15.11.11
Философия Канта
Бенедикт Спиноза
Младший современник Декарта. Бенедикт Спиноза (1632-1677) родился в Амстердаме в еврейской семье, которая бежала из Португалии от инквизиции. В юности Спиноза изучал иудаистскую философию и теологию.
В возрасте 24 лет он проклят и отлучен от общины (Начитавшись Декарта и взяв на вооружение современные традиции)
После отлучения Спиноза вел размеренную, скромную жизнь. Источником заработка была шлифовка линз для оптических инструментов. Это давало ему возможность быть свободным и независимым. Он отклонил пиедложение занять пост профессора в уни-ре, полностью и целиком посвятив себя философским учениям.
Стал главным специалистом в Европе по Декарту.
(Приминительно к Декарту: дуализм. Все понятия нельзя свести к одному основанию, а можно к 2м. Рес когитанс и рес экстенса. Causa sui – причина самоё себя. (Субстанция как причина самое себя, не может быть мыслима одновременно с иной причиной и иными субстанциями – causa sui) Субстанция есть Бог и природа. Субстанция не может быть одна. Субстанций может быть только 2. Ряды субстанций протяженные и нтилигибельной и создают этот дуализм Декарта)
Спиноза же сумел уйти от дуализма Декарта и свести все к одному основанию. Как?
Пентеизм. 'Всё есть Бог’
По мнению Спинозы Декарт не прав. Субстанции не может быть 2, субстанция одна.
Спиноза это доказывает с точки зрения указания на необходимость.
Мы как мыслящая вещь не можем не мыслить, тк мы мыслящий автомат, мы мыслим с необходимостью.
Единственный признак субстанции – необходимость. (необх – то, что не может быть иначе. То, что с необходимостью присуще. Объяснение Платона и Аристотеля)
Декарт: мысль не имет протяженности, а протяженность не имеет мысли.
Спиноза: Единственная субстанция – Бог. Для Бога нет разницы протяженное или нет. Одновременно Бог и есть природа. Значит, субстанция одна. (Тут на помощь Спинозе пришло его церковное образовние)
Если субстанцию нельзя вообразить в человеческих понятиях понятиях, то отсюда следует, что мы не можем приписать Богу те атрибуты, которые мы можем вообразить.
То что нам кажется двумя протяженными ряда: интилигибельность и….. Порядок вещей и порядок идей. Для Бога – едино.
Метод Спинозы – геометрический метод.
Таким образом Спинозе удается привести дуализм Декарта к монизму (все едино)
Бог – един, иными словами – пантеизм
Лейбниц
Зло есть незнание действительных причин
(В разуме нет ничего, чего не было бы прежде в опыте, кроме самого разума)
(Условие всякого возможного опыта Когито Эрго Сум не даны нам, оно является врожденными идеями. То, что определеяет природу нашего разума)
Итак, когда нас что-либо не удволетворяет в ходе вещей, то возникает это из недостатка
нашего понимания. Ибо невозможно, чтобы всякий ум все понмал отчетливо, и для наблюдающего только некоторые части целого (Преимцщественно перед остальными не может быть видна гармония этого целого
«теодецея» – работа и философское учение Лейбница. Как же Бог допустил, что в мире созданным им существует зло?
Бог:
- Всезнание
- Всеблагость (Бог совершенное существо, он не совершает зла)
- Всемогущество (Он единственное существо, которое может нарушить естественный ход вещей)
Доказательство теодеции Лейбница: Если в мире существует зло, то оно существует в результате не достатка нашего поинмая. Только Бог знает все причины и все следствия. Человек обладает ограничиным знанием, он не знает все причины и следствия, поэтому человек может заблуждаться. Вместо совершения (как он думает) правильных поступков, человек совершает примерно правильные поступки. Человек знает только некоторую часть Универсума (мира). Поэтому человеческому разому не видна гармния целого.
Ключевой термин о Лейбнице и его трактовки Бога: Предустановленная гармония. Мир в целом (или Универсум) представляет собой предустановленную гармонию. Но человеку не видна эта гармония, он знает этот только как физик (Что куда летит….)
3 типа истин по степени нисхождения:
- Истина разума. Это истина, которые не могут быть иначе. Необходимиые иситины. Нет разницы между человеческим разумом и божественным. Для Бога тоже существует необхадимия истина.
- Математические истины. (в обычном смысле. Занимают промежуточное место, т.к. бывают разные мат системы. Например, геомтрия Евклида и Лобачевского)
- Истинна факта. Лейбниц объясняет их прямой противоположностью истиннам разума. Это то, что может быть иначе. (стол деревянынй, стол железный…)
Лейбниц автор законов логики.
1) Закон противоречия
2) Закон исключенного третьего
3) Закон достаточного основания
Давид Юм
Трактат о человеческой природе
Согласно одному из них человек рожден преимущественно для деятельности в своих поступках рукаоводствуется вкусом и чувством, стремясь к одному объекту и избегая другого в зависимости от той ценности, которую он приписнывает этим объектам.
Согласно другому взгляду, предназначение человека – разум. Философы другого рода рассматривают человека с точки зрения не столько деятельности, сколько разумности и стремятся скорее развить его ум, чем усовершенстововать его нравы.
Операции нашего духа (mind), наиболее непосредственно созноваемые нами, как бы окутываются мраком, едва лишь становятся обхектами размышления, и глазу нелегко найти те линии и границы, которые разделяют и размежевавают их.
Ассоциации идей:
- Асс. По сходству (похожие идея соединяются между собой)
- Асс по смежности (Пусть цвета выстроились в шкалу цветов… тогда мы можем сами представить один пропущенный цвет. Оперируя нашими иедями)
- Асс. Причин. – следств связей. То, что требует только обращения к опыту.
Иманнуил Кант
(1724-1804)
Философ эпохи Просвящения.
Кант всю жизнь провел в Восточной Пруссии в Кёнигсберге
Его отец был шлюхой.
Большое влияние на Канта оказал протестантский пиетизм.
Кант никогда не покидал своего города. Но с тех пор как ему исполнолось совершеннолетие он всегда жил по одному ритму. Всегда все делал в одно время, жители Калиненграда сверяли по нему часы. Семьи не было.
Пиетизм – род протестантского нравоучение, предпологающий, что вы не только разделяется доктрины протестантизма, но и “живете правильно”. Прославляете своей жизнью Христа
Первая работа Канта “Мысли об истинной оценке живых сил” и итоговая естественнонаучная работа “Всебощая естественная история теории неба” были напечатаны соответсвенно в 1746-м и 1755г и к филосфоии, казалось бы, никакого отношения не имеют.
22.11.11
Философия Канта
Два периода философии Канта:
1) Лейбнице –Вольфовская философия.
Докртичиский период философии Канта.
2) Критический период философии Канта. Начался не раньше 70ого года.
Именно в этот период Кант сформировал свою великую работу о разуме. Были написано работы:
-Критика чистого разума (1781)
-Критика практического разума (1788)
-Критика способности суждения (1790)
Кант пришел к критической точке зрения после прочтения Юма.
Лейбниц – Вольфовский – догматическая метафизика
- Юм критиковал понятие разума с позиции резкого различия дескриптивного (опистательного) и нормативного
- Кроме того, в рамках первого он противопостовлял познание, получаенное из анализа понятий и отношений между ними, и познание, имеющее своим источником опыт и относящееся к фактическому состоянию дел.
Типы ассоциаций идей:
a posteriori – в опыте
a priori – до опыта
В чувственном познании вещи явлены так, как они являются субъекту, а не каковы они сами по себе, отсюда термин феномен.
Умом, как правило, постигают нечто, необнаружимое чувствами. Схваченное интеллектом – это ноумены, дающие представление о вещах, как они есть (ноумен – от греческого noein – размышлять)
Кант: Революция в естествознании.
Вспомним Френсиса Бекона со его новым органоном. Он обратил внимание на то, что знания основаны на эксперименте. Так же он создал логический инструментарий, чтобы оценить эти эксперименты (Индукцию!)
Кант пытается понять, что такое эксперимент и как на основе эксп. Данных можно делать общие выводы.
Мы также предпологаем, что и мы сами, и другие люди могли бы повторить этот эксперимент в любое время и в любом месте. (И всякий человек!)
Если мы предпологаем, чо Вселененная в основном однородна в пространстве и времени, что мы можем воспроизвести один и тот же эксперимент в любом ее месте, то экспериментальный метод не будет иметь смысла, и наука Нового времени лишится своей методической основы.
Что же образует условие непрерывности нашей вселенной? То, что наше пространство и время – трехмерные, континентуальные. А можно ли представить, что они могут быть другими? Да, можно
Но для этого нужно представить, что есть другой вид существ, с другим восприятием. Которые бы видели вселенную подругому.
Затем, нужен третий вид существ, которые бы могли сравнить восприятия и виды вселенных нашей и второго вида. Наконец, нужен четвертый вид существ, которые бы могли бы удостовирить, что первые три вида не ошибаются. И это регресс в бесконечность!!!
Критика догматизма предшествующей метафизики
По мнению Канта, перед филсо. Стоит ряд вопросов, которые нужно решить перед тем, как двинуться далье. Сформулированы в критике разума
- Как возможно естествознание?
- Как возможна математкиа?
- Как возможна метафизика?
На долю человеческого разума выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой. Но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума (Цитата из критики разума)
Конечнен или бесконечен мир?
Бессмертна ли душа?
Cуществует ли Бог?
Вполне возможно, что даже нашел опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством вечатлени и из того, что наша собственная познавательная способность (только побузждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой
Аффицирование – впечатление, восприятие. Нечто воздействует на нас из вне
Кант: я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться.
Решение вопроса о возможности или невозможности метфизики вооще и определение источников, а так же объема и границ метафизики
Тарсцендентальная философия изучает только способность нашего разума в отношении всех знаний.
Формы знания (Кант):
1) Чувственность (Трансцендентная эстетика)
2) Рассудок (обобщение, Сравнение, анализ) Трансцендентальная аналитка
3) Разум – трансцендентальная диалектика
Чусвтвенность (трансц. Эстетика)
2 формы чувственности:
- Пространство (внешняя. Чув-то)
- Время (внутр. чув-ть)
Пространство – форма нашего чувства
Разум видит только то, что сам создает по собственному плану, он с принципами
29.11.11
Продолжение Канта
Следуя Юму, Кант настаивает на том, что в нашем сознании существует 2 ветви:
1) Чувственное знание (или опытное, эмпирическое). Чувсвтенность не дает нам вещи как они есть. Поэтому чувственное знание носит случайный характер
2) Рациональное знание. Познание с помощью разума. Носит необходимый и всеобщий храктер (Истны Лейбница….). Кант в след за Лейбницев перинимает эту традицию
Задача Канта – показать как связаны между собой эти виды знания. Его не устраивает точка зрения ДеКарта (о том, что за это отвечает Бог, как единый координатор). Для Канта это не задача, а вопрос. Он готов склониться к позиции Юма. Кант считает необходимым задаться вопросом не о содержании наших знаний, а о формах знаний
У Канта место метафизики вещей занимает метафизика знания. О формах знаний, а не о содержании
Теоретическая философия становится учением о науке, превращается в науку о границах человеческого познания.
Паралогизмы разума – те вопросы, на которые разум может ответить и да, и нет, а значит подлинного ответа разум не знает.
У суждения есть субъект суждения. Обозначается S. И Предикат суждения. Обозначается P.
Суждения делятся на 2 больших класса:
- Аналитические
- Синтетические
Суждение называется аналитическим, если предикат содержится в суждении (субъекте). Например, треугольник – фигура, имеющая 3 угла, 3 стороны. Аналитические суждения – поясняющие.
Синтетические суждения – присоединяющие суждения. Такие суждения, у которых в предикате сообщается что-то новое, чего не было в субъекте (Погода сегодня хорошая)
Виды знаний:
- Априорные
- Апостериорные
Мы будем называеть априорными знания, безусловно независимые от всякого опыта, а не независимые от того или иного опыта. Могут быть выраженны в аналитических суждениях (пример с треугольником).
Мы называем апостериорными (или эмпирическими) знаниями те знания, которые возможны только на опыте. Могут быть выражены как аналитически, так и синтетически.
Как возможны априорные синтетические знания?
Виды
- Аналитические суждения априори
- Аналитические суждения апостериори
- Синтетические суждения априори
- Синтетические суждения апостериори
Кант: Математика – не наука рассудка, идущая аналитическим путем, а интуитивная наука, использующая синтетический метод. (вся математика – синтетическая! По мнения Канта числа имеют свойства суммироваться, а вот сама сумма – синтетическое знание!) Пример: 5 + 7 = 12 – синтетическое знание.
При рассмотрении симметричных фигур: у тел бывают различия исключительно пространственного происхождения. Не тела делают возможным пространство, а, скорее, пространство делает возможным тела. Пространственность как способ координации ощущений.
Пространство – форма представления или форма нашей чувственности.
Пространственность есть способ координации наших ощущений. Все что мы знаем о том, что вокруг нас, мы знаем благодаря пространственным терминам. (Справа, слева, позади нас…)
Ощущение соединяются в нашем представлении по законам пространства и времени, и лишь с помощью этого синтеза возникает интуитивный образ чувственного мира. Иначе говоря, по Канту, пространство и время – закон наших ощущения.
Кант характеризует с помощью пяти признаков
1) Пространство не обладает всеобщностью понятия, оно не есть результат абстрагирования
2) Пространство едино, не существует многих пространств
3) Пространство обладает всеобщностью целого
4) Пространство не есть субстанция и акциденция (вещь или свойство), а есть акт духа, координирующего свои ощущения
5) Пространство и время – априорные формы математического знания
По Канту, геометрия – чисто пространственная наука. Наука об обтношении в пространстве. А арифметика – наука о времени. По его мнения, деление, сумма – функции времени.
Это действие рассудка мы называем синтезом… Мы ничего не можем представить себе связанным в объекте, чего прежде не связали сами, …
Я называю его чистой апперцепцией, чтобы отличать его от эмпирических знаний
Учения о категориях
Кант делит суждения на 4 класса (категории): (виды суждений – категория)
Первая категория:
- Общие суждения/ 1. Единство
- Частные суждения / 2. Множественность
- Единичные суждения / 3. Целокупность
Вторая категорий: характеристика видов суждений по качеству
- Утвердительные суждения / 1. Реальность
- Отрицательные / 2. Отрицание
- Бесконечные / 3. Ограничение
Третья категория суждения
- Категорические / 1. Присущность и самостоятельное существование (субстанция и акциденция)
- Гипотетическая / 2. Причинность и зависимость
- Разделительные / 3. Общение (взаимодействие активного и пассивного)
Четвертая категория суждений. Модальность.
- Проблематические / 1. Возможность – невозможность
- Ассерторические / 2. Существование – несуществование
- Аподиктические / 3. Необходимость – случайность
УТОЧНИТЬ
У Канта 3 критики.
Первая: Как возможна математика, как вомзожно естествознание,как возможна метафизика? Предмет: мир, как природа. Мир как природу отличает то, что в нем действую естественные законы. Ничего не происходит без причины. (Детерминизм)
Критика практического разума (вторая критика).
Главная проблема: существует ли что-нибудь, что мы не описали в терминах первой критики?
Проблема рационального обоснования добра. Мир как свобода. Наша свободная воля не подчиняется никаким природным законам. А значит, человек является носителем совершенно определенного феномена – свободы. (Помимо природных законом, напр. Кровообращения). Индетерминизм. (отсутсвие детерм.). А если наша воля свободна, то у нашей воли не существует закона. Отсутсвие закона. В трасценд. Филосфии существует только 2 вида филосфии: мир как природа и мир как свобода.
Как же возможен закон в мире свободы?
Для того чтобы разные люди, являющиеся носителями свободной воли, могли соглосовывать между собой свои поступки должны быть некоторые общие для всех правил. ПередКантом стоит проблема обоснования рационального поведения, или добра. Эти правила должны быть едиными для всех. “Моральная арифметика”
Постановка проблемы
Мораль не имеет обоснования в желаниях, мораль не имеет обоснования в вере (в Бога или в предустановленный порядок). Мораль нуждается в своем самостоятельном обосновании.
Гетерономная воля. Такая воля, которая совершает поступки для совершения некоторых целей. (Я иду в кафе, чтобы поесть….)
Автономная воля – воля, которая хочет нас привести к чему-то. Когда нас одолевает желание.
Задача во второй критики: найти такие же априорные законы воли, которые мы установили в первой критике, относительно нашему разуму.
Для того, чтобы воля была автономна, она должна иметь априорные законы. Для этого нужно отказаться от
6.12.11
Критика Канта. Продолжение
Разум в отношение природы фиксирует законы природы. (или причины и следствия, как они связываются между собой. Это детерминизм)
В отношении свободы разум не может прописать свободы. Поэтому в природе законы определяют как все происходит, а в сфере свободы разум объясняет как все должно происходить.
Сфера свободы отличается тем, что единственная свободная вещь в мире – свободная воля. Каждая вещь в природе действует по законам. Только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлениию о законах, т.е. согласно принципам. “Законосообразность”
Правила поведения делятся на:
-Субъективные правила (максимы) – имеющие значение для данного отдельного человека. (Пить по утрам чай)
- Императивы. Объективные практические законы, т.е. имеющие “силу для воли каждого разумного существа”, (императивы, т.е. правила, варажающие долженстовавние (То, как должно быть))
определение 2: Представление об объективном принципе, посколько он принудителен (Обязателен) для воли, называется велением (разума), а формулировка веления называется императивом.
В свою очередь, императивы делятся на гипотетические (повелевают) или категорические.
Гипотетические представляют необходимость поступка как средство к чему-либо другому, чего желают достигнуть (Выучить философию для того, чтобы получить зачет)
Категорическим императивом называют такой поступок, который был бы необходим, а с другой стороны, не предполагал бы никакой внешней цели. Действие совершается без относительности того, что вы получите в результате.
В чистой воле не осталось ничего кроме общей законосообразности поступков вообще, которая и должна служить воле принципом.
Это значит: я всегда должен поступать только так, чтобы я также мог желать прев….
Таким образом существует только один категорический императив, а именно:
Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.
(Кант желает, чтобы субъективная стала всеобщим законом)
Практическим императивом, таким образом, будет следующий: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как и целии и никогда не относился бы к нему только как к средству
Соотношение веры и разума
Кант считает, что философия должна быть атеизмом. Существование Бога – паралогизм. Однако, отвергнув 4 доказательства сущестовавине Бога, Кант предлгает свое пятое: то что воля может быть доброй, с точки зрения Канта, подтверждает, что мир есть порядок а не хаос. Таким образом через отношения порядка он доказывает соществование Бога, хоть и косвенно
Вера, с которой разум подчиняет собя мировому закону, также принадлежит к его собственным принципам, и потому для критической филосософии эта вера может принимать лишь такой вид, который определяется общей необходимой формой самого разума.
Кант: ”Я отодвинул разум, чтобы дать место вере”.
Если нравственный закон свидетельствует о природе человека, о неэмпирическом природе человека и сам является безусловным законом, независимым от эмпирических условий, то он, по мнению Канта, хотя и указывает на сверхучственное происхождение и таким образом опровергает атеизм, однако, не позволяет дать более
Этикотеология –
Требую законодателя, нравственный закон в той же мере должен постулировать, в качестве абсолютной заповеди, “категорического императива”, безусловное выполнение своих влений, такоим образом, моральное совершенство
моральное совершенство – цель моральных поступков. Но человек не может достичь его за время своей жизни. Поэтму моральное совершенство мы рассматриваем не в качестве конечной цели, а в качестве регулятивной идеи. Мы к нему стремимся, хотя и знаем, что никогда не достигнем. В этом смысле принципы Христианства и этики вполне сбалансировны (А Кант не признает веру на место знания, но и не отвергает веру, тк не может доказать обратное)
Этикотеология - «Вера есть моральный образ мышления разума при принятии им за истину того, что недоступно теоретичекому познанию»
Значит, практический разум выше теоретического!
Кант берет слово Belive – слово Юма
“Парктическая уверенность” в идеях разума, “поскольку нет достаточного теоретического обоснования их реальности”.
- Что хорошо? Все, что повышает в человеке чувтво власти, волю к власти, саму власть.
- Что дурно? – Всё, что происходит из слабости
- Что есть счастье? Чувство растущей власти, чувство преодоеваемого противодействия
- Не удавлетворенность, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота способностей (добродетель в стиле Ренессанс, virtu, доброделеть, свободная от моралина)
Из работы Антихристианизм. Антихрист. Фридриха Ницше.
Фридрих Ницше
Немецкий мыслитель (1844-1990)
Изучал классическую филологию
Работы:
- Рождение трагедии из духа музыки (1872)
- Человеческое, слишком человеческое (1878)
- Так говорил Заратустра (1886)
- По ту сторону добра и зла (1886)
- К генеалогии морали (1887)
- Работы Ecce Homo и «Воля к власти» опубликованы после смерти Ницше
Последние 10 лет Ницше тяжело болеет.
Философские и религиозные картины мира – это только лишь выражение человеческой потребности в смысле и порядке.
Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к челвоеку. И им должно еще помочь в этом.
Что вреднее всякого порока? – деятельное состродание ко всем
Мораль аристократов – virtu
Она ориентируется на общее правило.
Ницше определяет понятие сверхчеловека.
Ницше – мир хаос, но человек не в состоянии жить с этой идеей. (Обратное Канту, который доказывал, что мир упорядоченность)
Философские и религоизоные картины мира – это только лишь выражение человеческой потребности в смысле и порядке
Они являются всего-навского слишком человеческими попытками избежать хаоса.
Аполоническкое – противоположно дионисийскому
Дионисийское – бесцельное, не поддающиеся рациональному описанию
Конфликт ценностей и ressentiment
Восстание рабов в морали начинается с того, что ressentiment сам становится творческим и проождает ценности: ressentiment таких существ, которые не способоны к действительной рекции, реакции, выразившейся бы в поступке, и который вознаграждают себя воображаемой местью.
Важнейшая хар-ка морали: мораль – духовное творчество.
Существуют только разные ценностные ориентации, а не одна единственная мораль. Поэтому мораль рассматривается как ценность. Как то, что может быть иначе. Конфликт ценнсотей.
Зло – эгоизм. Альтруистическая мораль. Альтруизм – отказ не только от дурного в себе, но и от хорошего.
“белокурая бестия” – образ врага, отличающийся силой, стремлением к власти. Страх перед сверхчеловеком желали, взращивали и достигали человека противоположного типа: типа домашнего животного (тип современного человека), стадного животного, больного животного – христианина.
13.12.11
Ницше
Философия сбилась с пути. Ницше считает, что Сократ виноват в этом.
Этика меняется на нигилизм. Ницше вводит новое понятие воли. Волей он называет отношение силы к силе. Главная характеристика воли – сила. Принцип воли к власти не означает, что воля хочет власти или вожделеет господства. Ницше показывает, что когда под волей к власти имеется ввиду воля к госпосдству – это заблуждение.
Господство – попытка с помощью уловок добиться для себя превиллигированного положения.
“Переоценка ценностей” – задача новой философии и новой культуры. Необходимость вернуть исходные смысла нашего движения к лучшему. Это и есть воля к жизни.
Если толковать волю к власти как “желание господства”, это знаичт подчинять ее установленным ценностям. Заблуждение современной эпохи – не создание ценностей, а присвоение ценностей. В свете этого Ницше говорит о ценностях-да и ценностях-нет. (положительные и отрицательные)
Желание господства = ценность-нет = отрицательное
Возникает нигилизм. Природа воли к власти, по Ницше, - не в том, чтобы желать, не в том даже, чтобы брать, но в том, чтобы творить и отдавать.
Эгоизм = альтруизм. Человек, не делающий так как общество – не подчиняется альтруизму. Общество его клеймит и называет эгоистом.
Эгоизм – аморальная стратегия.
Ницше предлагает понятие имморализм. Ницше не принимает понятие амморализм.
Вторым после Сократа Ницше не одобрил (Кант/Плотон/Джигурда?) который предложил всеобщим принципым воли – всеобщий закон (мораль стала нормативны)
Мораль рабов. Рессентимант = рессентимент ключевая характеристика морали рабов.
Повсюду мы видим торжество “нет” над “да”, реактивного над активным. Воля к ничто.
Современный человек “как человек прирученный”, “домашнее животное”
Ницше не разделяет понятие гуманизм.
Необходимость Преодолеть “человеческое, слишком человеческое”.
“Бог умер, и это мы его убили”. Человек поставил себя на место Бога.
Человек, поставивший себя на месо Бога: человеческое, слишком человеческое (мораль заменяет религию; польза, прогресс, сама история встают на место божественных ценностей)
Верблюд – лев – сверхчеловек
“Заратустра”
Осел (или Верблюд) – звери пустыни. Нигилизм
Это вьючные животрные, они несут н асебе бремя. Они считают, что утверждать значит нести, брать на себя.
Они – животные христианские.
Лев – животное доблести. Его дело – разрушение всех установленных ценностей
Сверхчеловек. Его сила – не в мощи, а в игре. Филосовствовать танцуя.
Три превращения духа.
Философия Фрейда
В 1900г. Выходит первая фундаментальная работа Фрейда “Толкование сновидений”, которая до сих пор остается своего рода “Библией” психоанализа.
Другие работы:
- Три очерка по теории сексуальности 1906
- Тотем и табу 1913
- По ту сторону принципа удовольстивия 1919
- Я и Оно 1923
- недвольство культурой 1930
Топики. Сознание
Сверя Я = Super –ego
Я= eg
оно = yd
Новизна его учения состояла в том, что м была выдвинута динамическая модель психики и была показана взаимосвзячь сознательных и бессознателььных процессов, в первую очередь сексуальных влечений. Сознание – пердсознательное и бессознательное.
Всё живое существует согласно принципу удовольствия, т. е. Стремится удовлетворять свои нужды и избегать страдания. Человек отличен от животных тем, что он откладывает удовлетоврение влечений или даже подавляет их, если непосредственное удовлетворение угрожает
Затем удовольствия вытесняются в бессознательное, откуда дают о себе знать в сновидениях (когда ослаблена “цензура” сознания) или в невротичеких симптомах.
Влечение конфликтует с социальными нормами и моральными предписаниями.
Конфликт, который никогда не кончается
Социализация – деградация.
Сверх-Я – усвоенные с детства социальные запреты и предсписания, проявляющиеся в
Эта инстанция является следствием длительного периода детства, зависимости от родителей, воспитания в семье, традиции, школе и других соц. Институтов.
- Эдипов Комплекс (комплекс электры)
Под всеми обретениеями человеческой культуры скрывается неизменный фундамент архаичных психологических процессов, унаследованных нами от превобытного человека (коллективное бессознательное)
А детское мышление рассматривается Фрейдом по аналогии с первобытным.
Архетипы
Всякая культура строится на отказе от удовлетворения влечений, на запретах: “культура действует принуждением, отнимая у сексуальности значительную часть психисеской энергии, каково культура пользуется в своих целях”
Сублемация, вытеснение социальными целями бессознательных желаний.
Фрейд добавляет ещё одну силу.
Естетвенное стремление к ращрядке психического напряжения – регресс в бессознательное
Второе начало наряду с “эросом” – танатос.
Значение религии. “будущее одной иллюзии”