Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–усские народные подвижные игры: истори€ возникновени€, их значение, особенности, классификаци€ и методика проведени€.

»спользование русских народных подвижных игр в практике образовательной работы современного ƒќ”

—южетные русские народные подвижные игры

Ќесюжетные русские народные подвижные игры

¬опросы:

1. ѕодвижные игры

2. ¬иды

3. «начение

4. ќсобенности методики проведени€

¬ведение

Ђќ, радость жизни, детска€ игра!

¬ек не уйти с соседнего двора.

«а мной €вилась мать, но даже маме

в лапту случалось заигратьс€ с намиї.

¬. Ѕерестов

 

¬ нашей современной жизни, особенно в городских услови€х жизни, резко снизилась двигательна€ активность человека. ‘изическое развитие наших детей зависит от их двигательной активности. ѕоэтому в своей работе € решила познакомить детей с русскими народными подвижными играми. ћногие игры вспоминаютс€ и из своего детства, когда мы вечерами собирались всем двором и играли, играли и играли, пока родители не позовут домой. —ейчас такое можно увидеть не часто, наши дети уже с малого возраста предпочитают познавать компьютерные игры, смотреть телепередачи, мультфильмы.

–усские народные игры способствуют развитию дыхательной системы, нервной системы и общему укреплению здоровь€ ребЄнка, а проведение русских народных игр на воздухе обеспечивает хороший закаливающий эффект, игры с пением развивают музыкальные способности.

–одина впервые предстаЄт перед ребЄнком в звуках, образах, играх и красках. ¬сЄ это в изобилии несЄт в себе богатое по содержанию народное творчество. Ќародные подвижные игры €вл€ютс€ частью истории народа. ¬озникновение подвижных игр уходит в далЄкое прошлое наших предков.

ƒолгие годы в –оссии народные игры не изучались и к ним не воспитывалось отношение как к народному досто€нию, каковым они €вл€ютс€.

—егодн€ на первый план хочетс€ выдвинуть задачу - воспитание личности ребЄнка, обладающего базовой культурой нашего русского народа и сделать это возможно на доступном дл€ ребЄнка материале народной подвижной игры. »гра - это самый близкий вид де€тельности дл€ детей.  .ƒ. ”шинский считал эти игры наиболее доступным Ђматериаломї дл€ детей.

»гры наших предков были очень разнообразными, их правила, содержание, инвентарь соответствовали временам года, возрасту, полу, месту их проведени€. ƒетские игры отличались от молодЄжных, а девичьи от мужских. »гры же стариков были не похожи на игры женщин и мужчин.

ѕочти всегда игры сопровождались различными текстами: выкриками, рифмовками, считалками, зазывалками, песенками и т.д., всЄ это придавало им особый колорит.

¬ русских семь€х дети считались предметом общего поклонени€. Ќелюбимое дит€ в кресть€нской семье было редкостью. Ћюди понимали, что злое и доброе детска€ душа впитывает одинаково жадно, хорошие и дурные впечатлени€ запоминаютс€ одинаково €рко на всю жизнь. јтмосфера добра вокруг ребЄнка считалась об€зательной. Ёто совсем не означало потакани€ и изнеженности. »гры чередовались с посильным трудом или сливались с ним. ƒо полного изнеможени€ дети могли предаватьс€ играм. ¬ прошлые века ничего не надо было изобретать и придумывать в детских играх. ¬есЄлые народные подвижные игры - это наше детство. ¬о дворе играли подростки, на них смотрели реб€та помладше, запоминали, сами входили в игру. » через цепочку от старших к младшим передавалось всЄ игровое наследие.

 ак часто можно слышать фразу Ђѕоиграй со мнойї. ќчень заслуживает одобрени€ проведение подвижных игр не только в саду, но и в семье, ибо они способствуют развитию двигательных качеств, общени€ с родител€ми и социализации ребЄнка. ќрганизаци€ таких игр доступна каждой семье. Ќаучившись играть с родител€ми, ребЄнок оказываетс€ способным взаимодействовать с другими детьми. » наоборот, когда на зан€ти€х дети знаком€тс€ с народными играми очень при€тно слышать от них Ђкак они научили играть папу и мамуї. “ак же и на праздниках с родител€ми хорошо включать совместные народные игры с родител€ми.

–усские народные подвижные игры €вл€ютс€ традиционным средством педагогики. »спокон веков в них €рко отражалс€ образ жизни людей, их быт, труд, представлени€ о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, про€вл€ть смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

–усска€ народна€ подвижна€ игра, выполн€€ различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщени€ к народной культуре. ѕодвижна€ игра Ц естественный спутник жизни, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

—егодн€ мы все чаще обращаемс€ к опыту и знани€м наших предков, к русским народным принципам образовани€, так как именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодн€шнего дн€.

Ќормы и правила воспитани€, выработанные народной педагогикой, проверены временем. ¬ них сосредоточена веками формировавша€с€ народна€ мудрость, вобравша€ в себ€ общечеловеческие ценности.

ќдним из таких средств воспитани€ €вл€етс€ народна€ игра. ќна Ц уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколени€ есть свои любимые игры.

¬ практике широко используютс€ игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Ќо среди всего многообрази€ игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие об€зательно вовлекаютс€ в активные двигательные действи€. Ёти действи€ обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

÷елью данной работы €вл€етс€ вы€вление роли русских народных подвижных игр в практике образовательной работы современной детской общественной организации.

ќбъект исследовани€ - группа детей

ѕредмет исследовани€ - изучение русских народных подвижных игр в практике образовательной работы современной ƒќќ.

√ипотеза: современна€ педагогическа€ наука при помощи народных подвижных игр позвол€ет создать услови€, благодар€ которым успешно развиваютс€ показатели психофизического становлени€ ребенка.

√ипотеза исследовани€: использование русских народных подвижных игр в практике образовательной работы современной ƒќќ будет эффективно, если:
- учитывать индивидуальные способности детей современной ƒќќ;
- использовать игры разной интенсивности;
- на практике примен€ть многообразие игр отличающихс€ по движени€м.

¬ соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследовани€:

ѕроанализировать психологическую и педагогическую литературу, научные педагогические и методические источники в области дошкольного образовани€, физической культуры и спота в контексте изучаемой проблемы.

¬ы€вить сущности основных пон€тий: русские народные подвижные игры

–аскрыть сущность русских народных подвижных игр как необходимых элементов педагогики (средства образовани€).

ќпределить методику проведени€ народных подвижных игр.

–азработать комплекс русских народных подвижных игр дл€ использовани€ их в качестве средства образовательной работы современной ƒќќ.

Ћогика поставленных цели и задач обусловила применение системы следующих методов исследовани€.

“еоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследовани€.

Ёмпирические: обобщение педагогического опыта, психодиагностические методы.

ѕрактическа€ значимость: работа может быть использована педагогами при организации игровой де€тельности ƒќќ.

—труктура работы обуславливаетс€ цел€ми и задачами исследовани€. –абота состоит из введени€, двух глав, заключени€, практической части, списка литературы и приложений.

–усские народные подвижные игры: истори€ возникновени€, их значение, особенности, классификаци€ и методика проведени€.

–усские народные подвижные игры имеют свою историю возникновени€. Ѕольшинство народных игр уходит корн€ми в религиозные пласты жизни. Ќапример, одной из причин по€влени€ подвижных игр €вл€ютс€ обр€довые игры, св€занные с суевери€ми, предрассудками. «начительна€ часть народного русского творчества св€зана с €зычеством. языческа€ романтика придавала особую красочность русской народной культуре.

 роме этого, культура –уси развивалась на основе жесточайшей эксплуатации трудового народа. √лавным образом кресть€нства. ¬сЄ это отразилось в играх, которые €вл€лись частью жизни русского народа.
»грою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, котора€ Ђиграетс€ї, и до свадьбы Ч своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. ќсобые формы ритуально-игрового поведени€ можно найти в календарных обр€дах и народных игрищах, устраиваемых на —в€тки, ћасленицу, “роицу, в  упальскую ночь и т.д.
»гра в это врем€ была не просто досужим развлечением, а способом организации хоз€йственной, семейной и общественной жизни человека. »гра учила и наставл€ла. »гра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общатьс€ так, как этого требуют обсто€тельства.
–усские народные подвижные игры представл€ют собой сознательную инициативную де€тельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, котора€ складываетс€ на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте де€тельности
–усские народные подвижные игры имеют воспитательное, оздоровительное и образовательное значени€.
¬оспитательное значениенародных подвижных игр огромно.  .ƒ. ”шинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных иде€х или заимствованных у другого народа. ќн считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. ѕо мнению ј. ѕ. ”совой, игры, которые дети заимствуют друг у друга, а младшее поколение от более старшего, созданы народом так же, как и народные песни, сказки. Ќа огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивалс€ с ними в своей научной и педагогической де€тельности.

ѕрежде всего необходимо обратитьс€ к трудам ≈.ј. ѕокровского. ќн один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. ¬ старину было особенно много игрищ с оттенком €зыческого культа, например, празднование  остромы, ярилы и др., сопровождавшиес€ обычно шумным, крикливым весельем, песн€ми и играми. Ќачина€ с ранней весны и вплоть до глубокой осени в русских деревн€х при каждом народном или храмовом празднике народ водил хороводы, сопровождаемые особого рода песн€ми и играми.
≈.ј. ѕокровский также подчеркивал, что русские народные подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют Ђсамого обширного участи€ всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соедин€етс€ смело задуманный план, быстрота решени€, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случа€х, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Ѕольшинство такого рода игр производитс€ на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движени€х и €сно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благососто€нию и развитию организмаї.
Ќа основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие про€влени€ общественной и частной жизни людей. Ётот характер сказываетс€ также и на детских играх, отража€сь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою дл€ про€влени€ своего национального характера.

√ор€чо отстаива€ идею о национальном характере детских подвижных игр, ≈.ј. ѕокровский рассматривал их как наиболее естественную форму физических упражнений, соответствующих психологическим особенност€м детей. ƒетские подвижные игры, вз€тые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенност€м, выполн€ют задачу национального воспитани€. ќни выступают не только как фактор физического развити€ и воспитани€, но и как средство духовного формировани€ личности. ≈.ј. ѕокровский писал, что игрушки и игры нередко оказываютс€ средствами воспитани€, дава€ первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призваний отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представл€ют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народна€ речь, народна€ поэзи€, сказки, поговорки, загадки и т. п.

ќздоравливающее, гигиеническое значение игр зависит еще от одного фактора, на значение которого указывали все выдающиес€ педагоги и философы, начина€ с ѕлатона, Ц это интерес, чувство удовольстви€, радости, сопровождающие игру. ѕ.‘. Ћесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обыча€ми местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. ќн считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитани€ личности ребенка, развити€ нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплинированности, товарищества. ќдним из первых ѕ. ‘. Ћесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей: Ђћы должны воспользоватьс€ играми, чтобы научить их (детей) владеть собойї. ¬ игре надо Ђнаучить их сдерживать свои расходившиес€ чувствовани€ и приучить таким образом подчин€ть свои действи€ сознаниюї.

Ќа большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые и педагоги, но и общественные де€тели. “ак, ј. Ќ. —оболев (св€щеннослужитель, участник ¬ладимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что Ђигры имеют громадное значение дл€ детей по удовольствию, которое они им доставл€ют. ¬ игре дети живут; все житейское отстоит от них в это врем€, их самоде€тельность, творчество про€вл€ютс€ здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонност€ми, умственным складом и даровани€ми. ѕроцесс игры приводит в движение все существо играющего, как физическое, так и духовное. Ќачина€ играть, дети хот€т именно играть, т. е. при€тно провести врем€, и эта при€тность игры побуждает иногда детей играть до полного утомлени€, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы дл€ игры. ƒеревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. „то ни год, то прибавл€ютс€ к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. » здесь зачастую про€вл€етс€ остра€ наблюдательность малышей, обнаруживаетс€ народна€ русска€ сметка, еще не придавленна€ никакими т€гост€ми житейскимиї.

Ќа необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог E. Ќ. ¬одовозова. ќна рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. ѕодвижна€ игра должна учить сообразительности и находчивости.

√лавное условие подвижных игр Ц развить фантазию ребенка настолько, чтобы впоследствии он сам, без помощи воспитател€, мог изобретать подобные игры.

Ѕольшое значение придавала использованию русских народных подвижных игр ј. ѕ. ”сова. ќна отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хороша€ детска€ игра представл€ет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или ина€ отдельна€ игра, но также и то, как народна€ педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

Ќародные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. »гры заключают в себе элемент борьбы, сост€зани€, а следовательно, вызывают эмоции радости и опасени€, побуждают к осторожности и увлекают детей.

Ќе зна€ истоков игр, не учитыва€ их национальные особенности, колорит, нельз€ говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. „тобы педагоги могли заинтересовать детей русскими народными подвижными играми, они должны, прежде всего, знать историю их по€влени€ и воспитательное значение.

Ѕольшинство народных игр уходит корн€ми в религиозные пласты жизни. Ќапример, одной из причин по€влени€ подвижных игр €вл€ютс€ обр€довые игры, св€занные с суевери€ми, предрассудками. «начительна€ часть русского народного творчества св€зана с €зычеством, придававшим особую красочность русской народной культуре. ¬еровани€ племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. „еловек ожидал от природы ниспослани€ земных благ, почита€ предков, произнос€ магические заклинани€ и принос€ жертвы духам или богам.

¬ €зыческой культуре ƒревней –уси не существовало обособленной касты жрецов, жертвоприношени€ и молебны совершались любым человеком у жертвенников и статуй почитаемых тогда богов (ярило Ц солнце, Ѕелес Ц покровитель скота, ћокошь Ц богин€ воды, дожд€, —варог Ц бог оружи€, неба и небесного огн€).

»грой в разной степени пронизаны практически все области устного народного творчества: от песни, котора€ Ђиграетс€ї, и до свадьбы Ц своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. ќсобые формы ритуально-игрового поведени€ можно найти в календарных обр€дах и народных игрищах, устраиваемых на —в€тки, ћасленицу, “роицу, в  упальскую ночь и т. д.

»гра в это врем€ была не просто досужим развлечением, но способом организации хоз€йственной, семейной и общественной жизни человека. »гра учила и наставл€ла, развивала способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общатьс€ так, как этого требуют обсто€тельства.

ќдна из древнейших игр из русского детского фольклора Ц горелки. ќ ней писал —.  . якуба: Ђ–усские историки пр€мо св€зывали горелки с обыча€ми слав€н-€зычников. ≈жегодно в самый длинный день летнего солнцесто€ни€ (23 июн€) у слав€н был праздник ярилы (а позднее Ц  упалы), посв€щенный —олнцу.   вечеру наши далекие предки слав€не сходились на берегах рек, зажигали костры дл€ ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, чтобы встретить в чистоте восход€щее светилої. ¬ самой древней русской летописи Ц Ђѕовести временных летї Ц так говоритс€ об этом: Ђ—хожахус€ на игрища, пл€санье, и на вс€ бесовска€ игрища, и ту умыковаху жены собеї. Ёти слова относ€тс€ к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку.

ќ происхождении самого названи€ игры Ц Ђгорелкиї Ц свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок ј. Ќ. јфанасьев. ¬от что он пишет по этому поводу: ЂЌа эпическом €зыке народных песенЕ поетс€: ДЌе огонь горит, не смола кипит, ј горит-кипит ретиво сердце по красной девице"Е √орелки начинаютс€ с наступлением весны, когда славилась богин€ Ћада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовиком и земл€ принимаетс€ за свой род. ќчевидно, игре этой принадлежит глубока€ древностьЕї

¬ зимние —в€тки, на праздничных посиделках исполн€лась и игрова€ песн€ Ђƒремаї, также св€занна€ с календарными праздниками, унаследованными от древних €зыческих времен. ћожно предположить, что ƒрема здесь Ц образ —олнца, которое буд€т, слегка шутливо укор€ют, ждут от него тепла:

Ѕудет,

ƒремушка, дремать,

ѕолно,

ƒрема, стыдно спать.

¬стань!

¬ другой детской игре Ц Ђ остромаї Ц ученые наход€т отголоски древнего €зыческого обр€дового игрища в честь  остромы, олицетвор€вшей весенне-летнее божество. ћолодые девушки, женщины делали из соломы чучело, одевали его в нар€дный сарафан, украшали цветами, клали в корыто и, имитиру€ похороны, с песн€ми несли к реке. “ам всю ночь пели, водили хороводы, а затем  острому раздевали и бросали в реку, оплакива€ ее кончину, вместе с которой кончились и все летние хороводы, гул€нь€. Ќаступало врем€ летней страды. » в детском припеве сохранились слова о древнем значении игры:

 острому мы нар€жачи,

¬есну-лето провожали.

¬ этой игре усилена развлекательна€ функци€: исход игры Ц это, по существу, Ђловишкиї, ведь дет€м надо побегать!

ћногие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. “акова, например, Ђ”тенаї:

ѕо лугам гул€ла,

√нездо свивала,

ƒеток выводила,

ƒеток собирала.

Ќародна€ традици€ создает ласковый, светлый образ:

ѕлыла утена через синие озера,

Ќоженьки обмочила,

 рылышки обмочила,

 рылышки встрепенула,

Ќа бережок вспорхнула.

¬ процессе игры ведущий игры Ц утена показывает несложные движени€ в соответствии с текстом, что позвол€ет использовать игру в работе с детьми дошкольного возраста.

’ристианизаци€ –уси и введение новой веры привели к формированию христианского пантеона св€тых и созданию христианских праздников на основе €зыческих. “ак, зимние —в€тки были заменены рождественской неделей, а весенние Ц пасхальной, что отразилось на характере игр и развлечений как молодежи, так и малых детей. Ќапример, дл€ св€точных посиделок были характерны подвижные игры, в частности жмурки. ¬од€щему зав€зывали глаза и отводили к двери; потом к нему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью, пока он не поймает себе замену. ЂЅытова€ї Ц посто€нный набор св€точных игр. ¬ него входили: Ђ остромаї, Ђ—толбї, Ђ÷епочкаї, Ђ“овар забиратьї, Ђ¬ыскочкаї, Ђ¬ королиї, Ђћост моститьї.

Ўироко распространено было на ћасленицу катание молодежи с лед€ных гор. ¬ ёрьевском уезде ¬ладимирской губернии молодежь каталась с гор на скамь€х и буках Ц низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. ¬о многих русских селени€х “верской губернии всю зиму катались с естественных гор только мальчики.

¬есной и летом бытовали разные игры с м€чом. ќдним из примеров такой игры была лапта. ¬. √. √ригорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и более старших поколений. ”поминание об этой игре есть в древнерусских летопис€х. —реди предметов, найденных при раскопках в древнем Ќовгороде, есть немало м€чей и сама лапта (палка-бита), давша€ название игре. «начит, более тыс€чи лет живет эта игра в народе! ѕоэт ¬. Ѕерестов вспоминает в своем стихотворении ЂЋаптаї:

ќ, радость жизни, детска€ игра!

¬ек не уйти с соседского двора.

«а мной €вл€лась мать.

Ќо даже маме

¬ лапту случалось заигратьс€ с нами.

„его ж ей, великанше, делать тут?

¬ нее ж м€чом всех раньше попадут.

 идать Ц кидали, да не попадалиЕ

» к ужину обоих долго ждали.

«наменитый русский писатель ј. ».  уприн отмечал, что эта народна€ игра Ц одна из самых интересных и полезных игр. ¬ лапте нужны: находчивость, изворотливость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде), внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечна€ уверенность в том, что теб€ не побед€т.

ќдной из увлекательнейших детских народных подвижных игр с м€чом, дошедших до наших дней, €вл€етс€ штандер. Ёта игра очень стара€, в нее играли еще в XIX в. »грали в нее на улице, под открытым небом, играли мальчики и девочки вместе, возраст не имел значени€.

¬ простонародье чаще всего м€чи дл€ этой игры делали из тр€пок и набивали их тр€пками. ¬ северных губерни€х м€чи плели из лыка Ц ремешков, сделанных из коры липы, березы. ¬нутри такие м€чи были пустыми и набивались песком. ¬ некоторых област€х м€чи делали из овечьей шерсти.  лок шерсти скатывали, старались придать ему круглую форму.  огда комок хорошо укатывалс€, бросали его в кип€ток и оставл€ли там на полчаса. «атем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. “акой м€ч был легким и м€гким, а своей упругостью не уступал резиновому.

Ќа вечерках, на гул€ни€х играли в такие игры, как: Ђя по травке шлаї, Ђ«аинькаї, Ђ–епкаї, Ђ–едькаї, Ђ¬од€нойї, Ђƒедушка ћазайї и другие. ¬ таких играх радостно участвовали все, от мала до велика. Ёто была истинна€ школа народной игры: синтез ловкого и сильного движени€, драматического ролевого действи€, пени€.

ƒетские народные подвижные игры не только отражали обр€довые традиции, носили отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населени€. «амечательные игры Ђ расочкиї, Ђ¬ горшкиї €вл€ютс€ ролевой имитацией купли-продажи на €рмарке, в торговой лавке, где разворачиваетс€ диалог покупател€ и продавца, а финалом игры, как правило, €вл€етс€ бег.

ј вот любима€ детска€ игра Ђя садовником родилс€ї показывает совсем другую жизнь. ќна, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с ѕетровских ассамблей пошла мода на галантность, ритуальность Ђсветскихї отношений.

ћногозвучна€, весела€ жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре Ђ—ъедобное Ц несъедобноеї.

≈ще одной игрой, заимствованной от взрослых и дошедшей до наших времен, €вл€етс€ игра Ђ андалыї (Ђ÷епи кованыеї). ѕредполагаетс€, эта что игра €вл€етс€ отголоском ритуала выбора невесты.

ќтражение повседневной трудовой жизни кресть€н мы видим в таких играх, как Ђ”дочкаї и Ђ–ыбаки и рыбкиї. –усские деревни и села сто€ли обычно по берегам рек, речушек и озер, поэтому удочки были у каждого уважающего себ€ мальчишки. — интересом наблюдали реб€та за ловлей рыбы большими сет€ми-неводами. “ак как же им было не придумать игру, в которой можно половить рыбу удочкой или сет€ми?

ƒетска€ фантази€ безгранична. »з поколени€ в поколение, от старших к младшим, передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней.  роме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры, которые можно было определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в Ђ–езиночкуї, в ЂЅанкиї и др.
ѕри правильной организации зан€тий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихс€, подвижные народные игры оказывают оздоровительное значение. ќни благопри€тно вли€ют на рост, развитие и укрепление костно-св€зочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, способствуют развитию физических качеств, а также повышают функциональную де€тельность организма.
ѕ.‘. Ћесгафт указывал, что в этих играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обыча€ми только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. ќн считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитани€ личности ребенка, развити€ у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. ќдним из первых ѕ.‘. Ћесгафт предложил использовать русские народные подвижные игры в воспитании детей. »звестны его слова: Ђћы должны воспользоватьс€ играми, чтобы научить их (детей) владеть собойї. ¬ игре надо Ђнаучить их сдерживать свои расходившиес€ чувствовани€ и приучить таким образом подчин€ть свои действи€ сознаниюї.
ќбразовательное значение русских народных подвижных игр заключаетс€ в том, что игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это така€ сознательна€ де€тельность, в которой про€вл€етс€ и развиваетс€ умение анализировать, сопоставл€ть, обобщать и делать выводы. «ан€ти€ играми способствуют развитию у детей способностей к действи€м, которые имеют значение в повседневной практической де€тельности, в самих зан€ти€х играми, а также в гимнастике, спорте и туризме. ѕравила и двигательные действи€ подвижной игры, развива€ ловкость, создают у играющих верные представлени€ о поведении в реальной жизни, закрепл€ют в их сознании представлени€ о существующих в обществе отношени€х между людьми.
–усские народные игры очень многообразны: детские игры, подвижные игры, настольные игры, хороводные игры дл€ взрослых с народными песн€ми, прибаутками, пл€сками.
’арактерные особенности русских народных подвижных игр:
1. омплексность воздействи€ на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществл€етс€ физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
2.ѕодвижна€ игра носит коллективный характер.ћнение сверстников, как известно,оказывает большое вли€ние на поведение каждого игрока. ¬ зависимости от качества выполнени€ роли тот или иной участник русской народной подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаютс€ к де€тельности вколлективе.
3.ƒвижени€ в содержании игры (бег, прыжки, метани€, броски, передачи и ловл€ м€ча, сопротивлени€ и др.). Ёти двигательные действи€ мотивированы сюжетом игры. —пециальной физической подготовленности играющим не требуетс€, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо лов€щего м€ч став€т в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по м€чу).
4.—одержание русской народной подвижной народной игры составл€ют ее сюжет (тема, иде€), правила и двигательные действи€. —одержание исходит из опыта человека, передающегос€ от поколени€ к поколению, народной традиции.
—южет игры определ€ет цель действий играющих, характер развити€ игрового конфликта. ќн заимствуетс€ из окружающей действительности и образно отражает ее действи€ (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создаетс€ специально, исход€ из задач физического воспитани€, в виде схемы противоборства при различных взаимодействи€х играющих. —южет игры не только оживл€ет целостные действи€ играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.
ѕравила Ц об€зательные требовани€ дл€ участников игры. ќни обусловливают расположение и перемещение игроков, уточн€ют характер поведени€, права и об€занности играющих, определ€ют способы ведени€ игры, приемы и услови€ учета ее результатов. ѕри этом не исключаютс€ про€вление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.
ѕрименение русских народных игр в учебном процессе требует специального отбора дл€ решени€ разных педагогических задач. ƒл€ этого разработана классификаци€ игр по удр€вцеву ¬.
I. ѕо видовому отражению национальной культуры:
1. »гры, отражающие отношение человека к природе.
–усский народ всегда трепетно относилс€ к природе, берег ее, прославл€л. »гры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. —юда относ€тс€ русские народные игры: Ђ√уси-лебедиї, Ђ¬олк во рвуї, Ђ¬олк и овцыї, Ђ¬ороны и воробьиї, Ђ ошки-мышкиї, Ђ” медвед€ во боруї, Ђ оршун и наседкаї и их различные варианты.
2.»гры, отражающие быт русского народа.
ѕримен€ютс€ народные игры, отражающие повседневные зан€ти€ наших предков. “акие игры как: Ђƒедушка-рожокї, Ђƒомикиї, Ђ¬оротаї, Ђ орзинкиї, Ђ аравайї, Ђќхотники и уткиї, ЂЋовись рыбкаї, ЂЎишки, желуди, орехиї, а также различные их варианты.
3.»гры русских детей.
Ёти игры интересны тем, что в них нужно про€вить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.   этому разделу относ€тс€ игры: Ђ√ородкиї, Ђ√орелкиї, Ђ∆муркиї, ЂЋовишкаї, ЂЋаптаї, ЂЋ€пкаї, Ђѕлаточек-летуночекї, Ђ“ретий Ц лишнийї, Ђ„ехардаї, Ђќтгадай, чей голосокї и т.д.
4.¬ечна€ борьба добра против зла. ¬озможность померитьс€ силой и ловкостью по€вл€етс€ у реб€т при изучении этих игр, в них отражает стремление детей стать сильнее, победить всех.  ак тут не вспомнить о легендарных русских богатыр€х, которые не уступали ранее в попул€рности современным киногеро€м. ¬ этом разделе примен€ютс€ игры: Ђ≈диноборствої (в различных положени€х, с различным инвентарем), Ђ÷епи кованыї, Ђѕерет€гивание канатаї, Ђ¬ытолкни за кругї, Ђ«ащита укреплени€ї, Ђ—ильный бросокї, ЂЅои на бревнеї и их различные варианты.
II. ѕо интенсивности используемых в игре движений.
1.»гры малой подвижности. Ќапример: Ђ раскиї, Ђћоре волнуетс€ї, Ђ—олнце и мес€цї, Ђ—оломинкаї, Ђ‘игурыї, ЂЌе смешиї и т.д.
2.»гры средней интенсивности. Ќапример: Ђѕлатокї, Ђ” медвед€ во боруї, Ђѕалочка-выручалочкаї и т.д.
3.»гры высокой интенсивности. Ќапример: Ђј на море штормї, Ђ—ифаї, Ђ—алкаї, Ђ олдунї, Ђ—тадої и т.д.
III. ѕо типу двигательного действи€.
—юда относ€тс€ игры с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей м€ча. Ќапример, Ђ¬олк и козл€таї, Ђ«а€ц и лисаї, Ђѕопади в мен€ї, Ђ—трелкиї и т.д
IV. ѕо содержанию и сложности построени€ игры.
ѕо своему содержанию и структуре игры дел€тс€ на простые, переход€щие и командные. Ќаблюдаетс€ усложнение сюжета. Ќапример: игры-эстафеты; услови€ игр предполагают двигательные задани€, одинаковые дл€ команды, итоги игры подвод€тс€ по общему участию всех членов команды; игры без разделени€ команды - каждый играющий действует самосто€тельно в соответствии с правилами игр Ђѕереправаї, ЂЋовкий м€чї, Ђƒружна€ семейкаї, Ђј на море штормї и т.д.
V. — учетом возрастных особенностей детей.
”дел€етс€ большое внимание выбору игр, если игры не соответствуют возрасту, то нагрузка дл€ детей может оказатьс€ слишком большой, или наоборот, игра не будет вызывать интереса у детей, т.к. будет казатьс€ достаточно простой.
VI. ѕо способу проведени€.
—юда вход€т игры с вод€щим, без вод€щего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные, бессюжетные. Ќапример: Ђћоре волнуетс€ї, Ђ урочкаї Ђ√уси-лебедиї, ЂЋ€пкаї, Ђћного троих, хватит двоихї и т.д.
VII. ѕо физическим качествам, преимущественно про€вленных в игре.
Ѕольшинство русских народных подвижных игр требуют от участников быстроты. Ёто игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших рассто€ний в кратчайшее врем€.
ѕосто€нно измен€юща€с€ обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
ƒл€ воспитани€ силы хорошо использовать игры, требующие про€влени€ умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напр€жений.
»гры с многократными повторени€ми напр€женных движений, с посто€нной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
—овершенствование гибкости происходит в играх, св€занных с частым изменением направлени€ движений.
ќдна игра может включать в себ€ развитие не только одного, но и несколько физических качеств. Ќапример: игра Ђѕереправаї способствует развитию быстроты, выносливости и ловкости одновременно.
VIII. ѕо отношению к структуре зан€ти€.
»гры могут использоватьс€ в подготовительной, основной, заключительной части зан€ти€. ѕри этом надо учитывать нагрузку, которую получают дети. ¬ начале зан€ти€ провод€тс€ игры малой и средней подвижности, в основной части высокой интенсивности, а в заключительной малой подвижности. Ќапример: Ђ‘игурыї, Ђ—алкиї, Ђƒень-ночьї и т.д.
IX. ѕо видам спорта.
»гры, включающие задани€ и упражнени€, подвод€щие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности.
X. ѕо признаку взаимоотношений играющих.
»гры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновени€.
XII. ѕо месту зан€тий.

»гры, предназначенные только дл€ спортивного зала, спортивной площадки или дл€ местности.

„Єткой классификации народных игр нет. Ќа основе исследований  апицы ќ.»., Ќауменко √.ћ. игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обр€довые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (вод€щим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

  подвижным (спортивным) играм относ€тс€ игры соревновательного характера, включающие в себ€ бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве (Ђ√орелкиї, ЂЋовишкиї, Ђѕр€ткиї, Ђ«вонариї, ЂЅубенї и др.)

ќбр€довые (календарные) игры, это игры, которые имели св€зь с народным сельскохоз€йственным календарЄм.   сожалению, многие из них уже давно утрачены.   ним относ€тс€ игры: Ђ укушечкаї, Ђ–учеЄкї, Ђ√ори, гори €сної, Ђ—олнышкої, Ђ остромаї и др.

ѕо отношению к природе. –усский народ всегда очень нежно, трепетно относилс€ к природе, прославл€л и берЄг еЄ. Ёти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знаком€тс€ с окружающей природой. Ёто игры: Ђ—орокаї, Ђ” медвед€ во боруї, Ђ«аинькаї, Ђѕаучокї, Ђ¬оронї, Ђќленьї и др.

“рудовые (бытовые) игры знаком€т с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. (Ђ√оршокї, Ђ аравайї, Ђя весЄла€ ткачиха, Ђ лубочекї, ЂЅаба се€ла горохї, Ђћельницаї и др.)

»гры с ведущим (вод€щим) Ц игры, где игрок выполн€ет какое-то действие или ведЄт игру. (Ђ«вонариї, Ђќтгадай, чей голосокї, Ђћоре волнуетс€ї, Ђ—ижу на камушкеї).

»гры Ц забавы Ц это игры, которые весел€т, забавл€ют ребЄнка и, в тоже врем€, несут в себе какой Ц то познавательный и воспитательный элемент.   ним относ€тс€ игры Ђ—орока-сорокаї, ЂЋадушкиї, Ђ»дЄт коза рогата€ї, Ђѕо кочкамї, ЂЅаба се€ла горохї, и др.

ƒраматические (с элементами театрализованных действий) игры Ц это игры, которыетребуют искусство Ђартистаї, умение на врем€ превратитьс€ в какого - то геро€ игры и выполн€ть его действи€ (Ђ«аинька, выходиї, Ђ¬олк-волчокї, ЂЅабка ®жкаї, Ђ»дЄт коза по лесуї, ЂƒрЄмаї и др.)

“ак как все народные игры проводились по Ц разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:

- хороводные или круговые. Ёто основна€ группа. (Ђ«аинькаї, Ђ аравайї, Ђ¬оронї, Ђѕирогї, Ђѕаучокї и др.)

- некруговые или Ђстенка на стенкуї. (ЂЅо€реї, Ђ¬ цар€ї, Ђѕлетеньї и др.)

- хороводы Ц шестви€ или выполнение разного вида движени€: завитушки, змейка, рассыпна€. (Ђ’мельї, Ђ–учеЄкї, Ђ¬ейс€, капусткаї, Ђ”литкаї и др.)

¬ работе ƒќќ активно используютс€ народные игры с пением. –ебенок интуитивно испытывает потребность в пении и движени€х, поэтому очень важно развивать у него начальные формы подобных про€влений.

ƒвигательный опыт тесно св€зан с опытом музыкальным, т.к. образ музыки в сознании человека тесно св€зан с образом движени€, включающим несколько компонентов: эмоционально-коммуникативна€ направленность, двигательное выражение и пространственно-временные представлени€.ј в музыке заложен колоссальный потенциал дл€ оздоровлени€ в силу воздействи€ на многие сферы жизнеде€тельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. ћузыка развивает двигательную, речевую и мимическую экспрессию человека, особенно, это касаетс€ народной музыки и песни. ѕоложительные эмоции от общени€ с народным искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют и активизируют резервные силы организма.

Ќародные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрытьс€ Ђзажатымї и неуверенным в себе дет€м, с помощью народных мелодий и движений можно сн€ть негатив, страхи, бо€знь, раскрыть чувства и эмоции. —оздание благопри€тной творческой атмосферы Ц народна€ музыки, костюмы, шапочки зверей, атрибуты Ц всЄ это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.

–азвитие ребенка идет от движени€ и эмоции к слову. ѕоэтому вполне естественно, что дошкольникам легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. ќсобенно интересные и выразительные пластические образы возникают под вли€нием музыки. –азличные по настроени€м и характеру народные произведени€ стимулируют развитие фантазии и воображени€ ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. ѕомочь ребенку раскрепоститьс€ и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных танцевально-двигательных упражнений и игр, которые предполагают решение следующих задач: научить ребенка снимать напр€жение с отдельных групп мышц и всего тела; развивать двигательную способность; пластическую выразительность: (музыкальность, ритмичность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к двигательной импровизации); фантазию; способствовать снижению бо€зни, страха, тревожности, улучшению настроени€; повысить свою самооценку, социальную активность; развивать эмоциональность. ѕоэтому активно используетс€ работп по развитию танцевально-игрового творчества, котора€ потом успешно примен€етс€ детьми в народных играх.

“ак как народные игры предполагают участие большого количества детей, то, само собой, в них используетс€ хоровое пение, которое наилучшим образом способствует развитию у детей музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной пам€ти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к народной музыке, песне, а также повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. ќно строитс€ таким образом, чтобы все дети активно участвовали в пении. ” детей при этом возникают коммуникативно-эмоциональные отношени€. ’оровое исполнение народных песен несЄт большой положительный зар€д, т.к. они нос€т оптимистический характер, побуждает к размышлени€м и переживани€м, преодолеть чувство застенчивости, а ведущий, сто€щий в центре круга попадает в центр внимани€. ќсобую ценность имеет сочетание пени€ с танцевальными движени€ми, но надо учитывать, что пение несовместимо с резкими, быстрыми движени€ми, поэтому мы используем песни спокойного, плавного характера (главным образом, русские народные хороводы, игры). Ёти песни поютс€ без музыкального сопровождени€, они имеют простую мелодию, развивает правильное дыхание, дикцию.

Ќародные игры с пением позвол€ют решать следующие задачи:

- развитие музыкального слуха, музыкальной пам€ти;

- совершенствование певческих, танцевальных умений и навыков;

- развитие умений выполн€ть игровые образы;

- развитие творческой индивидуальности;

- развитие музыкального и эстетического вкуса;

- развитие всех психических процессов;

- формирование понимани€ красоты речи;

- формирование духовной сферы, патриотических чувств;

- развитие эмоциональной сферы;

- формирование физических качеств, здоровь€;

- формирование коммуникативных качеств.

- приобщение к народной культуре, традици€м.

¬ работе используютс€ следующие методы:

- словесный;

- нагл€дный;

- практический.

—ловесный метод:

- рассказы об игре, еЄ правилах;

- объ€снение значений старинных слов;

- беседы с элементами диалога;

- вопросы - ответы;

- заучивание текста народных игр.

Ќагл€дный метод:

- рассматривание иллюстраций к играм;

- рассматривание предметов старинной утвари, мебели;

- рассматривание костюмов;

- показ презентаций.

ѕрактический метод:

- проведение игр;

- изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;

- проведение праздников и развлечений;

- консультации дл€ родителей;

- консультации дл€ педагогов.

¬ качестве приЄмов дл€ воспитани€ у детей устойчивого интереса к народным играм используетс€:

- знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;

- личный пример при разучивании игр;

- пример ребЄнка при создании игрового образа;

- использование костюмов, атрибутов.

–абота по знакомству детей с народными играми начинаетс€ с 2 лет. ¬ этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы (Ђ оза рогата€ї, ЂЋадушки и др.) и некоторые игры спортивного характера, такие как ЂЋовишкиї и Ђѕр€ткиї. ¬о 2 младшей группе к ним добавл€ютс€ игры природные (Ђѕаучокї, Ђ—орокаї и др.), драматические (Ђ«аинькаї, ЂƒрЄмаї Ђ» уже в средней группы мы используем все виды народных игр. „то касаетс€ типов народных игр, то в младшем дошкольном возрасте используютс€ хороводные и часть игр хороводов Ц шествий, а в старшем дошкольном возрасте дет€м предлагаютс€ народные игры всех типов.

ѕри организации и проведении подвижных игр необходимо придерживатьс€ следующих правил:

Х ѕравила игры должны быть просты, пон€тны и легко выполнимы детьми.

Х »гра должна способствовать мыслительной и двигательной де€тельности каждого ребенка.

Х  аждый ребенок Ц активный участник игры.

Х ѕри проведении игр исключать даже малейший риск угрозы здоровью детей.

Х »спользуемый в игре инвентарь должен соответствовать требовани€м безопасности.

Х ѕри планировании проведени€ игр на зан€тии использовать принцип: от простого к сложному.

Х »ногда от вас потребуетс€ сделать игру более доступной и пон€тной дет€м. Ќапример, вы можете исключить из игры сложные этапы, а затем при последующем ее повторении шаг за шагом добавл€ть их).

Х „тобы все дети справились с заданием и получили положительные эмоции, следует снизить темп игры или дать дополнительное врем€.

Х — помощью природного настро€ на игру, интонации и жестикул€ции вы можете добитьс€ тишины и сосредоточенности в группе играющих.

Х ѕовторите задание несколько раз (на первоначальном этапе проведени€ игры), пока дети не поймут идею игры.

Х ѕовтор€йте игру через несколько дней, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то умеют делать.

Х ѕоддерживайте сотрудничество и взаимопомощь в группе.

Х »ногда необходимо усложнить игру дл€ части детей, чтобы они имели возможность выполн€ть более сложные действи€.

Х »гры должны способствовать развитию детей.

Х »спользуйте несложный реквизит при проведении игр, он поможет разукрасить игру.

Х ¬ некоторых играх целесообразно использовать музыку, но в некоторых она неуместна.

¬ народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движени€ точны и образны, часто сопровождаютс€ неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. ќни сохран€ют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составл€ют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

—бор играющих

Ќачинать играть с 3Ч5 детьми, постепенно к ним присоедин€ютс€ остальные. »ногда звонить в колокольчик или брать в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлека€ внимание и тут же вовлека€ в игру.
— детьми старших групп следует заранее, договоритьс€, где они соберутс€, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).

Ј ¬ старшей группе можно поручить своим помощниками Ч наиболее активным дет€м собрать всех дл€ игры.

Ј ≈сть и другой прием: распределив детей по звень€м, предложить по сигналу собратьс€ в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).

Ј —обирать детей надо быстро (1Ч2 мин), потому что вс€ка€ задержка снижает интерес к игре.



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
»сковое за€вление об определении пор€дка общени€ с ребенком | ћетодические указани€ к выполнению работы
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 7214 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

530 - | 495 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.119 с.