Ответ на вопрос, которым завершён раздел 2, состоит в том, что в процессе социально-экономических преобразований, как и в спокойно-стабильной жизни, необходимо опираться на объективные закономерности. Одна из них может быть сформулирована следующим образом:
Любые кардинальные преобразования в обществе успешно осуществляются, и их результаты становятся нормой жизни последующих эпох только в том случае, если они поддерживаются сформировавшейся к началу преобразований психодинамикой этого общества, обусловленной нравственностью и миропониманием достаточно многочисленного множества людей.
Это — одна из главных закономерностей большой политики — политической стратегии, которой подчинены все кардинальные преобразования — как благие (соотносите работы И.В.Сталина в их хронологии с историей СССР), так и ведущие к деградации и социокультурным катастрофам (соотнесите Директиву СНБ США 20/1 от 18.08.1948 г. «Наши цели в отношении России»[48] с историей СССР в послесталинский период); как локализованные в пределах государства, так и охватывающих многие государства вплоть до глобальной цивилизации в целом.
Но аналитики, чьё поле зрения ограничено проблематикой финансово-экономической конкретики и конкретикой распределения тех или иных персон по должностям в государственном аппарате и в бизнесе, — не занимаются мониторингом и анализом происходящих изменений потенциала психодинамики обществ, не занимаются анализом процессов, в которых выражается ноосферная[49] и Вседержительная[50] компоненты социального управления. Вследствие этого их прогнозы оказываются недостоверными. Особенно это касается долгосрочных и стратегических по их значимости прогнозов: «Случай — мощное, мгновенное орудие Провидения» (по определению А.С. Пушкина), а также и ноосферы, которое делает все прогнозы и построенные на их основе планы на будущее — несбыточными, если в основе прогнозов и планов лежат неправедные по их сути вожделения.
Поэтому обратимся к рассмотрению изменений потенциала психодинамики российского общества.
Психодинамика общества, носителями которой является вся совокупность личностных психик людей и порождаемых ими эгрегоров, — это процесс, характеризуемый множеством параметров, к тому же общее количество параметров в этом множестве может меняться под воздействием процессов развития и деградации культуры и людей.
Тем не менее для того, чтобы понять, в каком направлении изменяется потенциал психодинамики общества России, и какие процессы будут осуществимы на его основе, достаточно рассмотреть только некоторые из характеристических параметров. Это:
1. Доверие людей к определённым идеям (идеологиям);
2. Доверие людей к определённым публичным персонам, являющимся носителями определённых идей (идеологий), т.е. знающим эти идеи-идеологии досконально;
3. Изменение миропонимания людей как в аспекте изменения тематического спектра, так и в аспекте понимания различных вопросов в составе выявленного тематического спектра.
Всё это можно выявить:
· в ходе целенаправленно проводимых исследований общественного мнения на основе выделения репрезентативных групп и их опроса по специально разработанным вопросникам;
· опосредованно — на основе просмотра всевозможных ток-шоу, публикаций и дискуссий в интернете, хотя в интернете при этом необходимо выявлять и особо анализировать публикации пропагандистов-наёмников и публикации роботов, выделяя исследование этой группы публикаций в особую тему.
· Кроме того, умным политикам открыт ещё один источник информации для такого рода анализа потенциала психодинамики и его изменений. Это — письма граждан, направляемые на их имя или в возглавляемые ими органы государственной власти разного уровня и функциональной специализации[51].
· Ещё один источник — информация, собираемая агентурными сетями спецслужб. Но в случае деградации спецслужб[52], они начинают собирать сплетни и вымыслы и фальсифицировать оценки населением положения дел и тенденций в ту или иную сторону, соответственно пониманию ими политической конъюнктуры, формируемой вышестоящими руководителями.
Но для выявления изменений потенциала психодинамики общества вполне достаточно ток-шоу, анекдотов и публикаций в интернете. Результаты можно свести в таблицу 3.
Таблица 3.
Изменение потенциала психодинамики общества
Параметр | Перестройка и первая половина 1990‑х гг. | Наше время |
Доверие людей к идеям либерализма и либеральной идеологии | Было довольно высоким: либеральные идеи в политических дискуссиях имели больше сторонников в среде телезрителей, радиослушателей и читателей газет. | С начала 2000‑х снижается год от года: появившийся термин «либерасты» пользуется всё большей популярностью, в политических дискуссиях либеральные взгляды набирают всё меньше и меньше голосов поддержки аудитории телезрителей и радиослушателей. |
Доверие людей к носителям либеральных идей (идеологии) | На выборах разного уровня носители либеральных идей (идеологии) легко побеждали в одномандатных округах кандидатов с другими взглядами. Либеральные партии были представлены в советах, а потом в парламентах. | Либеральные партии (кроме ЛДПР) не в состоянии пройти в Думу и региональные парламенты. Либералы и их мнения интересны только им самим. Кандидаты-одномандатники, если и выигрывают где-либо местные выборы, то большей частью вследствие заведомого неприятия избирателями кандидатов-конкурентов. Дискуссии в либеральной среде не интересны никому, кроме самих либералов и их спонсоров и кураторов — главным образом зарубежных. Смерти либералов (в частности — Г.В. Старовойтовой, А.А. Собчака, М.В. Маневича, Б.Н. Ельцина, А.С. Политковской, Б.Е. Немцова и некоторых других) не вызывают сколь-нибудь широкой народной скорби, а в адрес многих пока что живых либералов в интернете массово высказываются разного рода негативные пожелания. |
Оценка людьми эпохи сталинского большевизма | Эпоха антинародной тирании — широко распространённая оценка, даже в среде приверженцев развития по социалистическому пути. | Вне либеральных кругов преобладает оценка типа: «Была не простая эпоха, в ней было всякое, но страна развивалась и стала сверхдержавой № 2 — надо разбираться…» |
Оценка людьми представителей антисталинских оппозиций разных лет | Романтики-идеалисты, которых сгубил коварный тиран. | Большей частью были демагогами, которые не умели и не хотели работать, но желали много потреблять, живя на всём готовом и не неся ответственности ни за что. |
Понимание проблем экономического развития страны и экономического обеспечения жизни людей | Широко была распространена вера в неэффективность плановой экономики и в жизненную состоятельность тезиса «невидимая рука рынка отрегулирует всё наилучшем образом, если государство не будет мешать действию рыночных механизмов». | Всё более широкую поддержку обретают оценки: - либерально-рыночная экономика хороша для богатеев и паразитов, а не для простого человека-труженика; - жертв политики либерализма в России и в постсоветских государствах — многократно больше, нежели жертв пресловутых «сталинских репрессий»; - руководство Центробанка, Минэкономразвития, Минфина, — враги народа; - государственная власть в целом заботится только о себе и олигархах, паразитирует на народе и не в состоянии обеспечить ощутимый рост благосостояния граждан на протяжении уже более, чем 20 лет. - в СССР мы были людьми, а теперь из нас и из наших детей и внуков делают «быдло» и сживают со свету. |
Тем, кто сомневается в состоятельности оценок, представленных в самой нижней правой ячейке таблицы, выделенных курсивом, — прямая дорога в интернет на разного рода политически-дискуссионные сайты (читать и классифицировать высказывания и оценки), и на Ютуб (считать лайки и дислайки, читать и классифицировать комментарии на страницах с выступлениями В.Ю. Катасонова, Е.А. Фёдорова, Н.В. Старикова, С.Э. Кургиняна, Н.К.Сванидзе, Л.Я. Гозмана, С.Ю. Глазьева, «Гоблина» (Д.Ю. Пучкова), М.Л. Хазина, вытащенного из забвения Г.М. Амнуэля, Я.И. Кедми (Казакова, в прошлом — руководитель спец-службы Израиля «Натив»), Е.Я. Сатановского, на старницах с записями политических ток-шоу В.Р. Соловьёва, с выступлениями выразителей КОБ).
Ну и одно из наиболее ярких событий-иллюстраций процесса изменения потенциала психодинамики общества — Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, возглавляемый академиком Р.И. Нигматулиным, 19 декабря 2013 г. провёл Всероссийскую научно-общественную конференция «Глобальный социальный паразитизм (к 100-летию Федеральной Резервной Системы США)». Понятно, что на ней обсуждались вовсе не проблемы океанологии и не её достижения, к которым Федрезерв США не имеет никакого отношения.
В начале января 2017 г. некоторые СМИ России сообщили о следующем распоряжении президента РФ:
«Пр-32, п. 4.
Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации провести анализ формирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым субъектам Российской Федерации кредитными организациями, и принять меры, направленные на их снижение.
Срок — до 1 марта 2017 г.
Ответственный: Набиуллина Э.С.»[53]
Это распоряжение значимо тем, что оно создаёт документированные юридические основания для того, чтобы в будущем заняться Центробанком в случае, если руководство Центробанка не найдёт возможным снизить ставку до уровня, позволяющего развиваться науке, системе образования, реальному сектору, а населению страны — нормально жить: в этом случае обоснование решения Центробанка не снижать ставку вообще либо снизить её чуть-чуть, так чтобы сохранился ныне действующий режим удушения реального сектора и страны в целом ростовщической удавкой, — может быть передано на экспертизу представителям тех школ экономической науки, которые доказательно покажут его несостоятельность и вредные для страны последствия. А такие научные школы есть, но в условиях тирании либерал-фашизма, они отстранены от оказания консалтинговых услуг органам государственной власти. На основании такого рода экспертизы могут быть сделаны «оргвыводы», с далеко идущими последствиями — вплоть до реальных сроков по ст. 275 УК РФ.
Т.е. потенциал психодинамики Российского общества изменяется в направлении отказа от либерально-рыночной социально-экономической модели и замены её неким «новым социализмом»[54], т.е. построением РСФСР-2, которая должна быть свободна от пороков как СССР-1, так и от пороков либерально-рыночной социально-экономической модели постсоветской России.
Попытки же проводить преобразования, не обеспеченные потенциалом психодинамики общества, заканчиваются плачевно:
· как минимум убийством преобразователей-одиночек (примером тому судьбы президента США Дж. Ф. Кеннеди, императоров Павла I и Александра II),
· а как максимум — откатом социально-экономической системы в прошлое, хотя некоторые элементы новизны, внесённой преобразователями сохраняются, а память о преобразованиях неистребимо сохраняется в эгрегорах общества и в ноосфере Земли (примером тому возврат Египта после смерти Эхнатона к прежним верованиям; становление императорской власти Наполеона в постреволюционной Франции[55] и реставрация Бурбонов после падения империи Наполеона; неработоспособность Конституции СССР 1936 г., «культ личности Сталина» и де-факто близкий к императорскому характер его власти для многих людей);
· недееспособность ООН, если соотноситься с её учредительными документами 1945 г., — имеет ту же причину: неподкреплённость потенциалом психодинамики.
· Ныне претенденты на то, чтобы начать социально-экономические преобразования в России без предварительного создания потенциала психодинамики общества — всевозможные «православные активисты», убеждённые в том, что РПЦ — вдохновляющая и направляющая сила для всех «истинно русских», желающих спасти свои души, следуя заповеди апостола Павла «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам…» (Ефессянам, гл. 6, 5 — 7), а кто с этим утверждением не согласен — те не русские и не могут быть полноправными верноподданными России.