Предмет объект философии. Функции философии. Основной вопрос философии.
С древности и до наших дней предметом философских размышлений являются «начальные», «предельные» основания, самые общие и глубокие идеи и принципы, из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности, в понимании окружающей действительности и в отношении к ней.
Принципиальная особенность философского мышления – в том, что оно никогда не останавливается на достигнутом. Дойдя до самых, казалось бы «предельных», «последних» оснований какого-либо знания, оно подвергает их дальнейшему критическому обсуждению и стремиться добраться до еще более глубоких основ. То, что в житейском опыте, религии, морали, искусстве, науке принимается за несомненную и непоколебимую истину, для философии часто служит лишь отправным пунктом размышлений.
Вопрос о функции философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего, используется ими философское знание.
· Мировоззренческая функция
Людям первобытного общества было свойственно мифологическое мировоззрение. Одним из наиболее широко распространённых в обществе с древности и до наших дней является религиозное мировоззрение. В борьбе с ним развивается атеистическое мировоззрение. Стремление решать мировоззренческие вопросы на основе науки приводит к формированию научного мировоззрения.
· Социальная функция
Социальная функция философии состоит в том, что с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества.
· Методологическая функция
Метод – способ действий. Совокупность методов поведения какой-либо работы называют методикой, а знания о методах и методиках – методологическими знаниями. Методология – знание о том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях.
Основные философские направления
· Гносеология (теория познания) – исследование общих принципов, форм и методов человеческого познания.
· Онтология (теория бытия) – основные принципы бытия, определяющие устройство мира.
· Этика (теория морали) – исходные принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах и поступках.
· Аксиология (учение о ценностях)
· Социальная философия (теория общественной жизни)
Диалектика и метафизика.
Диалектика – методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи.
Метафизика – антидиалектический, противоположный диалектике подход к пониманию бытия.
Мировоззрение и его типы
Основные характеристики мировоззрения:
1) Оно включает в себя некоторую совокупность общих взглядов человека на мир и свое место в мире;
2) Эти взгляды представляет собой не просто знания о действительности, а такие знания, которые стали убеждениями;
3) Мировоззрение определяет направленность личности, ее жизненные позиции, цель и смысл ее жизни; оно проявляется в поведении личности.
Людям первобытного общества было свойственно мифологическое мировоззрение. Одним из наиболее широко распространённых в обществе с древности и до наших дней является религиозное мировоззрение. В борьбе с ним развивается атеистическое мировоззрение. Стремление решать мировоззренческие вопросы на основе науки приводит к формированию научного мировоззрения.
Теория отражения
Отражение – реакция объекта на внешнее воздействие, несущая в себе информацию об этом воздействии. Отражение связано с взаимодействием материальных объектов и представляет собою одно из его проявлений. Каждый объект, вступая во взаимодействие с другими, реагирует на внешнее воздействие с другими, реагирует на внешнее воздействие с их стороны тем, что как-то изменяет свое состояние.л+99ф
Происхождение сознания
В древнеиндийской философии развивалось учение об Атмане - субъективном духовном начале, всеобщем мировом Я, кожэхторое является носителем «чистого сознания». Атман скрыт в душе каждого индивидуального субъекта и представляет собою его «реальное Я» - в отличие от его преходящего «иллюзорного Я» с сознанием, ограниченным и «замутненным» конкретными обстоятельствами жизни.
Создатель современной феноменологической философии Э.Гуссерль также противопоставляет «обычному», «эмпирическому» субъективному сознанию, которое представляется отражением внешнего мира, «трансцендентальный мир чистого сознания». Термин «трансцендентальный» (от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы) был введен в средневековой схоластике для обозначения бытия за пределами доступной опытному познанию действительности. В феноменологии Гуссерля чистое сознание - это особый мир, в котором явления сознания выступают как феномены, представляющие собою «непосредственное созерцание сущностей». С помощью специальных умственных усилий («феноменологической редукции») мы можем «очистить» наше «эмпирическое» сознание от субъективности и достичь абсолютно истинного знания.
Структура, свойства, функции сознания
1. Сознание всякого отдельного человека является модификацией, порождением или частью некоего универсального «сознания вообще» — планетного, космического, божественного.
2. Сознание есть неотъемлемый атрибут материи. Оно присуще всей материи в целом и любому отдельному материальному объекту. Т.е. все тела природы обладают сознанием, хотя, может быть, и в неодинаковой мере.
3. Человеческое сознание возникает в процессе развития материи. Оно представляет собою продукт биологического и социального развития человечества в целом и каждой отдельной личности. Этот подход к пониманию происхождения человеческого сознания наиболее соответствует духу рационализма и материализма.
· Субъективность – сознание не может быть «ничьим». Оно всегда имеет своего носителя, т.е. существует как свойство материальной системы.
· Предметность (содержательность). Сознание не может быть пустым, не наполненным никаким содержанием.
· Идеальность
· Интенциональность – направленность сознания на какие-то объекты.
· Рефлективность – субъект воспринимает содержание своего сознания как нечто непосредственно данное, самоочевидное.
· Объективируемость, «лингвистическая оснащенность» - то, что происходит в сознании субъекта, «закрыто» для других и не может быть непосредственно воспринято им.
С помощью сознания человек решает четыре рода задач:
*отражает действительность, строит знания о ней (познавательная функция сознания);
*оценивает явления действительности, определяет свое отношение к ним (оценочно-ориентационная функция);
*осознает свои потребности и ставит перед собою цели, к которым считает нужным стремиться (целеполагающая функция);
*управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач (управленческая функция).
Для выполнения указанных функций сознание использует разнообразные психические механизмы.
Сознание и язык
Язык является системой знаков, используемой человеком для оформления появления своего сознания. Языковые знаки в форме слов дают указание не на само себя, а на стоящий за ними смысл.