Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Рассмотрим теперь динамику и трансформацию ценностей.

А. Ценности либерализма

Ценности политического характера Ценности экономического характера Ценности в социальной сфере Духовно-культурные ценности
* Человек – высшая социальная ценность; * Неотъемлемость прав и свобод человека; * Юридическое равенство; * Народовластие; * Разделение властей; * Народный суверенитет; * Парламентаризм; * Правовое государство; * Самостоятельность местного самоуправления; * Политический и идеологический плюрализм; * Междунар.сотрудничество и противостояние агрессии; * Рационализм как философская основа либерализма; * свобода выражения мнений; * свобода СМИ. * Полиморфизм собственности; * Гарантирован-ная частная соб-ственность; *рыночная эконо-мика смешанного типа; *свобода пред-принимательства. * Индивидуа-лизм; * Социальное государство; * Справедли-вость (социаль-ная).

Основные ценности нелиберального толка

 

6. Концепции нелиберального толка выражены, прежде всего, в религиозных учениях иудаизма, христианства, ислама, буддизма.

В 20-м веке теологическая концепция выражена в трудах Жака Маритена (1882-1973).

 

Б. Ценности консерватизма

Ценности политического характера Ценности экономического характера Ценности в социальной сфере Духовно-культурные ценности
Националь-я самобытность Обязанности личности Требование возврата к ис-токам власть элиты авторитет гос.власти Общественный и государственный порядок Патриотизм сильное централизованное гос-во Преемственность национ.единство верность старым традициям частная собст-венность Признание как част.,так и гос-й собств-ти Семья мораль, поддерживаемая религией

 

 

В. Ценности традиционализма

Ценности политического характера Ценности экономического характера Ценности в социальной сфере Духовно-культурные ценности
* Верность исторической судьбе; * Сословность (кастовость); * Сакральный характер власти; * Приверженность порядку; * Терпение; * Монархизм (роялизм); * Стремление сохранить традиции отцов; * Признание как частной,так и го-сударственной собственности; * Добросовест-ный труд; * Самоогра-ничение; * Справедли-вость; * Семья * Вера как духовная ос-нова; * Нравствен-ность; * Честность; * Добродетель

 

 

Г. Сакральные ценности

Ценности политического характера Ценности экономического характера Ценности в социальной сфере Духовно-культурные ценности
* Вера, как стержень всей системы; * Справедливость; * Власть, как божественное установле-ние; * Соборность; * Смирение; * Стабильность политической жизни; * Консерватизм; * Догматизм (вечные истины) * Признание раз-личных форм со-бственности, но собственность, имущество – не фетиш; * Добросовест-ный труд во имя Всевышнего * Умеренность во всём; * Семья, семей-ные ценности * Вера как духовная основа; * Нравствен-ность; * Веротерпи-мость, экуме-низм

 

 

Д. Ценности ислама

Ценности политического характера Ценности экономического характера Ценности в социальной сфере Духовно-культурные ценности
* Вера, как стержень всей системы; * Справедливость; * Власть, как божественное установле-ние; * Совещательность (аш-шура) * Смирение; * Стабильность политической жизни; * Консерватизм; * Догматизм (вечные истины) * Признание раз-личных форм собственности, но собствен-ность, имущест-во – не фетиш; * Добросовест-ный труд во имя Всевышнего; * Предприимчи-вость не привет-ствуется * Братство, по-мощь бедным; * Умеренность во всём; * Равенство; * Семья, семей-ные ценности * Вера как духовная основа; * Нравствен-ность; * Свобода выбора (ре-лигии)

 

 

6. Сложнейшей проблемой является определение места России в современном мире.

 

Вопрос. Ценности России

ЦИВИЛИЗАЦИЯ РОССИИ.

 

1.Современная политология выделяет два магистральных направления развития общества.

Первый (западный) возник в бассейне Средиземноморья и, пройдя ряд стадий, привел в ХVIII-ХХ вв. к возникновению, так называемых, современных обществ в Западной Европе и Северной Америке.

Второй (восточный) отличался значительно большей стабильностью, порождая общества, основной ценностью которых считалось следование издавна установившимся традициям. Поэтому их принято называть традиционными.

 

К какому типу относится Россия? Или, быть может, она представляет собой особый - третий - тип? Попытаюсь предложить свой вариант ответа на этот сложнейший вопрос.

 

Россия в своем развитии прошла следующие периоды: Древнерусское государство (9-12 вв.), Русское централизованное государство (14-17 в.), Российская империя (1721 г.- 1917 г.), Советская Россия (октябрь 1917 – 17 марта 1991 г.[1]), Переходное общество (начало 1990-х гг. по настоящее время).

 

В исторической литературе подмечена параллельность многих процессов, происходивших в России и в Европе, начиная с 12-13 вв. Например, формирование сословно-представительных органов; становление городского самоуправления; создание централизованного государства и т.п.

Но есть и отличия. На Западе складывались предпосылки для перехода к индустриальной цивилизации, а на Руси усиливалась крепостническая эксплуатация.

 

Россия была подтянута до уровня европейских стран (не самых, причем, передовых) розгами, казнями, кровью.

Но диалектика эпохи состояла в том, что если в тех немногих мануфактурах, которые существовали до Петра, преобладал наемный труд, т.е. имелись «зачатки» капитализма, то по прошествии десятилетий реформ мануфактуры, число которых удесятерилось, были основаны на принудительном труде, конкуренцию с которым в этих условиях вольный наем выдержать уже не мог.

В итоге - «промышленность увеличилась - капитализм уменьшился».

 

На Руси в 15-16 вв. образовалась огромная империя. Управление такими территориями может осуществляться либо посредством развитой системы местного самоуправления, включающей городские и сельские выборные органы, действующие самостоятельно, но с поддержкой и под общим контролем государства.

Либо через широко разветвленный, централизованный бюрократический аппарат.

Россия взяла на вооружение второй путь.

 

В дальнейшем Россия неоднократно выходила на европейский путь развития, но это продолжалось недолго. Вновь торжествовал авторитаризм, самодержавие и некоторые иные «восточные ценности» - склонность к политическому монизму, слабо выраженный принцип собственности, которая в России никогда не была надежно гарантирована властью, толерантность к произволу, суть которого состоит отчасти в том, что властвует человек, а не закон.

 

Следует отметить, что и в конце 20 века Россия вновь оказалась ввергнутой в пучину экономической и политической неразберихи.

Экономические реформы, провозглашенные без должной проработки, были направлены на создание в России чистой рыночной экономики, которая уже канула в Лету на Западе и нигде в современных условиях не существует.

Либерализация цен и значительное ограничение государственного контроля над экономическими процессами, прежде всего, в сфере внешнеэкономической деятельности, привели к разграблению собственности, обнищанию значительной части населения.

Политические же реформы проводились, как и прежде «сверху» и как всегда в интересах правящей элиты. Подлинной демократии так и не наступило.

 

Итог: с момента возникновения Российского государства и до 1917 г. Россия развивалась в общем направлении с Европой, правда, постепенно отставая, но периодически «скачками» догоняя ее (есть такое выражение: «Россия отстает от Европы на одну войну»).

Это, можно сказать, западное начало.

 

С другой стороны, наличие элементов традиционности, верность старым традициям; технологическая отсталость (многовековое преобладание натурального хозяйства); коллективизм в сознании; централизованная власть с деспотическими проявлениями – это восточное начало.

 

По всей видимости, уникальность России состоит в том, что она имеет возможность соединить в себе оба начала – и Запада и Востока.

Но соединить не механически, побросав в кучу ценности Запада и Востока, или разложив их вперемежку, а синтезировать, соединить «химической реакцией», создав принципиально новые ценности.

 

2. Таким образом, в настоящее время в мире существуют обособленные системы ценностей:

А) Ценности либерализма;

Б) Ценности не либерального характера (во всех его проявлениях от исламского фундаментализма до умеренных консерваторов Запада);

 

Основная проблема – определить стратегические пути развития:

1) дальнейшее их обособление и усиление конфронтации этих ценностей;

2) возобладание над этими ценностями какой-либо преобладающей системы (либерализм или ислам, например);

3) их конвергенция, взаимопроникновение, стирание граней;

4) формирование принципиально новой системы ценностей.

 

3. В философской и политологической литературе выделяются три подхода к историческому процессу: регрессистский, прогрессистский и перманентистский (от перманентный – постоянный, непрерывный).

Регрессистский подход состоит в том, что общество движется к своему закату.

Такой подход является основой традиционализма.

 

Прогрессистский подход возник в Новое время в рамках философии Просвещения и наиболее ярко выражен в трудах Ф. Бэкона, О. Конта, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина, К. Маркса.

Этот подход проникнут социальным оптимизмом – общество движется к своему расцвету.

 

Перманентизм (стадиальность). Этот подход исходит из того, что исторический процесс не затрагивает фундаментальных основ человеческого бытия.

Перманентизм выражен в теории циклов, а также в цивилизационном подходе к истории.

 

 

Рассмотрим теперь динамику и трансформацию ценностей.

 

Прежде всего следует сказать о развитии концепции государства (его конституционной модели)

Эта развитие включает:

> идеализированно-романтическую концепцию Платона-Аристотеля – государство – объединение людей во имя общего блага;

> Гоббсовское понимание государства – как механизма предотвращения и пресечение «войны всех против всех» (неизбежное и необходимое зло);

> Макиавеллистскую трактовку сильного государя (свободного от моральных ограничений), способного решать любые задачи, возникающие перед обществом;

> Либеральную концепцию Вольтера-Руссо – государство возникает на основе общественного договора в целях обеспечения прав человека и гражданина, сначала, преимущественно, естественных прав и свобод (18-19 вв), затем и политических (19-20 вв).

Суть этой концепции – «государство – ночной сторож», т.е. государство как можно меньше вмешивается в дела общества и личности.

> Марксистско-ленинскую (классовую) концепцию социалистического государства – государства большинства для обеспечения интересов большинства общества (конец 19 – 1-я половина 20 в.).

> Концепцию «сильного государства» (Р. Иеринг – «государство-мощь»;

> Концепцию социального государства – государства, стоящего на службе гражданского общества (40-е – 50-е годы 20 в.);

> наконец, в 60-х годах 20 в. – возникла концепция - государства всеобщего благоденствия (Welfare).

 

= Таким образом, общественно-политическая мысль, вроде бы вернулась к своим истокам – государство создается во имя общего блага (всеобщего благоденствия).

Но в конце 20-го столетия появился еще ряд концепций.

> Одна из них «Workfare State» - государство, благоприятствующее труду. Такое государство обязано обеспечивать лишь основные нужды человека (прожиточный минимум, образование, здравоохранение) в тех объемах, которые позволяют реальные возможности общества (экономики).

В остальном человек должен опираться на собственные способности (к наемному труду, предпринимательству, творчеству и т.п.), обеспечивая свое благополучие.

 

В то же время в науке и на практике констатируется, что роль государства в общественной жизни увеличивается (в экономике, политике, в социальной сфере, в духовно-культурной).

При анализе взаимоотношений государства и гражданского общества утверждается необходимость тесных связей этих категорий и непременного регулирования со стороны государства всех основных сегментов общества.

 

 

Традиционалистский подход к государству, его роли в обществе претерпел не столь значительные изменения.

 

Государство, имея преимущественно монархическую форму правления, играет скрепляющую роль в социальной системе.

Оно поддерживает религиозное начало, принудительного обеспечивает авторитет верховной власти и порядок в обществе.

Вместе с тем, в таком государстве проводится определенная социальная политика, направленная на достижение социальной справедливости (через ограничение сферы частных интересов, установление всеобщей обязанности трудиться и т.п.), благосостояние всех членов общества.

 

Возникают вопросы:

> Нет ли сходства в этих подходах?

> Не получается ли так, что общество вынуждено подстраиваться под государство:

При наличии желания и (экономических) возможностей, государство проводит широкомасштабную социальную политику;

При изменении ситуации, государство сворачивает, прежде всего, социальные программы (вместо сокращения государственных расходов), ужесточает политический режим (вместо повышения ответственности спецслужб за порядок и безопасность) и т.п.

> Охватывают ли рассмотренные ценности своим содержанием весь спектр общественной жизни?

 

 


[1] 17 марта 1991 г. – дата проведения референдума в России по вопросу об учреждения поста Президента России – главы государства. С момента вступления в силу соответствующих поправок к Конституции РСФСР 1978 г. было упразднено верховенство Советов в системе государственной власти.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аналитический учет основных средств. | Предмет, задачи и источники изучения дисциплины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 170 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.