ПРАВО | МОРАЛЬ |
Основано на нормативно-правовых принципах | В основе лежат идеи нравственности и социальной справедливости |
Институциональная норма | Неинституциональная норма |
Нормы права формально определены, закрепляются в официальных документах государством и его институтами | Проявляется в обычаях и традициях общества |
Действие норм права ограничивается сферой воздействия государства | Проникает во все сферы общественной жизни без ограничения, охватывает область отношений более широкую, чем право. Многие повседневные отношения людей в быту, в семье, на службе регулируются нормами морали, а не права. |
Функция охраны порядка | Регулятивно-воспитательная функция |
Принцип принудительного выполнения | Принцип добровольного выполнения |
Нарушение права влечет наказание | Внутренний гарант морали – совесть человека, внешний – общественное мнение |
Нормы права составляют этический минимум, необходимый для общественного развития | Нравственность обеспечивает практическую реализацию права. «Легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне: 1) эмоциональной преданностью (аффективно); 2) верой в абсолютную значимость порядка в качестве выражения высочайших неприложных ценностей (ценностно-рационально); 3) верой в зависимость блага и спасения от сохранения этого порядка»[4] |
Вопрос о приоритете права или морали в управленческой деятельности решается в соответствии со спецификой и особенностями каждого вида профессиональной деятельности. Вместе они составляют этико-правовые основания для любого из них.
ЭТИКА И ЭТИКЕТ (5)
«Этика» и «этикет» являются однокоренными словами, однако, значения их различны. В связи с этим, на наш взгляд, следует провести четкую границу между первым и вторым, обеспечив ясное определение их смысла.
Под «этикой» мы подразумевается обоснование внутреннего, сущностного порядка, характеризующегося принципами и ценностными установками мировоззренческого плана в сочетании с правом.
Под «этикетом» понимаются организационно-протокольные, внешние аспекты поведения. При всей важности знания и соблюдения норм этикета, носящих традиционный и во многом условный (искусственный) характер, первостепенное значение, несомненно, имеют понимание и следование нормам этики. Именно в этической области лежат основополагающие проблемы взаимоотношений общества и власти, межличностные отношения.
ЭТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ (6)
В словаре экономических терминов менеджмент определяется как упарвление производством[5] (как процесс и как руководящий орган). Однако для деловой этики есть смысл уточнить понятия управление и менеджмент.
Управление – это категория, обозначающая сферу человеческой деятельности.
Менеджемент – часть науки управления, объектом которой является управление социально-экономическими процессами на уровне организации[6] / хозяйствующего субъекта, действующего во внешней рыночной среде[7].
Повсеместное распространение, и особенно в отечественной управленческой теории и практике термин «менеджмент» получил в результате влияния трансформационных процессов конца 20-го столетия, к которым прежде всего относится глобализация.
Беспрепятственное развитие процесса глобализации возможно только на основе доминирующего в мире типа хозяйственной системы, которым стала рыночная хозяйственная система. Организационным механизмом рыночной хозяйственной системы является бизнес как вид деятельности, главной целью которого является получение прибыли.
Бизнес (business) в переводе с английского – дело, коммерческая деятельность[8].
В условиях рыночной экономики бизнес становится профессиональным видом деятельности со своей спецификой и «правилами игры». Нормы и правила взаимодействия нашли отражение в бизнес-этике, важнейшей области в современной деловой жизни.
Бизнес-этика в русскоязычном варианте – это и есть деловая этика, т.е. профессиональная этика сферы бизнеса и менеджмента – двух понятий, укорененных в рыночной экономике.
Деловая этика и деловая культура – наименее изученные термины и соответствующие им области знаний в отечественной экономической науке, поэтому в популярной лексике имеют более широкий смысл, вбирающий в себя хозяйственно-организационную и управленческую практику вообще.
Условия и механизмы менеджмента в России в значительной мере определяются основными стратегическими направлениями социально-экономического развития страны. В настоящее время стоит вопрос о необходимости кардинальной смены не только факторов экономического роста, но более широко — механизма экономического развития, перехода на инновационный социально-ориентированный путь развития [9].
Изменение экономического, социального статуса общества влечет за собой и смену управленческой парадигмы. Понятия «человеческий фактор», «человеческий капитал», «социальный капитал», «интеллектуальный капитал» становятся ведущими понятиями менеджмента.
Идет активный поиск новых моделей управления, адекватных современной экономической ситуации и отвечающих главной потребности деловых сообществ в формировании творческой личности, способной к новаторству; главной потребности личности – потребности в самореализации.
Многие из авторов современной теории менеджмента отмечают тенденцию перехода к новой гуманистической парадигме управления (см. таблицу 1)[10], в рамках которой все больше и больше возрастает роль культурного фактора в теории менеджмента.
Таблица 1
Важнейшие современные концепции управления
Подход | Метафора | Концепция управления персоналом | Основные задачи управления персоналом | Парадигма |
Экономическ- ий | Механизм | Использование трудовых ресурсов | Отбор способных работников | Парадигма научной организации труда |
Органический | Личность | Управление персоналом | Изучение специфики потребностей, разработка различных программ, ориентированных на разные уровни потребностей | Парадигма человеческих отношений |
Мозг | Управление человеческими ресурсами | Обучение персонала – углубление как специализации, так и универсализации, создание условий для максимальной самоорганизации сотрудников | Парадигма контрактации индивидуальной ответственности | |
Гуманистичес- кий | Культура | Управление человеком | Адаптация, развитие культуры организации – задание ценностей, формирование правил и норм, символизация | Парадигма командного менеджмента |
Принцип «Жить – значит потреблять, разрушать природу, загрязнять Землю», – исчерпал себя. На смену идет новая парадигма управления: «Жить – значит, прежде всего, воспроизводить жизнь, участвовать в ее саморегулировании, в ее самопознании, саморазвитии», что значительно сложнее, но другого сегодня не дано.
Цитата: Принцип экологии духа: «…сохранять жизнь, выдвигать жизнь, которая способна развиваться, до ее наивысшей ценности – это человек воспринимает как добро; разрушать жизнь, вредить жизни, подавлять жизнь, которая могла бы развиваться – как зло…» Этика благоговения перед жизнью включает в себя все, что можно охарактеризовать как любовь, самоотверженность, сострадание, разделение радости и стремлений другого существа[11] (А. Швейцер).