера - пределов Восточной Европы. Это событие произошло в промежутке между 70 и 35 тыс. лет назад.
Уже в период неолита и ранней бронзы на территорию края неоднократно переселялись племена из Закавказья и Малой Азии. Знаменитая майкопская археологическая культура несет в себе черты ближневосточных протоцивилизаций. Она сыграла большую роль в распространении бронзы в регионе. А, например, северные кочевники, представители ямной и катакомбной культуры содействовали появлению пастушеского скотоводства в Прикубанье. По поводу появления культуры дольменов в Закубанье и в Восточном Причерноморье нет единого мнения среди специалистов: существуют «анатолийская» (территория Турции) и «европейская» версии истоков этой замечательной культуры.
В эпоху бронзы Кубань становится территорией, через которую распространяются знания и важные культурные достижения Востока - на север в Европу и обратно.
В позднебронзовый период под влиянием кобанской и колхидской культур и, отчасти, северных народов, в Прикубанье складывается собственный очаг металлообработки.
Это разностороннее влияние сохраняется и в эпоху раннего железного века. В начале этого периода население гор знакомится не только с железом, но и со стальными закавказскими изделиями. В тоже время основные формы вещей протомеотской культуры имеют степной облик, свойственный кочевым племенам Северного Причерноморья.
Яркая по содержанию меотская культура земледельцев и скотоводов развивалась при непосредственном культурном влиянии со стороны кочевников скифов, сарматов, при еще более сильном влиянии причерноморских античных центров. От греков меоты заимствовали гончарный круг, основные формы керамики, многие типы украшений и различные предметы быта. Не без греческого влияния у племени синдов возникло государственное образование. На весь мир прославили Кубань ювелирные произведения т.н. скифского «звериного стиля». Исторический парадокс состоит в том, что творцами произведений этого стиля стали безвестные греческие мастера, а скифская знать выступала лишь в качестве заказчика. Следует также отметить, что грекам удалось включить местное население в постоянные экономические и политические связи со средиземноморской античной культурой.
В связи с этим вспомним один примечательный эпизод из той эпохи. Известный борец против римского присутствия в Малой Азии, понтийский царь Митридат VI Евпатор, нашел убежище в Боспорском царстве после военного поражения в третьей войне против Рима. Потерявший почти все свои земли, но не сломленный духом, он задумал грандиозный план по уничтожению римского государства. Митридат договорился с местными племенами о привлечении их тяжелой кавалерии (до 25 тыс. всадников) к участию в походе через Европу в Италию для окончательного сокрушения своего врага. Для этого он договорился также с противниками Рима на западе, которые должны были обеспечить беспрепятственный проход его войскам и оказать непосредственное содействие войсками и продуктами. К границам Босфора уже начали стекаться вооруженные всадники, но плану не суждено было осуществиться. Восстание населения греческих городов против его жесткой политики заставило великого авантюриста покончить с собой. Однако этот эпизод ярко характеризует военный потенциал местных народов, часть которых проживала на территории Прикубанья.
В раннесредневековое время Прикубанье становится контактной зоной между предками адыгов и кочевыми культурами и государствами тюркских народов. С одними народами, например, болгарами, складывались мирные отношения, с другими отношения были враждебными, как, в том числе, с хазарами. Племена зихов ассимилируют отдельные группы тюрков, получив в результате этого навыки коневодства. В последствии их потомки вывели кабардинскую и черкесскую породы лошадей.
Новая страница в истории Прикубанья была открыта, когда через Западный Кавказ пролегли дороги Великого шелкового пути. Этот путь веками змеился из Китая через Северный Иран, Закавказье и Северный Кавказ в Византию, другие европейские страны и обратно. В зависимости от конкретных условий каждого исторического периода его маршруты постоянно менялись. Так, с конца VI в. его пути переместились в Северный Прикаспий и степи Северо-Западного Кавказа, а дальше - через контролируемые аланами перевалы, ведущие к черноморским портам Абхазии, в Византию.
Еще со времен славянской Тмутаракани Прикубанье становится важным регионом в мировой геополитике. Во времена князя Мстислава (первая четверть XI в.) Тмутаракань определяла политику едва ли не на всем Северном Кавказе. Тмутараканские князья и золотоордынские ханы черпали в Прикубанье людские ресурсы, прежде всего, искусных и храбрых воинов. Византийцы, а позднее турки, вели здесь интенсивную миссионерскую проповедь, стремясь контролировать население столь важного в политическом плане региона.
В то время как Северо-Восточный Кавказ оказался связанным в основном со странами Ближнего Востока, Северо-Западный - был вовлечен сначала в византийскую, затем генуэзскую торговлю. В ХМ-ХУ вв. генуэзские колонии Северо-Западного Кавказа вели оживленную торговлю почти со всеми народами Северного Кавказа. Могилы богатой черкесской знати насыщены вещами импортного происхождения. Итальянские колонизаторы оставили противоречивый след в местной истории - от развития системы работорговли в адыгском обществе до знакомства местного населения с достижениями европейской культуры и его христианизации.
Многовековой период в истории Кубани составляет пребывание ее правобережной части в составе Крымского ханства, образовавшегося на осколках Золотой Орды в первой половине XV в. Военный потенциал ногайских татар, жителей прикубанских степей, стал важным элементом набеговой системы этого векового врага России. В конце XV в. усиливается присутствие в Северо-Восточном Причерноморье турок-османов, захвативших генуэзские колонии и ликвидировавших политическую самостоятельность Крымского ханства.
С приходом османских завоевателей начинается длительный период борьбы адыгов за свою независимость. Ища поддержки у сильных соседей, кабардинские и западно-черкесские князья ведут активную дипломатическую деятельность в поисках союзников. Многие из них переезжают на службу в Московское государство. Однако турецкие власти, опираясь на силы своего вассала - Крымского ханства, регулярными карательными экспедициями заставляют часть западных адыгов признать свою власть над ними. За все это время, неоднократно ограбленные военными вторжениями и данью, адыги лишаются многих своих богатств, их торговая активность почти замирает. Погребения этого времени очень скромны по сопроводительному инвентарю. Трудно отличить погребения знати от захоронения рядового общинника.
В XVI в. возник «силовой треугольник» - Россия, Турция и Иран, внутри которого на протяжении нескольких веков решались судьбы кавказских народов, в т.ч. населявших Кубань. В правление Ивана IV Грозного активизируются русско-северокавказские связи, политические и военные. Лучшие представители адыгского общества постепенно убеждаются в мысли о том, что только в союзе с Россией можно адекватно противостоять страшной крымско-османской экспансии.
С середины XVII в. на Северо-Западном Кавказе постепенно распространяется ислам, расширяется торговля, но при этом все больше распространяется работорговля. Причем адыги торгуют прежде всего людьми из других адыгских племен, захваченных в набегах. Работорговля идет через посредничество татарских и турецких купцов - в турецких городках на Черноморском побережье.
Не выдержав «исторической конкуренции» с кочевниками-татарами Крымского ханства, западные адыги покидают Правобережную Кубань, направив ход своих коней в закубанские пределы. В прикубанских степях появились новые хозяева, ногайские татары, массово пришедшие на Кавказ из Поволжья в XVI-XVII вв.
XVIII в. - время складывания элементов общекавказской культуры, проявлявшихся в распространении общих для горцев одежды (черкеска), форм вооружения (шашки, кинжалы, газыри) и бытовых предметов (металлическая посуда) и т.д.
Однако в политическом отношении Северный Кавказ оставался раздробленным на множество самостоятельных или полусамостоятельных государственных образований. Вплоть до присоединения к России земли Кавказа терзали политическая и этническая раздробленность. Проявляясь здесь с особой остротой, они приносили огромные бедствия народным массам, Так было, например, у западных адыгов (массово проживавших в описываемое время уже в Закубанье), где многочисленные племена находились между собой в бесконечной вражде, нападая друг на друга и жестоко разоряя владения своих противников.
Подчеркивая остроту противоречий между мировыми державами за право «владения Кавказом», неоднозначное отношение кавказских народов, в т.ч. адыгов, к признанию российского протектората, следует отметить, что фактическое объединение Северного Кавказа впервые было достигнуто лишь в составе Российской империи.
В XVIII в. Северный Кавказ, в т.ч. Северо-Западный, вновь стал перекрестком острых противоречий и театром войн между Турцией, Ираном, Крымским ханством и Российской империей, веками боровшейся за укрепление своих южных границ. В ходе русско-турецких войн всегда выделялся кубанский театр боевых действий (еще раз подчеркнем - на территории Крымского ханства), приближая вхождение всего Северного Кавказа в состав Российского государства.
При Екатерине II кавказская политика России принимает вид стройной целенаправленной системы, соединявшей в себе, как пишет В.В. Дегоев, «канон и импровизацию». Готовясь к решающему наступлению на Кавказ, российское правительство вынашивало различные планы ликвидации хищнического Крымского ханства, включая создание на его территории марионеточного Кубанского ханства. В апреле 1783 г. кавказский узел был, наконец, разрублен Екатериной II, подписавшей указ о ликвидации Крымского ханства и присоединении его территории, включая Правобережную Кубань, в состав Российской империи.
Для укрепления новой государственной границы, проходившей теперь по р. Кубань, понадобилась внушительная сила. Россия вновь прибегла к возможностям «казачьего фактора» в колонизации своих окраин, на это раз - в лице Черноморского казачьего войска. Переселение черноморских и донских казаков на Кубань способствовало возникновению новых экономических связей, открыло возможности для культурного обмена между новыми соседями. Казаки много заимствовали из культуры адыгов, начиная с элементов одежды и заканчивая оружием. С конца XVIII в. на Кубани стал формироваться исторический облик современного восточнославянского населения нашего края.
В начале XIX в. Россия, действуя не всегда гибко на Северо-Западном Кавказе, прежде всего в русле невоенной стратегии, «получила» многолетнюю Кавказскую войну, После ее завершения в 1864 г. и переселения большей части западных адыгов в Турцию край стал заселяться, кроме славян, самыми различными народами, выходцами из Европы и Востока. На Кубани образовался неповторимый этнический калейдоскоп, который придает и сегодня нашему краю особый колорит.
Сегодня Кубань - благодатный край, жемчужина России. В истории нашей малой Родины как в капле воды отразились многовековые процессы смены народонаселения на всем Кавказе, всех особенностей утверждения российского влияния в регионе, развития культуры многих северокавказских народов. Поэтому изучение страниц местной кубанской истории поможет глубже и ярче представить историю других регионов Российской Федерации, постигая при этом громадный исторический опыт взаимодействия и взаимовлияния культур самых различных народов, считавших и считающих Кавказ, Кубань своим общим домом.