Критерии отбора социальных фактов:
Обращается к тематике теории и факта. А именно поиск критериев отбора социальных фактов.
На результаты социального познания влияют практические интересы, но при этом это не говорит о том, что для каждого класса мы создаем свою социальную науку. Нужно выйти из круга социального взаимодействия, возвыситься над множеством точек зрения и найти одну обобщающую.
Данной является этика, т.е. нравственное сознание исходящее из интересов человека вообще.
Дабы этическая точка зрения не разрушала объективность познания требуется четко разграничивать сущее и должное при помощи научного объяснения, задачей которого является сведение всех социальных явлений к причинно-функциональным зависимостям вне всякой этики.
Проблемы социальных закономерностей:
Социальные явления как и природные объясняются причинно-функциональными зависимостями, но эти зависимости имеют условную форму (при таких-то условиях происходят такие-то явления). При таком раскладе полное социальное предвидение представляется невозможным.
Социальная эволюция:
Эволюционные законы выражают собой последовательность различных форм, переживаемых организмом в своем развитии. Но человеческое общество нельзя полностью сводить к организму.
Никаких общеобязательных социальных эволюционных законов не бывает.
В обществе действует тенденция развития.
Трактовка хозяйства:
В ранних трудах жестко фиксировал определяющую роль эконом факторов. Для него понятие производительных сил начинает выступать некой абстракцией. Есть также социальные и духовные факторы, которые тоже необходимо учитывать.
Хозяйство – совокупность действий человека, направленных на внешнюю природу и имеющих своей целью не наслаждение самой деятельностью, а создание материальной обстановки, требующейся для удовлетворения наших потребностей.
Хозяйство выступает как экономическим, так и социальным процессом.
У хозяйства есть несколько признаков:
- наличие определенного плана или расчета;
- оно не является целью самой по себе, а лишь средством;
- направленность на внешнюю природу.
Центральное положение хозяйства в социальной жизни обуславливается его способностью удовлетворять весь спектр потребностей. Хозяйство стержень социальной системы.
С развитием общества возрастает роль высших духовных потребностей. Таким образом, социальное значение хозяйства будет снижаться и это будет являться главной тенденцией социального прогресса.
Классы и классовая борьба:
Он опирался на распределительную теорию происхождения классов.
Класс - это понятие, применимое лишь в сфере экономики. Оно обозначает группы людей, объединенных общностью экономических интересов.
Это понятие что-то разъясняет в области экономических отношений, но непригодно для объяснения процессов в других сферах жизни общества, особенно в науке, культуре, духовной жизни.
Считал, что борьба есть не что иное как борьба за распределение в обществе продуктов.
Каждый класс является особым, сложным социальным типом, т. к. на основе хозяйственных различий возникают многообразные различия во взглядах, нравах, образе жизни.
Отверг расширительное толкование классовой борьбы, согласно которому она определяет содержание всех или почти всех потребностей и интересов людей.
Отрицает идею классовой борьбы. Со снижением роли хозяйства в обществе, будет и уменьшаться классовая борьба. Место классовой солидарности займет общечеловеческая.
Социальная эволюц ия, таким образом, трактуется как движение от антагонистических хозяйственных систем к гармоническим.
В более поздних периодах обратился к проблематике социологии личности. Критиковал классовый подход за то, что он отрицал ценность личности.
Выдвигает требование к индивидуализму. При этом индивидуализм понимается не как восприятие личности в качестве социального атома, а носит христианский характер: «Ни одним человеком нельзя жертвовать ради какой-либо цели. В качестве основы выступает возрастание в обществе роли духовного сознательного начала».
Он вслед за Бердяевым и Булгаковым не отрицает социальный идеал марксизма, но говорит, что он должен реализоваться несколько иными путями. В первую очередь должны разрешаться проблема личности.
В отличие от Бердяева и Булгакова с их христианским и персоналистским социализмом, он выдвигает идею гармоничного социализма, которые не содержит в себе внутренних моментов саморазрушения, а переживаемые кризисы является механизмами саморегуляции.
Посвящает ряд исследований критическому анализу социалистического идеала и пытается обосновать концепцию этического социализма в духе И. Канта.
Кооператив:
Пытаясь разрешить противоречия между коллективизмом и индивидуализмом он рассматривает кооперацию, суть которой заключается в принципе свободной самоорганизации общества на основе интеграции общих и частных интересов.
Дает определение «кооператив» - это такое добровольческое хозяйственное объединение, цель которого не в получении наибольшего барыша, но в увеличении доходов и снижению расходов благодаря ведению общего хозяйства.
В такой организации царит не капитал, а человек, опирается прежде всего на духовно-нравственное основание.
Þ кооперативный идеал совпадает с идеалом совершенного анархизма. Общество должно превратиться в добровольный союз свободных людей, т.е. стать насквозь свободным кооперативом.
Полагал, что человечество находится сейчас на начальном этапе перехода от агрессивного типа социального взаимодействия к кооперативному, понимаемому как свободная самоорганизация индивидов, когда общество «должно до конца превратиться в добровольный союз свободных людей - стать насквозь кооперативом... Таков социальный идеал, который полностью никогда не воплотится, но и в приближении к которому и заключается весь исторический процесс человечества».
Проанализировал и обобщил опыт мирового кооперативного движения, различные теоретические концепции, дал их классификацию, определил пути развития кооперации в будущем.
Придавал большое значение развитию кооперативного движения в России, связывал ее будущее именно с кооперированием крестьянского хозяйства в сочетании с государственно регулируемым капитализмом в промышленности, полагая, что до социализма Россия не дозрела, а должна превратиться в «великую крестьянскую демократию».