До изобразительный период.
Стадия каракулей.
От 1,5 до 3 лет.
Этот этап продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его, в свою очередь, на более мелкие стадии: подражание движениям взрослых; разглядывание каракулей; рисование линий; повторяющиеся каракули; орнамент (овладение первичной формой); появление изображения.
Различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию.
На первой стадии в течение долгого времени рисунок как бы остается без изменений. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш.
Часто стадию каракулей считают сходной с гулением ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок, овладевающий «звуковой материей», порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки. Малыш может смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге, и первые каракули — это случайные метки, которые представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные линии, проведенные с одинаково слабым нажимом. Чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии.
2.
Стадия ритмических каракулей.
≈ от 2 лет
У ребенка появляется возможность разнообразить изображаемые линии, он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать одни каракули другим. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными. Появляется точное понимание, что перед ним поверхность (не выходит из границ листа).
3.
Ассоциативная стадия
≈ от 4 лет
Третья и последняя стадия до изобразительного периода рисования - возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, - называет его. А.А. Смирнов отмечает: «Сначала эти штрихи идут более или менее в одном направлении, но по мере того как рука приобретает большую уверенность, они понемногу меняют его, перекрещиваются друг с другом, принимают форму ломаных или закругленных линий. В силу этого из их хаотической массы получаются иногда такие случайные сочетания, которые напоминают ребенку какие-либо реальные предметы» Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» - ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко.
То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка. «Ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения. Новое в нем - это отношение к нему самого ребенка.
Ребенок начинает называть свою картинку.
4.
Изобразительный период
1-я изобразительная стадия
≈ 3-5 лет.
У ребенка появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, утлы, отрезки линий.
Так в рамках данной стадии выделяется подстадия головоногов, когда в рисунках детей человек представлен только двумя элементами: головой и ногами. Иногда от головы с глазами и ртом в одну сторону отходят ноги, а в другую - руки. У изображенного человека обязательно есть глаза, но может не быть ушей. Цель изображения – рассказывает, опредмечивает. Ребенку достаточно чтобы было понятно, что изображено
5.
2-я изобразительная стадия
≈ 5-8 лет
Человек сначала изображается в высшей степени упрощенно, слагаясь только из двух основных частей головы и какой-либо подпорки. При этом в качестве такой опоры фигурируют часто лишь ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Они рисуются наиболее простым способом в виде полок, идущих под некоторым углом.
Далее выделяются новые части человеческой фигуры и среди них, прежде всего туловище и руки. Туловище имеет обычно самую различную форму: овальную, почти квадратную, удлиненной полоски и т.д. Иногда обособление от ног делается прямой горизонтальной линией. Руки в большинстве случаев изображаются с пальцами.
Там, где из туловища выделяется шея, она получает несоразмерно большую длину. Лицо, которое фигурирует во всех рисунках, снабжается обычно некоторыми чертами. В большинстве случаев это глаза, рот и намек на нос. Ухо удостаивается чести попасть на рисунок лишь в последнюю очередь. Брови отсутствуют также очень долго, зато то, что при взгляде на лицо не бывает видно, а именно зубы, выступает на сцену довольно часто.
При всем несовершенстве таких портретов ребенок все же старается снабдить изображенного на них человека какой-либо эмблемой. Одежда обычно обозначает свое присутствие только пуговицами. Эти изображения чаще всего представляют человека анфас. Лишь постепенно совершается переход к профилю. Промежуточная ступень характеризуется тем, что часть рисунка изображает человека в профиль, а часть в анфас.
Здесь еще не соблюдаются пропорции, поэтому изображаемые люди чаще всего представляются в виде головастиков.
Нужно специально отметить, что на данной стадии изобразительной деятельности дети еще не исправляют ошибки в своих рисунках или делают это очень
В целом схематичность наблюдается в любых рисунках этого возраста (животное, дом, паровоз). Больше всего привлекают динамичные предметы (люди, животные, если дом, то обязательно из трубы валит дым). Для этой стадии характерно руководство внутренними представлениями о предмете рисования по памяти (образу). Рисование только самого существенного. Фактически это графический рассказ о том, что ребенок знает.
Самый обычный способ исправления для данного возраста - прекращение начального рисунка и переход к новому изображению на новом листе бумаги.
Ребенок начинает эмоционально реагировать.
6.
Стадия правдоподобных изображений
≈ 8-10 лет
Она характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Ноги приобретают уже некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Находят себе применение руки: они держат какой-нибудь предмет. Голова обрастает волосами, иногда тщательно причесанными. Шея имеет значительно меньший объем. Появляется округлость плеч. Наконец, весь человек облачается в какую-либо одежду.
Конечно, все это достигается не сразу. Поэтому вначале приходится встречаться с промежуточной стадией - стадией смешанной схемы - на которой часть рисунка передается почти схематически.
В соответствии с переменами в изображении человека меняются и рисунки животных, домов и т.п. Корова наделяется рогами, широкой шеей, выменем, прямой спиной. Дом покрывается соломой, снабжается дверью и ведущим к ней крылечком, его окна украшаются занавесками, иногда становится понятно, из какого материала он выстроен.
Наряду с этим происходит значительное тематическое обогащение рисунков: появляются пейзажи, деревни, целые поезда, идущие по рельсам, со столбами и семафором возле них, внутренний вид домов и т.д.
7.
Стадия пространственного изображения
≈ 11 лет.
Появляется перспектива в изображении. Первый и второй план. Ребенок начинает сравнивать. В это время начинается изучение жанров.
8.
Взросление
≈ 12-13 лет.
В младшем возрасте ребенок нарисует все что угодно, но не владеет техниками для изображения. А с 12-13 лет наоборот – владеет техниками, но не хочет изображать (внутренняя борьба – ему не нравится, как у него получается).