О Ганс Селье. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. С. 55-56.
Пример к 65-а
Жак Пиккар - о постройке первого в мире мезоскафа: "Один из моих сотрудников - назовем его паршивой овцой или Иудой, - знающий инженер, но человек со странностями, мечтал занять мое место. Он рьяно поддерживал экспертов, лебезил перед ними, каялся и поносил свой собственный труд, изощрялся и раболепия и обещал выполнить все, что требовала комиссия, только бы ему дозволили блистать на мостике мезоскафа, пока будет действовать Выставка…Невозможно подробно рассказать о всех происшедших тогда интригах. Первым их результатом явилось увольнение всей рабочей группы, кроме Иуды, и формирование новой бригады, а она, не зная мезоскафа, должна была начать все сначала".
О Жак Пиккар. Глубина 11 тысяч метров. Солнце под водой. М.: Мысль, 1974. С. 190-191.
Пример к 74-а и 74-в
Из воспоминаний Катаева о последней встрече с Булгаковым: "Он сказал по своему обыкновению:
– Я стар и тяжело болен.
На этот раз он не шутил. Он был действительно смертельно болен и как врач хорошо это знал. У него было измученное землистое лицо. У меня сжалось сердце.
– К сожалению, я ничего не могу вам предложить, кроме этого, - сказал он и достал из-за окна бутылку холодной воды. Мы чокнулись и отпили по глотку. Он с достоинством нес свою бедность".
D Катаев В. Алмазный мой венец. М.: Сов. писатель, 1981. С.220.
Пример к 74-а и 74-в
О Борисе Павловиче Гробовском - советском изобретателе электронно-лучевого телевидения:
"Гробовский продолжал творческую деятельность. Достаток в семье был более чем скромным. Изобретения не приносили ни рубля. Напротив, поиск решений очень часто требовал материальных затрат. Поэтому приобретение даже самых необходимых предметов зачастую откладывалось. Небольшой пенсии Бориса Павловича и заработка жены-машинистки едва хватало для того, чтобы сводить концы с концами. До конца жизни Гробовский так и не смог собрать достаточно денег, чтобы съездить на могилу отца на Украину".
D Тамбовцев Г. Жил в нашем городе изобретатель…// Веч. Фрунзе. 1985. 2 нояб.
Пример к 74-а и 74-в
Из писем Бальзака:
"Я задыхаюсь из-за денежных затруднений, мало ем, мало сплю, не вижу никого… Увы, больше месяца, как я ложился в полночь и вставал в шесть, обходясь самой скудной пищей… До сих пор меня еще преследует полиция, чтобы засадить на неделю под арест… Преследуемый кредиторами, не зная покоя, я не могу отдаться своим литературным симпатиям. Я вынужден выполнять спешные работы".
О Пузиков А. Портреты французских писателей. М.: Ху-дож. лит. 1967. С. 13.
Пример к 80-6
О русском изобретателе А.И.Шпаковском (1823-1881): "В 1859 году Шпаковский демонстрировал свойства дуги в Первом Московском кадетском корпусе и, в частности, получил электрическую дугу в воде между медными проволоками, причем положительный электрод плавился, капли меди, падая на дно стеклянного сосуда, оставляли на нем трещины. Порывистый, увлекающийся Шпаковский не очень заботился о мерах предосторожности. Перед самым началом опытов он взялся руками за оголенные части электродов, находившиеся под большим напряжением - 1000 вольт, и лишь чудом остался жив. Потом он рассказывал, как ему сильно сдавило грудь, нечем было дышать. Указательный палец был прожжен до кости, на ладонях выжгло глубокие борозды. Но, несмотря на потрясение и невыносимую боль, он начал опыты в точно назначенное время. Эта преданность идее, вдохновение трудом, обостренное чувство долга отличали всю жизнь Александра Ильича Шпаковского.
В 1879 году взрывом опытной мины Шпаковский был ранен и контужен. Из-за поражения мозжечка он не мог самостоятельно ходить и даже стоять. Два матроса переносили его на носилках и поддерживали, когда он работал. Он брал израненными, искалеченными руками карандаш, прибор, инструмент и торопился сделать все, что задумал, боясь не успеть. Он не думал о подвиге, более того, был убежден, что не совершает никакого подвига. Так А.И.Шпаковский работал до последнего дня.
О Тихий Д. Эстафета без финиша. Л.: Лениздат, 1984. С.39-40.
Пример к 80-г
Рассуждения Бабеля о труде писателя (из воспоминаний Катаева):
"Литература - это вечное сражение. Сегодня я всю ночь сражался со словом. Если вы не победите слово, то оно победит вас. Иногда ради одного-единственного прилагательного приходится тратить несколько не только ночей, но даже месяцев кровавого труда. Запомните это. В диалоге не должно быть ни одного необязательного выражения. К диалогу надо прибегать только в самых крайних случаях: диалог должен быть краток, работать на характер персонажа и как бы источать терпкий запах… Только что я прочитал вашу повесть. Она недурна. Но, вероятно, вы воображаете, что превзошли своего учителя Бунина. Не обольщайтесь. До Бунина вам как до Полярной звезды. Вы сами не понимаете, что такое Бунин. Вы знаете, что он написал в своих воспоминаниях о Н.Н.? Он написал, что у него вкрадчивая бесшумная походка вора. Вот это художник! Не вам и не мне чета. Перед ним нужно стоять на коленях".
О Катаев В. Алмазный мой венец. М.: Сов. писатель, 1981. С.212.
Пример к 83-в
Из выступления Г.Лопатина на царском суде: "И для меня, и для вас есть другой суд, неподкупный, нелицеприятный и строгий: это суд истории и потомства, суд наших детей и внуков. К этому суду я апеллирую в моем деле; на него одного я возлагаю все мои надежды; ему одному с доверием я поручаю защиту моей памяти. Я знаю ожидающую меня участь, но она не страшит меня: бывают времена, когда умирать легче, чем жить!… Моя собственная совесть ни в чем не упрекает меня: я никогда не делал того, что осуждалось моим внутренним нравственным чувством, я никогда не останавливался перед исполнением того, что считал своим долгом, к чему это ни приводило меня, а потому могу безбоязненно смотреть в лицо смерти. Пощады не прошу и не желаю - говорю по совести! А потому заранее отпускаю вам суровость вашего приговора, если вы только нуждаетесь в моем отпущении. Я сделал мало для того дела, которое было всего дороже мне на земле, и горько сожалею об этом. Но если я не сумею послужить ему своей жизнью, то знаю, что не осрамлю его моей смертью и сумею умереть также твердо и безупречно, как жил".
О Харченко Л., Винклер А. Мятежная жизнь. Ставрополь: Кн. изд-во, 1979. С.235.
Пример к 84-6
"В Болгарии средства массовой информации популяризировали творчество Высоцкого еще при его жизни, в этой стране впервые были напечатаны его стихи, сделана единственная видеозапись спектакля "Добрый человек из Сезуана". В югославском городе Риека в конце прошлого года состоялся спуск на воду нового танкера "Владимир Высоцкий". В 1976 году поэт-актер был в Югославии со спектаклем "Гамлет". Что же происходит у нас? Большинству кажется, что должное Высоцкому воздано: несколько книг, диски, Государственная премия СССР, телефильмы… Но во всех изданиях повторяется один и тот же набор содержания: военные песни, и то избранные, где нет наиболее острых вещей о войне, ни одной философской баллады и т.д. Все время пытаются подать какого-то "дистиллированного" Высоцкого, "да еще под маской вдруг проснувшейся любви", как метко заметил Н.Губенко".
О Казаков А. В одной связке // Коме, правда. 1988. 24июля. Пример к 84-6
"Одно из лучших произведений Роберта Льюиса Стивенсона роман "Пляж Фалисы", написанный в 1892 году, наконец-то впервые увидело свет в своем первозданном неискаженном виде. В золотой фонд мировой приключенческой литературы вошли такие шедевры писателя, как "Остров сокровищ" и "Похищенный". Из всего, что создано Стивенсоном, "Пляж Фалисы" в процессе издания в наибольшей степени подвергался сокращениям и правке. До тех пор, пока Стивенсон создавал безобидные романы, посвященные историческому прошлому Шотландии, его работы удостаивались похвалы критиков. Но стоило писателю обратиться к современным проблемам, описать жизнь на заброшенном островке в Тихом океане, заселенном туземцами и опустившимися белыми, поднять проблемы колониального угнетения и эксплуатации цветного населения, как к его книгам сразу же стали относиться с подозрением и опаской".
Балебанов А. Жертва цензуры // Известия. 1985. 22 июля.
Пример к 84-в
Жан Мелье (1664-1729), сельский священник, умер за 60 лет до начала Великой французской революции. Тем не менее он активно участвовал в ней - своим знаменитым трудом "Завещание".
Мелье грозила слепота, но он в трех экземплярах переписал свое объемистое произведение. Более того, стремясь обеспечить его сохранность, он нотариально оформил его как завещание. На бумаге, в которую был завернут экземпляр рукописи "Завещание", адресованный прихожанам, рукой Мелье написано:
"Я видел и познал ошибки, заблуждения, бредни, безумства и злодеяния людские. Я почувствовал к ним ненависть и отвращение. Я не осмелился сказать об этом при жизни, но я скажу об этом, по крайней мере, умирая и после смерти. Пусть знают, что я составляю и пишу настоящий труд, чтобы он мог служить свидетельством истины для всех тех, кто его увидит и прочтет, если им будет угодно".
И если жизнь Мелье оказалась в общем-то тихой, то книге его была предначертана великая судьба. Не было, пожалуй, такого другого произведения во Франции XVIII в., где бы давалась такая яркая картина безысходного положения крестьян, угнетаемых дворянами и духовенством, такая сильная критика церкви и освящающей несправедливость религии.
Пример к 85-а
"16 июля 1987 года военная коллегия Верховного суда рассмотрела протест Генерального прокурора СССР по делу 15 граждан, осужденных в 30-х годах, и отменила приговоры, вынесенные им в 1931, 1932 и 1935 годах. Верховный суд отверг обвинения их в преступной деятельности. Ни один из оправданных не дожил до этого времени. Среди них - А. Чаянов, Н. Кондратьев… и другие…
В истории мировой экономической науки имя Н.Д. Кондратьева сохранится преимущественно благодаря двум достижениям: концепции длинных волн экономического развития (циклы Кондратьева) и пионерным разработкам в области моделирования макроэкономических процессов.
Гипотезу о существовании больших циклов экономической активности продолжительностью 40-60 лет Кондратьев сформулировал в 1922 году. Она выдержала испытания временем. Она правильно предсказала депрессию 30-х годов и позволяет понять особенности экономической жизни стран капитализма в 70-80-х годах. Об успехах Кондратьева в области макромоделирования стало известно только недавно. Существенные результаты были им получены в 1930-1934 годах, в период заключения в Суздальском политизоляторе. Рукопись одной книги еще ждет своего издателя. Другая рукопись потеряна в тюремных архивах. Только из краткого реферата, содержащегося в письме к жене, можно понять, что Кондратьев на 10-15 лет опередил своих американских коллег в этой области. Мы можем гордиться еще одним приоритетом отечественной науки (выделено авт.)…"
Пияшева Л. Экономист Николай Кондратьев // Соц. индустрия. 1988. 14 янв.