Приложение Е. Анализ цветовой гармонии
Живописного произведения
С появлением импрессионизма именно цвет часто становится центром композиции картины. Главная сложность создания гармонии цвета и колорита заключается в том, что, в отличие от музыки, где теория композиции и гармония считаются обязательными курсами в муз. училищах и консерваториях, в живописи все это не имеет под собой научного обоснования, и происходит у разных художников по-разному.
Между тем, многие выдающиеся колористы (Микеланджело, Поленов, Делакруа, К.Коро, Коровин, Кандинский, Серов и др.) имели музыкально образование, изучали курс теории и гармонии музыки, некоторые из них и вовсе были композиторами. Поэтому принципы развития музыкального произведения применялись ими в полном объеме, тем более, что сюжеты, эмоциональный накал чувств, передаваемый в образах музыкальных и живописных произведений, одинаковы.
Построение любого сложного и простого музыкального (или живописного) произведения имеет в основе схему: Т – S – D– T (тоника – субдоминанта – доминанта – тоника), - это основные опорные аккорды-созвучия (или основные цветовые пятна) тональности произведения. Чем сложнее произведение, тем больше появляется дополнительных украшений вокруг каждого опорного элемента. Такую схему имеет и простой этюд, и сложнейшая симфония.
Тоника – термин музыкальный и обозначает самый устойчивый звук, фундамент.
Доминанта – термин, используемый в разных областях, но музыкальная теория дает нам наиболее подходящее его толкование. В европейской музыке доминанте всегда выделялась особая роль, доминанта означала контраст к основной тональности. Среди всех родственных тональностей доминанта считалась господствующей (отсюда название), наиболее напряжённой тональностью, требующей разрешения.
Субдоминанта дословно: «до доминанты», т.е. готовящая кульминацию, вершину.
Графически схему Т – S – D – T можно представить в виде треугольника:
Рисунок 40 – общая схема развития любого произведения искусства
где тоника – устойчивый фундамент, субдоминанта – боковые грани, понимающиеся вверх к доминанте, доминанта – кульминация, которая «салютует» и тихо гаснет, возвращаясь вниз к тонике, растворяясь в ней. Это общая схема развития любого произведения искусства. В живописи она выражается посредством цвета и рисунка.
Разработка цветовой гармонии живописного произведения проводится по определенному плану:
– использование и значение черного цвета в картине;
– использование и значение белого цвета в картине;
– цветовая тоника живописного произведения;
– цветовая субдоминанта живописного произведения;
– цветовая доминанта живописного произведения;
– разрешение цветовой напряженности;
– гармонические пары в картине.
Использование и значение черного цвета в картине
черный цвет является наиболее беззвучной краской, на фоне которой всякая другая краска, даже меньше всего звучащая, звучит поэтому сильнее и точнее». В. В. Кандинский
Рассмотрим для наглядности несколько примеров использования черного цвета. В картине «Портрет Т. С. Любатович» К. А. Коровина черный цвет играет важную композиционную роль. Акценты черного на платье портретируемой, вертикаль оконной рамы и коричнево-черная полоса драпировки справа, проходящая почти через весь холст, темная обивка кресла и темный пол придают композиции портрета прочную устойчивость.
Рисунок 41 – Константин Коровин. Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович. 1880.
[17]
Эдуард Mане постоянно употреблял черный цвет, чтобы подчеркнуть игру других тонов.
«Белые, серые, черные предметы под цветным освещением приобретают окрашенность освещения. Кроме того, нейтральные светло-серые цвета повышают цветность соседних пятен. Черные "зажигают" синие и фиолетовые, заставляя их светиться всеми вариантами красок сине-фиолетовой части спектра. Ярким примером может служить картина "Сирень" М. А. Врубеля» (Н. Н. Волков, 1984).
Рисунок 42 – Картина Тициана «Кающаяся Магдалина»:
С 1850 года картина Тициана "Кающаяся Магдалина" находится в коллекции Эрмитажа (г. Санкт-Петербург). Известны также две копии этой картины, выполненные Тицианом, они находятся в частных коллекциях.
В нижней части изображены серые полосы ткани охристого тона, в верхней части – серые полосы ткани уже голубоватого тона. Мы видим «характерную роль серых цветов» в рассматриваемой картине. Серые цвета, казалось бы, лишенные декоративных качеств, и близкие к ним служат здесь очевидным источником обогащения колорита, их функция двойная.
Во-первых, серые цвета усиливают, оттеняют цветность красных полос на ткани, не давая им вместе с тем выпадать из колорита картины.
Во-вторых, они (серые цвета) «сами окрашиваются по контрасту а зависимости от соседства» то желтоватым, если соседнее пятно синее, то зеленоватым тоном, если сосед – красное пятно.
Зная такие качества серых тонов, необходимо употреблять их при работе над картиной для обогащения ее колорита.
К вышесказанному о значении и месте употребления серых и черных тонов можно добавить следующее: самое яркое, самое темное, насыщенное черное пятно мы будем видеть только на первом плане картины, т. к. по мере удаления на второй и третий планы предметы и черные пятна, погружаясь в атмосферу, теряют свою яркость и приобретают голубоватый оттенок воздушной среды.
Использование и значение черного цвета можно увидеть в следующих произведениях живописи.
1. Коровин К. Л. Рыбачья бухта. Севастополь.
2. Поленов В. Д. Ольшанка.
5 Курбе Г. Лодка на берегу.
Моне К. Впечатление. Восход солнца.
Мане Э. Бар в Фоли-Бержер.
Писарро К. Женщина с ребенком у колодца.
Ренуар П. Завтрак гребцов.
Редон О. Будда
Использование и значение белого цвета в картине
«...Цвет белый, как известно, легче всего принимает освещение, цвет тени, рефлексы, влияние воздушной среды. Поэтому в современной реалистической живописи белый цвет всегда прикрыт цветовым
оттенком и, как следствие, теряет в светлоте. Сила освещенного белого достигается теперь не белилами, а отношениями.
Поэтому так трудно писать белые предметы». Н.Н. Волков
В. В. Кандинский, пытаясь словами передать особенности использования белого цвета в картине, писал: «...белый цвет, часто считающийся не цветом (особенно благодаря импрессионистам, которые не видят белого в природе), представляется как бы символом Вселенной, из которой все краски как материальные свойства и субстанции исчезли. Этот мир так высоко над нами, что оттуда до нас не доносятся никакие звуки. Поэтому белый цвет действует на нашу психику как великое безмолвие, которое для нас абсолютно. Белое – это Ничто, которое юно или, еще точнее, это Ничто до-начальное, до рождения сущее, так, может быть, звучала Земля в былые времена ледникового периода. …Не напрасно чистая радость и незапятнанная чистота облекаются в белые одежды, а величайшая и глубочайшая скорбь – в черные – символ смерти. Равновесие этих двух красок, возникающее путем механического смешивания, образует серый цвет. Естественно, возникая таким образом, краска не может дать никакого внешнего звучания и никакого движения.
Серый цвет беззвучен и неподвижен, но эта неподвижность имеет иной характер... Серый цвет – безнадежная неподвижность. Чем темнее серый цвет, тем больше перевес удушающей безнадежности »
Так же как и все другие цвета, белый цвет на первом плане будет особенно ярким и чистым, а по мере удаления приобретает рефлекс среды и теряет свою яркость.
Особенности использования и значение белого цвета можно увидеть в следующих произведениях живописи.
1. Репин И. Е. Осенний букет.
2. Мане Э. Бар в Фоли-Бержер.
3. Мане Э, Завтрак на траве.
4. Ренуар П. Завтрак гребцов.
5. Моне К. Пляж в Трувилле.
6. Суриков В. И. Боярыня Морозова.
Рисунок 43 – В. И. Суриков Боярыня Морозова. 1884-1887.
Холст, масло, 304×587,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Цветовая тоника в картине