Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕедагогические взгл€ды ƒемокрита, —ократа, ѕлатона и јристотел€.




ќ“¬≈“џ

1. »стори€ педагогики и образовани€ как отрасль научного познани€.

»стори€ педагогики и образовани€ изучает развитие теории и практики образовани€, воспитани€ и обучени€ в различные исторические эпохи, включа€ и современность в контексте ее исторического развити€. ѕедаго́гика Ч наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте. ќбразова́ние Ч процесс усвоени€ знаний, обучение, просвещение ¬месте с тем историко-педагогические исследовани€ не свод€тс€ только к хронологическому обзору €влений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических иде€х. √лавна€ задача науки - вы€снить, какова была роль образовани€ в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории. ќбъектом истории педагогики и образовани€ €вл€етс€ всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитани€, обучени€ и образовани€. ѕредметом истории педагогики и образовани€ выступает сложный процесс становлени€ и развити€ педагогической теории и практики образовани€ в различные исторические периоды, в услови€х различных цивилизаций, стран и культур. »стори€ педагогики и образовани€ как часть педагогической науки выполн€ет следующие функции: а) фиксирует историю вы€влени€ и решени€ проблем воспитани€ и обучени€ в теории и практике образовани€; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представл€ет путь развити€ образовани€ и накоплени€ педагогических взгл€дов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновени€ и изменени€ образовательных традиций; д) прослеживает взаимосв€зь и вли€ние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

ѕедагогические взгл€ды ƒемокрита, —ократа, ѕлатона и јристотел€.

ќбразованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного гражданина полиса. ≈сли хотели сказать дурное о человеке, говорили, например: "ќн не умеет ни читать, ни плавать". —офисты, т. е. мудрецы, предлага€ свои знани€ за определенное вознаграждение, оказались едва ли не первыми профессиональными учител€ми. ќни помышл€ли о воспитании активных граждан полиса. —офисты расширили программу образовани€ за счет изучени€ грамматики, диалектики, обучени€ искусству спора.   трем этим предметам с течением времени были добавлены еще четыре: арифметика, геометри€, астрономи€ и музыка, что в совокупности составило семичастную "эн - киклос - пайдейу" (энциклопедию), котора€ оказалась предтечей программы "семи свободных искусств", €вл€вшейс€ символом образованности вплоть до Ќового времени. ќтсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол.

  первым философам ƒревней √реции, занимавшимс€ проблемами воспитани€, относитс€ ƒемокрит (460-370 гг. до н. э.). ‘илософ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию трем€ дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать". Ќа основе своей атомистической теории ƒемокрит выдвинул материалистическую концепцию развити€ личности. —читал, что хот€ воспитатель формирует и измен€ет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек €вл€етс€ ее частицей Ч "микрокосмосом".ƒемокрит отмечал, как важно родител€м посв€тить себ€ воспитанию детей. ѕроцесс воспитани€ и обучени€ - т€жкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал ƒемокрит.. ƒемокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. »деи ƒемокрита предвар€ли становление взгл€дов древнегреческих ученых-софистов (”-1” вв. до н. э.).

 рупнейшим представителем философии софистов €вл€лс€ —ократ (470/469-399 гг. до н. э.). ≈го главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику ("повивальное искусство").

—уть педагогических суждений —ократа составл€ет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. ѕо —ократу, человек €вл€етс€ обладателем разумного сознани€, направленного на добро и истину. —ократ - один из основоположников учени€ о доброй природе человека. ѕридава€ особое значение природной предрасположенности, —ократ видел наиболее верный путь дл€ про€влени€ способностей человека в самопознании: " то знает себ€, тот зна≠ет, что дл€ него полезно, и €сно понимает, что он может и чего он не может". —ократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городска€ площадь или аллеи Ћике€.

¬ажную роль в развитии педагогической мысли јнтичности сыграл самый известный ученик —ократа ѕлатон (427-347 гг. до н. э.). ѕлатон предложил обширную программу воспитани€, пронизанную единой философской мыслью, и открыл св€зи между воспитанием и общественным устройством. ѕлатон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека. ¬оспитание, по ѕлатону, надо начинать с раннего возраста, так как. ¬оспитатель должен учитывать такие противоречи€, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных потенций. ѕо мысли ѕлатона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. ќсуществл€ть подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит на пороге мира идей. ѕри этом необходима тесна€ духовна€ св€зь между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать "платонической любовью"). ¬ программу всеобщего образовани€ входили обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с "малыми инструментами - воспроизведением насто€щих". ¬есьма привлекательными выгл€д€т у ѕлатона идеи игрового обучени€, а также принцип воспитывающего обучени€. —огласно ѕлатону, достижение знани€ и истины, - мучительный труд избавлени€ от привычных пут и предрассудков. ќн открыл св€зи между воспитанием и общественным устройством. трактаты Ђƒиалогиї, Ђ√осударствої, Ђ«аконыї.

Ѕлижайший ученик ѕлатона јристотель (384-322 гг. до н. э.)" в своих философских и педагогических трудах развил идеи учител€, но вместе с тем во многом зан€л противоположную этим иде€м позицию ("ѕлатон мне друг, но истина дороже"). јристотель создал в јфинах учебное заведение Ћикей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ћикей - символ всей последующей де€тельности јристотел€. јристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. јристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. ќднако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитани€ детей и традицию передавать их в руки рабов. ќн предлагал проводить в семье предварительное обучение с 5 до 7-летнего возраста. ћальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. ¬ круг предметов начального образовани€ следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда - рисование. трактат Ђѕолитикаї.

3. —парта и јфины Ц два взгл€да на воспитание ребенка. »деал развити€ личности в —парте (Ћаконии) сводилс€ к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. Ёто было обусловлено объективными причинами: вс€ Ћакони€ представл€ла собой военный лагерь, наход€щийс€ в посто€нной боевой готовности из-за угрозы восстаний рабов (илотов) и непрерывных войн. ¬ јфинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитани€ личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка, отраженных в пон€тии "калокагахти€" - соединение всех возможных добродетелей внешней и внутренней красоты человека.

ƒо 7 лет дети в —парте воспитывались в семье. ќни находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитыва€ их в строгости, и удел€ли внимание развитию физического здоровь€. √осударство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитани€ мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе.

— 7 лет все мальчики становились "общественной собственностью", их собирали в агелы - своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет.  онтроль над агелой осуществл€л пайдоним (пайдоном) - представитель государственной власти, а непосредственное руководство - эйрены - юноши-спартиаты старше 15 лет, про€вившие умение руководить.

”спешно прошедшие испытание юноши получали оружие, распредел€лись по отр€дам и в течение года несли "испытательную" службу на территории всей —парты. «адача воспитани€ мужественного и беспощадного воина решалась в процессе криптии - облавы на илотов, в ходе которой юношам разрешалось убивать самых строптивых рабов. "»спытательный год" заканчивалс€ новым агоном, и подростки переходили в разр€д эйренов, об€занностью которых становилась помощь в воспитании детей от 7 до 14 лет.

¬ јфинах ƒо 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентиру€сь на идеал гармоничного развити€. ¬ раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4-5 лет они находились под присмотром раба Ц педагога. — 7 лет дети поступали в школу. Ќачальна€ ступень образовани€ была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами.

ќбучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, наход€щиес€, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. ÷ентральное место занимало обучение литературе, тесно св€занное с музыкальным образованием. — 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учител€ педотриба, где упражн€лс€ в п€тиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копь€.

—редн€€ ступень образовани€ в јфинах была представлена несколькими типами школ. Ёто прежде всего гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) дл€ юношей 16-18 лет. ƒалее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии - государственном учреждении. ∆енское образование в јфинах ограничивалось рамками семейного воспитани€ на женской половине дома - гинекее. «десь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знани€ чтени€, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пени€, но в основном все врем€ девочки было зан€то обучением рукоделию.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 9799 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

441 - | 413 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.