Хронология Ветхого Завета
Необходимо сразу заметить, что точную хронологию событий как Ветхого, так и Нового Заветов установить просто невозможно. Сегодня, когда каждое событие политической жизни документируется различными способами, когда весь мир живет по одному летоисчислению, нам кажется, что так было всегда. Но в древности каждый народ находил для себя свои точки отсчета и свои методы, чтобы отмерять время. Поэтому перед историками стоит нелегкая задача: согласовать хронологии различных государств и народов, чтобы получить единую полную картину истории.
Особенности древней хронологии
1. Древние люди не считали года порядковыми числительными, а связывали их названия с каким-то важным событием, например, год восшествия царя на престол, год, в который произошла какая-то важная битва и т. д. Иногда название года связывали с именем ежегодно избираемого правителя. В Ассирии это был limmu, в Афинах ― архонт, в Риме ― консулы. Что касается Востока, то там время всегда связывали с годами правления царей. («В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского…» 4 Цар. 25:8). С приходом к власти нового царя счет начинался заново. В последствии счет времени начали привязывать к какому-то значимому событию в прошлом. Так греки считали годы, привязывая их к Олимпиадам (считается, что первая Олимпиада была проведена в 776 г. до Р. Хр.), римляне к году основания Рима (753 г. до Р. Хр.). Но такой счет времени был явно искусственным, его придумали через много лет после того, как настоящая дата, от которой велся отсчет времени, была давно забыта, и использовали такой метод счета лет обычно только историки.
2. Необходимо отметить одну ошибку, которую очень часто допускают при подсчете времени между событиями, произошедшими до и после нашей эры. Ошибку допускают из-за отсутствия нулевого года. Сразу после первого года до Р. Хр. следует 1-й год после Р. Хр., поэтому между 2-м г. до Р. Хр. и 2 г. после Р. Хр. прошло не 4 года, а только 3.
3. Древние люди любили все округлять. Например, если человек начал путешествие во второй половине дня, потом прошел целый день, а потом шел еще полдня, то древний человек скажет, что он пробыл в дороге три дня (хотя фактически он был в пути 2-е суток). Так, например, осада Самарии (4 Цар 18:9, 10) длилась с 4-го по 6-й год правления Езекии или с 7-го по 9-й правления Осии. Мы бы сказали, что она длилась два года, но в Библии говорится, что она была взята через три года.
4. Мы с точностью можем установить лишь совсем немногие даты древней истории. Нам известно, что 37-й год царствования Навуходоносора является 568/67 г. до Р. Хр. по нашей хронологии, а 7-й год царя Кира ― 523/22 г. до Р. Хр. Эти даты подтверждены астрономическими наблюдениями. Другие годы правления вавилонских и персидских царей могут быть определены только относительно этих фиксированных дат с помощью летописей.
5. События библейской истории мы можем согласовать с вавилонскими и персидскими летописями, но здесь также необходимо иметь в виду некоторые особенности. Еврейский календарь отличался от вавилонского и персидского тем, что у евреев было два способа считать время правления царей. Начиная с момента разделения царств до 798 г. до Р. Хр. израильские летописцы использовали египетскую систему счета. Согласно этой системе период времени от восшествия царя на престол до наступления первого Нового Года считался первым годом его правления. После 798 г. начала использоваться вавилонская система. По этой системе первым годом царствования царя считался год, который следовал за первым Новым Годом его царствования.
Кроме того, необходимо помнить, что у евреев было два Новых Года (осенью и весной), поэтому очень сложно с точностью определить время того или иного события, и поэтому очень часто приводятся двойные даты (например, 523/522).
6. Необходимо отметить также, что очень часто бывали случаи, когда отец и сын правили вместе, при чем в Библии не указывается, сколько времени они правили вместе, а указывается время правления каждого.