Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Идеи об естественных и человеческих законах, о договорном происхождении государства (софисты). Сократ о праве, законности.




Софисты

Среди греческих политических мыслителей V-IV вв. до н.э., наиболее демократических взглядов, в контексте рассматриваемого, придерживались софисты. Некоторые социально-политические и правовые категории понимались ими и их последователями ограниченно.

В определении демократии софисты допускали исключение из нее некоторой категории свободного населения и рабов. Наряду с демократическими формами правления в среде софистов встречаются приверженцы аристократии и тирании.

Большое влияние на политико-правовые воззрения античности оказали расходившиеся с традиционными религиозными представлениями воззрения Протагора, согласно которым человеческое начало является масштабом и мерой всего сущего. Политическая добродетель (справедливость, благочестие и т.п.), полис и его законы, сам процесс формирования человеческого общества, по Протагору, искусственные образования, являющиеся результатом овладения людьми политическим искусством. Все искусственное, таким образом, - не данность природы, а продукт человеческого творения и познания. Протагоровское воспитание политической добродетели и было нацелено на приумножение этих искусственных человеческих достижений.

Согласно Протагору, представления о справедливости определяют закон. В последующем протагоровская справедливость стала именоваться естественным.

Софист Фрасимах также трактовал политику и законодательство как сферу проявления человеческих сил и интересов. Политика в таких ее формах как властвование, правотворчество и т.п., согласно приведенной концепции, оказывается борьбой различных социальных сил за свою выгоду. В равной мере и законы являют собой не что иное, как воплощение интересов, достигших господства политических сил. Реальным критерием практической политики, по Фрасимаху, становится выгода сильнейшего.

Таким образом, сущность фрасимаховской концепции проявляется в утверждении того факта, согласно которому во всех существующих формах государства именно сила является основой всех проявлений политико-правовых отношений в обществе.

Близка к обозначенной, позиция софиста Крития, характеризовавшего законы как изобретения людей.

Своеобразно трактует сущность государства софист Ликофрон, полагая, что оно есть результат договора людей между собой о взаимном союзе. “Личное право” Ликофрон считал естественным неотчуждаемым правом. В основе его договорной концепции лежит, таким образом, представление об естественном равенстве людей и равенстве их “личных прав”.

Аристократическую концепцию естественного права развивал софист Калликл. Критикуя демократические законы и обычаи, он полагал, что подлинная справедливость реализуется в принципе – “сильный повелевает слабым и стоит выше его”.

Софистика – многоликое явление. Воодушевленные великим пафосом автономии человека, провозглашенного началом и мерилом всего, софисты, можно сказать перепробовали все возможные версии очеловечивания религиозных, нравственных, политических и правовых явлений, их интерпретации с точки зрения человеческого смысла, их происхождения и функционирования. Они были первыми светскимим теоретиками политики, государства и права и оказали огромное влияние на всю последующую политико-правовую мысль.

С именем Сократа(469 – 399 гг. до н.э.) в античности связывают возникновение моральной философии.

Сократ не излагал свои взгляды в письменной форме, он высказывал их в устных беседах. О них мы знаем лишь по сохранившимся сочинениям его учеников и современников, прежде всего Платона и Ксенофонта.

Отвергая нравственный субъективизм софистов, их апелляции к освобожденной от этических начал силе, Сократ занят поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективной природы нравственности, моральной политики и права.

Политическая добродетель есть знание; справедливость и всякая другая добродетель состоит в знании; все то справедливое, что совершается посредством добродетели, есть нравственно-прекрасное, таким образом знающие нравственно-прекрасное не предпочтут ему ничего иного, а незнающие не произведут его; если же захотят произвести, то ошибутся.

Этическая добродетель представляет собой знание, которое обеспечивает выбор добра и отклонение зла. Регулирующая роль знания, по Сократу, абсолютна: “Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее” (Платон,Протагор). Поэтому зло творится, согласно Сократу, по неведению, по незнанию. У Сократа добро и зло – следствие наличия и отсутствия одного и того же начала, а именно - знания.

Обсуждение нравственных и политико-правовых проблем Сократ поднял на уровень логических определений и понятий. В соответствии с позицией Сократа, нравственная организация полисной жизни невозможна без законов, как невозможны и законы вне полиса. Закон в понимании Сократа и есть основа полиса.

2. Политическое и правовое учение Платона. Круговорот форм государства. Модели совершенного государства в диалогах “Государство” и “Законы”.

Основные положения предшественников о справедливости, праве, законе, их месте и роли в жизни полиса были развиты Платоном в его работах “Государство” и “Законы”. Будучи основоположником идеалистического направления, в философии, идеальное государство и разумные, справедливые законы он считал максимально возможным воплощением мира идей в земной, политической и правовой жизни.

Сущностью идеального государства, по Платону, является справедливое правление лучших и благородных (аристократии). Лучшим типом государственного правления, в соответствии с обозначенным, оказывается аристократическое государственное устройство. Справедливость как ведущий принцип организации идеального государства реализуется в указании каждому заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие дела.

Идеальному государству, согласно воззрениям Платон, должна соответствовать и идеальная сословно-классовая структура общества. Идеальное государство Платона возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители-философы, стратеги-воины, задача которых - стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы, ремесленники и торговцы, обеспечивающие удовлетворение жизненных потребностей.

С позиции своей идеальной модели общественного устройства Платон дает классификацию существующих форм государства. Идеальным образцом государства он считает аристократию, а именно - аристократическую республику. К нисходящим упадочным формам государства он относит тимократию как власть нескольких личностей, основанную на военной силе. Существенно ниже тимократии стоит олигархия как власть небольшой группы лиц, сосредоточивших в своих руках значительную часть богатства. Этот строй основан на имущественном цензе: у власти стоят богатые, низы не участвуют в управлении. Главным предметом раздражения Платона является демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции, начиная с VIвека до н. э., представляла диктатуру “ставленника народа” - тирана. Тирания, по Платону, наихудший тип государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

В “Законах” Платон различает два вида государственного устройства. В первом варианте ставка делается на всевластие правителей, не регламентируемое законом, во втором - суровые законы пронизывают все сферы частной и публичной жизни людей. Закон в понимании философа являлся ни чем иным, как “определениями разума”, устанавливаемых для блага всего государства, а не отдельных его представителей. На страже законов стоит правосудие. К общему отправлению правосудия должны быть причастны, по мнению Платона, все граждане государства. Незыблемость законов, согласно этой концепции, основа незыблемости, а значит, и крепости государства. Стоящее на страже законов правосудие не является самостоятельной, обособившейся государственной функцией. К отправлению правосудия привлекаются все граждане государства. В государстве, конструируемом Платоном в “Законах”, правителям предписаны законы.

Задачей законодателя у Платона является познание разумных, справедливых и правовых начал как проявлений божественного разума, воплощенного в полисных законах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 558 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2373 - | 2321 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.