Красивый звон - выражение мастерства звонаря
Призыв к церковной службе
Указание дороги путнику в непогоду
Встреча патриарха и значимых особ
Угроза нападения врагов или пожар
Проводы в последний путь- похоронный звон
Звон благозвучные колокола, создание колокольных мелодий
Радостный звон возвещающий о празднике
Мир колокольных звонов
(Задание №2 Работа в группе)
Обсуди свое решение в группе. Придите к общему мнению.
Учитель: Колокольные звоны нашли отражение в музыке многих русских композиторов: Мусоргского, Прокофьева, Глинки, Чайковского. Но есть один композитор, для которого колокольность является неотъемлемой чертой стиля. Это – Сергей Рахманинов.
На экран проецируется портрет С.В. Рахманинова.
Сегодня мы познакомимся с произведением С.В. Рахманинова «Колокола» для оркестра и хора и солистов на стихи Эдгара По в переводе Константина Бальмонта. В поэме четыре части, ваша задача выстроить стихи в том порядке, в котором они задуманы авторами, а поможет в этом музыка.
(Учащиеся получают 4 фрагмента текста поэмы)
Учитель: Послушайте музыку. Какими образами она отзывается в вашей душе? Подумайте, какие слова могли бы соответствовать такой музыке? (Звучит фрагмент вступления первой части «Колокола» Рахманинова).
Ученик: Музыка стремительная, звенящая. Слышится звон колокольчиков, представляется бег коней, чувствуется радость. (Чтение стихов Э.По в переводе К.Бальмонта)
Слышишь, сани мчаться в ряд,
Колокольчики звенят…
О, как звонко, звонко, звонко,
Точно звучный смех ребенка…
Учитель: Верно. Какими чувствами откликается следующий музыкальный фрагмент С.Рахманинова? Звучит вступление второй части.
Ученик: Возможно, это свадебный звон. Музыка напевная, мягкая, нежная, как колыбельная и вместе с тем торжественная и возвышенная. Учащийся читает стихи.
Слышишь, к свадьбе зов святой,
Золотой!
Сколько нежного блаженства в этой песне молодой!
Учитель: Правильный ответ. Какое чувство рождает следующая музыка? Какой звон слышится? Звучит музыка 3 части (фрагмент).
Ученик: Это набат. Нарастание тревоги, музыка быстрая, стремительная, в конце мощная. (Чтение стихов)
Слышишь, воющий набат,
Точно стонет медный ад!...
О, набат, набат, набат,
Если б ты вернул назад
Этот ужас, это пламя, эту искру, этот взгляд.
Учитель: Отлично. И заключительная часть «Колоколов». Как звучит музыка?
Ученик: Как похоронный марш, слышны тяжелые шаги, очень печально, скорбно и мрачно. (Чтение стихотворного фрагмента)
Похоронный слышен звон!
Долгий звон!
Горкой скорби слышны звуки, горькой жизни кончен сон.
Звук железный возвещает о печали похорон!
Учитель: Вы правильно почувствовали. А что напоминает последовательность всех частей «Колоколов»?
Ученик: Это ЖИЗНЬ человека.
Учитель: А что же потом, после жизни? Во что верил композитор, у которого в конце звучит такая музыка? (Звучит заключительный фрагмент «Колоколов»)
Ученик: Музыка звучит светло, прозрачно, красиво и очень спокойно. Рахманинов верит в то, что свет и добро побеждает тьму.
Учитель: В истории есть страницы, которые вспоминаются с болью. Много бед и несчастий выпало на долю нашей многострадальной Родины. Рушили храмы, колокола сбрасывали с колоколен, народ заставляли забыть о Боге. Но истоки веры, надежды и любви сохранились в памяти народной до сегодняшних дней. А в колоколах ли дело? Почему же сегодня многие храмы возрождаются?
- Какая сила заставляет людей восстанавливать храмы, возводить колокольни?
Ученик: Сила веры, стремление к правде и добру, к любви и вечности.
ІV. Вокально- хоровая работа
Распевки. Попевки. Упражнения для развития музыкального слуха и голоса (по выбору учителя).
«Птица-музыка» В. Синенко – продолжение работы над песней. Чистое интонирование, отчетливая дикция.
V. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Как вы можете объяснить, что же такое колокольность?
Ученики (по одному): Колокольность это - стремление к правде и добру, отзывчивость, единство и соборность, призыв, сила и мощь, стремление к свету, добру и любви, благодать, красота и радость, стремление к вечности и воскресению.
Учитель: Я надеюсь, что отзвук этого урока останется в душе каждого из вас, всего вам доброго.
Домашнее задание Слушать музыкальные произведения композиторов – классиков, в которых используются колокола, имитация колокольного звона.