Вопросы:
1. Факторы, влияющие на формирование типологических личностных качеств.
2. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений.
3. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа.
4. Основные функциональные обязанности социального педагога в интернатном учреждении.
Дети-сироты – это категория детей, имеющая типологические личностные качества, обусловленные депривационными, институциональными и педагогическими факторами. Феномен «социального» сиротства приобрел в настоящее время острейшую социально-экономическую и нравственную значимость в связи с увеличением количества детей, родители которых по разным причинам устранились от воспитания собственных детей. Под сиротством мы понимаем особое социально-педагогическое явление, возникающее в результате разрыва социальных связей ребенка с семьей, следствием которого является формирование у ребенка-сироты принципиально иных личностных новообразований, препятствующих его социализации. Эти новообразования зависят от характера «досиротского» социального опыта ребенка и обусловлены воздействием депривационных и институциональных факторов. Кроме того, способность детей-сирот к преодолению трудностей социализации в значительной степени определяется профессиональной педагогической позицией педагога, которая выражается в стиле и способах взаимодействия с детьми
Исследования, проведенные во многих странах мира (А. Гезелл, Й. Лангмейер, З. Матейчек, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А. Фрейд и др.) свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, у него формируются специфические черты характера, поведения, личности. Также установлено, что в развитии детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, при помощи которых ребенок приспосабливается к жизни в этих учреждениях.
Анализ литературы и изучение результатов психолого-педагогических исследований по вопросу об особенностях развития личности детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях, позволили определить ряд основных факторов, обусловивших формирование этих особенностей (Л.В. Байбородова, И.В. Дубровина, Н.П. Иванова, М.И. Рожков, Л.И. Смагина, И.А. Фурманов и др.).
1.Депривационный фактор. Психологические исследования специфики развития воспитанников детских домов, проводимые учеными в разное время, традиционно основываются на представлении о депривации - психическом состоянии, возникающем в результате лишения, утраты или ограничения возможностей человека удовлетворять жизненно важные потребности. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – материнскую, сенсорную, когнитивную, эмоциональную, социальную и др.
Лишение ребенка необходимых источников, влияющих на его развитие, имеет пагубные и необратимые последствия. Так, американский психолог и педагог М. Айнсворз отмечает, что последствия депривации зависят от возраста, в котором началась и закончилась депривация, и от ее длительности. «Длительная и жесткая депривация, начавшаяся на первом году жизни и продолжавшаяся около трех лет, обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллектуальных и личностных функций и практически не поддается исправлению».
2.«Досиротский» социальный опыт Существенным фактором, влияющим на дальнейшее развитие ребенка, является его «досиротский» социальный опыт, который необходимо учитывать педагогу при построении индивидуальной работы. Ситуация разрыва с семьей всегда оказывает влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Так, И. А. Фурманов выделяет следующие категории детей на основе последствий психических травм, приведших их к сиротству:
- дети, пережившие смерть родителей;
- дети из семей алкоголиков;
- дети, подвергшиеся сексуальному насилию;
- дети, подвергшиеся физическому насилию;
- дети, подвергшиеся оскорблениям и унижениям [163].
3. Институциональные факторы. При устройстве ребенка в учреждение на его развитие оказывают влияние институциональные факторы, которые выражаются в изменении характера влияния источников социализации, где главным агентом выступает коллектив воспитанников, и как следствие, происходит замещение одного из основных социальных институтов – семьи – учреждением. Необходимо подчеркнуть, что и условия организации жизнедеятельности в этих учреждениях (общие спальни, игровые, столовая и др.) непосредственно оказывают влияние на специфику развития детей-сирот [105].
4. Профессионально-педагогическая позиция педагога. И наконец, фактором, обусловливающим формирование типологических черт личности ребенка-сироты, касающимся нашего исследования, является профессионально-педагогическая позиция педагога, которая выражается в стиле и способах взаимодействия с ребенком.
Рассматривая социализацию ребенка как цель социально-педагогической деятельности, необходимо заметить, что этот процесс наиболее эффективно осуществляется в трех сферах: становлении самосознания ребенка, его деятельности и в общении. По мнению Н.П. Ивановой: «Выделенные сферы создают для индивида расширяющуюся действительность, в которой он действует, познает и общается, тем самым, осваивая всю систему социальных отношений». Поэтому мы будем характеризовать особенности социализации ребенка-сироты, исходя из обозначенных выше сфер.
1. С самого начала действия сиротских учреждений в поведении покинутых детей была замечена безучастность, пассивность, эмоциональная обедненность, пониженная подвижность и трудности в овладении речью. Эти феномены, впервые систематически описанные и проанализированные американским психологом Р. Шпицем, были названы феноменами госпитализма. Ученый и его последователи проявления госпитализма объясняли как результат разлучения ребенка с матерью.
Само понятие «материнская депривация» как следствие разрушения эмоционального контакта с матерью обобщает целый ряд различных явлений. «Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, и наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери».
Наиболее серьезным следствием материнской депривации является утрата «базового доверия к миру», которое рассматривается во многих исследованиях как препятствие в развитии автономности, познавательной активности, половой идентичности, инициативности, ответственности за свое поведение и др. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание учиться.
Необходимо учитывать, что дети, воспитывающиеся в учреждениях практически от своего рождения, глубже испытывают последствия материнской депривации, и с возрастом эти проблемы усугубляются. Следовательно, чем раньше будет приостановлена депривация и чем раньше ребенок попадет в доброжелательную атмосферу семьи, тем меньше отразится на нем неблагополучие сиротства и тем благоприятнее будут перспективы его дальнейшего развития.
2. Главным фактором, определяющим особенности развития самосознания ребенка-сироты, многие ученые считают распределение материнских функций между постоянно сменяющимися воспитателями. Дефицит индивидуализированного общения со взрослыми в раннем детстве не способствует развитию у ребенка чувства привязанности, поэтому процесс формирования самосознания протекает иначе, чем у детей, растущих в семьях. Специфика развития самосознания наблюдается во всех аспектах развития личности: познавательном – «образ Я», эмоциональном – самооценка, поведенческом – рисунок поведения.
Становление «образа Я» происходит на основе оценки окружающих. «В связи с этим у детей-сирот затрудняется выработка адекватной самооценки, нет устойчивого «образа Я», содержание которого бедно, слабо структурировано, зависит от ситуативных факторов». Подросток, оценивая себя, ориентируется на мнение других людей, при этом у него возникают затруднения в развитии чувства самоидентичности, складывается устойчивая заниженная самооценка, отсутствует чувство уверенности в себе, воспитанники в большинстве своем имеют негативную «Я-концепцию».
Так, английский психолог Р. Бернс отмечает: «Можно предположить, что развитие негативной Я-концепции и замкнутой, бесчувственной агрессивной личности является следствием неудач в формировании у ребенка привязанности к родителям или людям, выступающим в роли родителей. У ребенка возникает прежде всего ощущение отторгнутости, заброшенности, образующее затем основу негативной Я-концепции. Это, в свою очередь, приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми и к уже вполне реальному неприятию индивида. В ходе такого взаимодействия усиливается негативный характер отношения как к самому себе, так и к другим людям».
Повышенная агрессивность и склонность к делинквентному поведению свойственна для детей, которые уже имели семейный опыт проживания с родителями. Исследуя причины социальной дезадаптации, американский психолог А. Айхорн установил прямую зависимость между эмоциональным состоянием ребенка и «первичной адаптацией к реальности». «Там, где отсутствуют нормальные эмоциональные связи, - пишет он, - у ребенка нет достаточно сильного стимула соответствовать образцам окружающего его взрослого мира». Последующие исследователи подтвердили и углубили предположения А. Айхорна о том, что ранняя изоляция, потеря любви или доверия к родителям, жизнь в детских учреждениях – все это выражается в асоциальном и деликвентном поведении детей.
Характеризуя поведение детей-сирот, группа белорусских психологов под руководством И.А. Фурманова установила, что главная специфика поведения детей, воспитывающихся вне семьи, состоит в несформированности внутреннего, психического плана действий, а ориентация мышления, мотивации и поведенческие реакции направлены, в основном, на внешнюю ситуацию, что проявляется в эмоционально-волевой сфере личности ребенка-сироты.
В.А. Минкова указывает, что эмоциональный портрет воспитанника детского дома характеризуется следующими чертами:
- пониженным фоном настроения;
- бедной гаммой эмоций, однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения;
- склонностью к быстрой смене настроения;
- однообразностью и стереотипностью эмоциональных проявлений;
- эмоциональной поверхностностью, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию;
- неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрение и замечание;
- повышенной склонностью к страхам, тревожности и беспокойству;
- основной направленностью положительных эмоций является получение все новых и новых удовольствий;
- нестабильностью эмоциональных контактов с окружающими;
- чрезмерной импульсивностью, аффективной взрывчатостью;
- непонимание эмоционального состояния другого человека, его поведения часто вызывает отрицательные эмоции к партнеру, отражается на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам.
Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний [47.С. 2].
Специфические особенности самосознания личности ребенка-сироты, по мнению Л.М. Шипицыной, состоят в том, что воспитанники интернатных учреждений зачастую не знают и не принимают себя как личность, вследствие формирования неадекватных социальных ожиданий. Они, как правило, ориентируются на признание в своей среде через физическую силу, агрессию и асоциальные формы поведения. Практические исследования показывают, что главной ценностью они считают силу человека, которая способна его защитить.