Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.




 

Возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Левкипа и Демокрита, воззрения которых на природу и строение Макрокосма одинаковы (в этом случае и применяется термин «атомистический материализм Левкипа-Демокрита»). Существуют атомы и пустота, в которой атомы движутся и «сцепляясь» друг с другом, образуют вещи. То есть мир текуч и изменчив, бытие вещей множественно, но сами атомы - неизменны. «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости»,- учили атомисты; одно единичное с необходимостью вызывает другое единичное и то, что нам кажется случайным, перестанет казаться таковым, как только мы раскроем его причину, - таким образом, фатализм не оставляет места случайности.

Человеческая душа - это совокупность атомов; необходимое условие жизни дыхание, которое атомизм принимал как обмен атомов души со средой. Поэтому душа смертна: выдох означает, что душа стремится покинуть тело и частично из него «вырывается», но при вдохе атомы души возвращаются обратно в тело. Выдох же без вдоха и есть смерть: покинув тело, атомы души рассеиваются в воздухе, а никакого «загробного» мира существования души согласно атомизму нет и быть не может.

Демокрит различает два вида существования: то, что существует «в действительности», и то что существует «в общем мнении». К первому виду существования Демокрит относит только атомы и пустоту, которые не имеют «чувственных» качеств. Чувственные же качества и представляют собой то, что существует «в общем мнении» - цветовые, вкусовые и т.п. качества. Однако подчеркивая, что чувственная качественность возникает не только в мнении, но в общем мнении, Демокрит считает эту качественность не индивидуально-субъективной, а общечеловеческой и объективность чувственных качеств имеет свою основу в формах, в величинах, в порядках и в положении атомов. Тем самым утверждается, что чувственная картина мира не произвольна: одинаковые атомы при воздействии на нормальные человеческие органы чувств, всегда порождают одни и те же ощущения.

Демокрит подчеркивает, что атомы и пустота как первоначала мира лежат за приделами чувственного познания, и открыть их можно лишь в результате напряженного размышления.

Философское творчество Демокрита фактически завершает эпоху досократиков.

Заключение

Таким образом, в своих работах почти все досократики уделяли большое внимание природе, космосу. Вопрос о первоначале, о том, из чего все произошло, что является основным принципом мира, и какие принципы или силы определяют его развитие, являлся основным в онтологии древнегреческих философов, и в этом смысле их философия перекликается с мифологией. Одни философы считали, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые стихии или определенное вещество – апейрон; другие видели ее в математических атомах; третьи усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой неделимые атомы. Помимо вопроса о первооснове почти все досократики обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме познания. Таким образом, досократовские школы положили начало формированию философии.

Именно в них впервые были заданы вопросы о сущности бытия, об устройстве вселенной, о чувственном и разумном восприятии, о соотношении бытия и мышления. В целом эпоха досократиков - ранняя греческая философия - чрезвычайно важный этап во всей европейской культуре.

 

Список использованной литературы:

1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1996.

2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/авт. колл.: Фролов И.Т. и др. М., 2011.

3. История философии: учебник для высших учебных заведений/ под ред. Яковлева В.П., Кохановского В.П. Р-н/Д., 2008.

4. Кессиди Ф.Х. «Об одной особенности менталитета древних греков // Вопросы философии. 1996, № 2.

5. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2011.

6. Философия: учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Кохановского В.П.: - Ростов-на-Дону, 2009.

7. Философский энциклопедический словарь. – М., 2003.

8. Фрагменты ранних греческих философов. В 2-х ч. – М., 1989.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 829 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.