Искусство Древней Греции послужило основой для всего последующего европейского искусства.
В искусстве Древней Греции принято различать следующие этапы (периоды):
· Крито-микенский период – конец III-II тыс. до н.э.
· Геометрический периодок.1050 г. до н.э.-VIII в. до н.э.
· Архаический период — 7 в. до н.э.-нач. 5. в. до н.э.
· Классический период — 5 в. до н.э.-сер.4. в. до н.э.
· Эллинистический период — сер. 4 в. до н.э.-1 в. до н.э.
Крито-микенскому искусству принадлежит одно из самых почётных мест в художественной культуре Древней Греции – это предыстория античного искусства.
Критская культура зародилась примерно в начале II тысячелетия до н. э. Основным её центром был остров Крит с процветавшими городами. Образцы искусства Крита демонстрирует Кносский дворец, это – сложные элементы дворцовых сооружений, великолепные фрески, керамику.
В Геометрический период сложился и распространился геометрический стиль. Он был характерен для греческой вазописи, мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства.
Для сосудов в геометрическом стиле характерны горизонтальные полосы, идущие кольцами вокруг сосуда. Между этими полосами помещаются различные декоративные мотивы: зигзаг, треугольник, меандр. Наряду с абстрактными элементами встречаются стилизованные изображения людей и животных. Многие сохранившиеся предметы геометрического периода — это погребальные дары в могилах аристократов
В Архаический период, в 7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н.э. сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — вазописи и скульптуры.
Греческие вазописцы изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, — от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками до громадных глиняных сосудов — пифосов, достигавших двух метров в высоту, в которых хранили зерно, вино, воду.
Сформировались три основных стиля росписей ваз:
Чернофигурный стиль, Краснофигурный стиль, Ковровый стиль
До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление об образе жизни древних греков и их культуре.
Основные скульптурные типы этого периода:
Обнажённый юноша – атлет – курос
Задрапированная девушка – кора
Признаки архаичной скульптуры: «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», изображение волос — так называемые «волосы-шлем».
Скульптуры изготавливались из известняка и мрамора, терракота, бронзы, дерева и редких металлов. Скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников.
В период высокой классики (5 до н.э.) были созданы наиболее выразительные древнегреческие скульптуры.
В это время древнегреческая скульптура приобретает динамику и реализм. В эпоху творят такие маcтера, как:
Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.): «Мальчик, вынимающий занозу»
Мирон (середина 5 в. до н. э.): «Дискобол»
Поликлет (середина 5 в. до н. э.): «Раненая амазонка»
Фидий (середина 5 в. до н.э.), скульптуры Парфенона, скульптуры Афины-Промахос,
К концу периода классики скульптурные образы становятся более эмоциональными, одухотворенными, как в работах Леохара («Аполлон», «Артемида»); Праксителя («Афродита»).
Эллинизм — период в истории, длившийся со времени походов Александра
Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на территориях вошедших в состав государств, которые образовались после смерти Александра Македонского, и взаимопроникновение греческой и восточных (в первую очередь, персидской) культур.
Наиболее известные памятники эпохи эллинизма:
• Колосс Родосский – изображение бога Гелиоса сделанное из бронзы в высоту 32 м, выполненное учеником Лисиппа скульптором Харесом, это сооружение называли чудом света.
• Фаросский маяк, стоящий на острове Фарос у входа в гавань Александрии, имел в высоту 130-140 метров и просуществовал около 1500 лет.
Система ордеров Древней Греции. Акрополь