ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
История современной профилактики употребления ПАВ (далее - профилактики) или превентивного обучения началась в XIX веке. Она опиралась на представление об обучении как дидактическом процессе и на трехкомпонентную модель профилактики, принятую в здравоохранении (профилактика, лечение, реабилитация). Соответственно этой классификации создавались и профилактические программы. Их целью было полное воздержание от употребления ПАВ.
Первичная профилактика - программы для тех, кто несколько раз пробовал легальные ПАВ и не пробовал нелегальных. В этом случае, с одной стороны, вполне можно внушать аудитории мысль о необходимости полного воздержания от ПАВ и рассказывать о влиянии ПАВ на жизнь и здоровье. С другой стороны - участники программы могут и не услышать никогда об определенных ПАВ. Поэтому возникает небезосновательное опасение, что информация о ПАВ может возбудить их любопытство.
Вторичная профилактика - программы для тех, кто пробовал одно или несколько ПАВ. Задача вторичной профилактики - предупреждение употребления более опасных ПАВ или более опасных форм их употребления. Участники таких программ – это потребители ПАВ, не нуждающиеся, тем не менее, в лечении.
Третичная профилактика - предупреждение возврата к употреблению ПАВ после успешного лечения, т.е. профилактика рецидива. Для больных алкоголизмом или наркоманией приоритетным является лечение. Однако после лечения им нужна поддерживающая программа.
Постепенно специалисты пришли к пониманию, что цель профилактики – полное воздержание от употребления ПАВ - нереалистичная, а дидактика как метод обучения недостаточно эффективна.
Мы живем в условиях рынка, оперируем понятиями "спрос" и "предложение". Стратегией сокращения употребления ПАВ являются сокращение спроса и предложения. ПАВ никогда не исчезнут полностью. Кроме того, в каждом обществе присутствуют легальные ПАВ, чаще всего табак и алкоголь. Поэтому задача профилактики была переформулирована следующим образом: мы должны научить детей жить в мире, где есть легальные и нелегальные ПАВ, и не разрушать свое здоровье. Проследим постепенное развитие представлений о превентивном обучении.
Информационные профилактические программы:
знания - установки - поведение
С конца XIX века известны так называемые информационные профилактические программы. Эти программы преобладали вплоть до 70-х годов XX века. Их создатели полагали, что информирование населения об отрицательных последствиях употребления ПАВ вызовет прямой эффект: их употреблять не будут. Фактически эти программы были пропагандой, а не обучением. Попыток оценить их эффективность практически не предпринималось. В 60-е годы создатели школьных профилактических программ исходили из гипотезы о линейной зависимости между информированностью, установками и поведением. В школе информационные программы состояли в следующем:
- приходящие полицейские рассказывали, как преследуются распространители наркотиков, как выглядят наркотики; - приглашенные бывшие наркоманы рассказывали свои истории и об ужасах ломки; - школьникам показывали страшные фильмы;
- учителя изучали законодательство и фармакологию, чтобы стать более
компетентными.
Но следует задать простой вопрос: что будет делать мальчик-подросток, если ему покажут машину, расскажут, как она устроена, и научат ее водить, а затем предупредят, что ему водить машину нельзя? Очевидный ответ напрашивается сам собой.
Оценка информационных программ показала, что знания школьников растут, установки становятся положительными и употребление ПАВ растет. Хотя позднее долговременные исследования доказали, что если после информационных программ школьники и пробуют больше ПАВ, то ведут себя осторожнее, борьба за эффективное использование ресурсов и успехи прикладной социальной психологии привели к запрету на информационные
программы в школе.
Аффективные профилактические программы: