Я строки начинаю с именем Аллаха,
Хвалу Всевышнему я воздаю,
Хвала Его Достопочтенному пророку,
Да будет благословение и мир ему!
Я посвящаю стих свой замечательной науке,
Науке, называемой «Тажвид»,
Она нас обучает чтению Корана,
И правильно его читать велит.
Правила тажвида нам помогут,
Коран красиво, разномеренно читать,
И каждой букве её право отдавая,
Книгу Аллаха сможем мы познать.
Прошу я Всевышнего Аллаха,
Принять мою работу как дуга,
Достойна будет пусть награды и саваба,
Ученикам чтоб пользу принесла!
Начнём мы с правил нун-сакуна,
И объясним все их значенья,
Для нуна, если он с сукуном и для танвина,
Четыре есть постановленья:
Первое: под названием «Изхар»,
Что переводится как «проявленье»,
Шесть букв, из горла выводимых,
В себя включает без сомненья.
Шесть букв просты в перечислении,
Хамза, х – мягкая и буква «айн»,
Х – средняя, х – твёрдая, и в завершении,
Лишь остаётся буква «гайн».
И после нун-сакуна и танвина,
Одна из этих букв если придёт,
«Нун» чётко, ясно проявляем,
Открыто чтение пройдёт.
«Идгам» - так правило звучит второе,
В языковом значении: ввод одного в другое,
Нун потерял своё звучание,
И приобрёл совсем иное.
Идгам включил в себя шесть букв,
Те, что без гунны, и где есть гунна,
И чтоб запомнить было легче,
Ввели их в слово «Ярмалуна».
Идгам, что с гунной означает,
С носализацией введенье,
Четыре буквы в слово «Янму»,
Объединим для облегченья.
После танвина или нун-сакуна,
Если одна из этих букв придёт,
Нун не читая, в эту букву вводим,
И чтенье в нос тогда пройдёт.
Хочу внести я поясненье,
Что есть одно здесь исключение:
Зовём его мы «Изхар мутлак»,
То есть «Абсолютное проявленье».
И если нун-сакун и букву из «Янму»,
Мы в одном слове повстречаем,
Нун ясно, чётко и открыто,
Без ввода в нос мы прочитаем.
Слов-исключений очень мало,
Дунья, буньян, сынван, кынван,
Запомнить их бы не мешало,
Они придут в Коране к нам.
Идгам без гунны означает,
Без носализации введенье,
Две буквы: «Лям» и «Ра» включает,
Особенно здесь будет чтение.
И после нун-сакуна и танвина,
Одна из этих букв если пришла,
Нун пропускаем, но при этом,
Удваивается «Лям» и «Ра».
«Иклаб» - ещё одно из правил,
Он «нун» на «мим» легко исправил,
Одну единственную букву,
Он букву «Бэ» к себе добавил.
Если «Иклаб» в Коране попадётся,
Здесь хукм будет не простой,
«Нун» превратится в «мим», и нам придётся,
Читать «нун» с гунной и ихфой.
И завершаем правилом «Ихфа»,
«Ихфа» - «Скрывание» означает,
И кроме выше сказанных, все остальные,
15 букв в себя включает.
Мы с буквами здесь не поспорим,
И «нун» за ними смело скроем,
Удерживая «нун» и не спеша читая,
Его под букву мы подстроим.
Следующее правило звучит,
Как Удвоение «Нун»а, «Мим»а,
Если они придут с ташдидом,
Становится необходимо:
«Нун», «Мим» удвоить, удержать,
И с гунной нам их прочитать,
«Нун», «Мим» мы вводим в нос, а значит,
Они вдвойне будут звучать.
Продолжим правилом «Мим-сукуна»,
И поясним его значенья,
Для мима, если он с сукуном,
Известны три постановления.
Первое – под названием «Ихфа»,
Точнее, «Ихфа», что «Шафави»,
Ихфа губная в переводе,
Одна в ней буква «ба» внутри.
И после мим-сукуна если встретим,
Мы букву «ба», то непременно,
С ихфой, и с гунной, то есть с вводом в нос,
Произносить «Мим» будет верно.
Второе правило – «Идгам»,
Одну лишь «Мим» в себя включает,
«Идгам-сагыр» или же «Мим-мислайн»,
С таким названием бывает.
Если заметим после мим-сукуна,
«Мим» с харакатом – «А», «У», «И»,
«Мим» вводится в другую «мим», а значит,
Прочти «Мим» с гунной, удержи!
Третье правило – «Изхар»,
Вернее – «Изхар», что «Шафави»,
И кроме «мим» и «ба» все остальные буквы,
Легко мы сможем в нём найти.
И если после мим-сукуна,
Одна из букв этих придёт,
«Мим» явно, чётко произносим,
Открыто чтение пройдёт.
Хотелось обратить вниманье,
Что есть одно здесь примечание:
С буквами «Фа» и «Вау» будь осторожен,
С «Мим» близкое у них звучанье!
И после «Мима», что с сукуном,
«Фа» или «Вау» если придёт,
Остерегайся, что при произношении,
Пропустишь «Мим», «Мим» пропадёт!
Поэтому читай «Мим» ясно,
Под «Фа» и «Вау» «Мим» не скрывай,
И прояви «Мим» очень гласно,
Запомни и не забывай!
Правило следующее отметим,
Как «Постановленья с Алиф Лям»,
И если «Алиф Лям» до букв мы встретим,
В двух случаях придёт он к нам:
Первый звучит как «Проявленье»,
В нём букв четырнадцать внутри,
Абгы, хажака ва хаф гакымаху,
Все буквы в фразу мы ввели.
И если «Алиф Лям» придётся,
До этих букв нам повстречать,
То «Алиф Лям» нам остаётся,
Открыто, ясно прочитать.
Второй, что называется «Введенье»,
Все остальные буквы в нём,
И здесь не будет явным чтенье,
Мы «Лям» пропустим, не прочтём.
«Лям» в первом случае – «Камария»,
Что переводится «Лунная Лям»,
«Лям» в случае втором – «Шамсия»,
Что значит «Солнечная Лям».
А если встретишь «Лям» в глаголе,
Будь бдителен, запомни, знай:
И «Лям» глагольную всегда ты,
Читай открыто, проявляй!
Когда придут две буквы рядом,
Похожи в махраже, в сыйфате,
«Идгам-мислайн» - так назовём мы,
Правило это - его знайте!
Когда придут две буквы рядом,
Близки по махражу, но разные в сыйфате,
Будет «Идгам-Мутакарибайн»,
Об этом вы не забывайте!
Ну а когда две буквы рядом,
Одни по махражу, но разные в сыйфате,
Будет «Идгам- Мутажанисайн»,
Не путайте, запоминайте!
И если буква первая с сукуном,
Ну а вторая – с харакатом,
Мы будем звать это «Сагыр»,
Правилом простым и столь понятным.
Первая буква с харакатом,
И с харакатом же - вторая,
Здесь будет правило «Кабир»,
Теперь читать мы будем зная!
Одно из важных правил – «Мад»,
И у него два положенья:
«Мад-Табигый» и «Мад-Фаргы»,
Теперь дадим им поясненья:
«Мад-табигый» - то есть «Асли»,
Он основной или первичный,
Второстепенный - «Мад-Фаргы»,
Он производный, он – вторичный.
И если не найдём причины,
«Мад табигый» сделать «Фаргы»,
«Мад» будет основным, но есть причина,
«Сукун» и «Хамза» - внимателен будь ты!
И в слово «Нухиха» вместилось,
Правило «Мада основного»,
Но нами важных три условия,
Соблюдены должны быть строго:
До буквы «Вау» должна быть «дамма»,
«Касра» должна прийти до «Йай»,
А до «Алиф» должна быть «Фатха»,
Скорее всё запоминай!
«Вау» или «Йай» когда с сукуном,
«Фатха» до них если придёт,
Здесь правило «Мад-лайн» и чтенье,
Плавно и мягко тут пройдёт.
Для правил «Мада» обозначим,
Мы целых три постановления,
Звучат они как «Важиб, жаиз, лазим»,
Теперь дадим им разъяснения.
«Мад – важиб» - если после буквы Мада,
В слове одном мы встретим хамзу,
Здесь «Мад-Мутассыл», а значит слово,
Тянуть должны четыре раза.
«Мад-жаиз», если после буквы мада,
В разных словах пришла хамза,
И правило тут «Мад-Мунфасыйл»,
Что делится ещё на два:
«Жаиз-мад» или же «Жаиз-каср»,
И хукм их, он будет разный:
Тянуть мы можем как «Жаиз-мад» - четыре,
Или же как «Жаиз-каср» - лишь два раза.
«Жаиз-мад» или же «Жаиз-каср»,
Мы можем применить ещё тогда,
Когда остановились на сукуне гарид,
Можем тянуть четыре раза или два.
А если вдруг до буквы «мада»,
Нам повстречается хамза,
Здесь будет правило «Мад-бадль»,
Его хукм- касыр, и тянем раза два.
Мад будет «Лазим», если встретим,
«Сукун Асли» мы после буквы «мада»,
И независимо, в слове одном или же в разных,
И обязательно тянуть шесть раз здесь надо!
«Мад-лазим»: у него два вида,
«Мад-калями» и «Мад-харфи»,
Поделим каждый на мусакал и мухафаф,
Их правила запомни ты!
И если после буквы мада,
В слове одном пришёл Сукун-Асли,
И с шаддой он, и больше трёх букв в слове,
Правило это – «Мусакал-калими».
А если после буквы мада,
В слове одном пришёл Сукун-Асли,
Но он без шадды, то правило звучит здесь,
Как «Мад-лазим Мухафаф калими».
И только в суре «Юнус» в аяте 51-ом,
Мы это правило отметим,
«Аль-Ан» - всего лишь одно слово,
Но в двух местах его мы встретим.
А если после буквы мада,
Не в слове, а в буквах пришёл Сукун-Асли,
И с шаддой он, то правило здесь будет,
«Мад-лазим мусакал что харфи».
Но если после буквы мада,
В буквах пришёл сукун-асли,
Но он без шадды, то правило звучит тут,
Как «Мад-лазим-мухафаф что харфи».