Человеческая деятельность и поведение обусловлены целым набором элементов внутренней структуры личности: потребностями, интересами, целями, мотивами, установками и диспозициями.
Потребности объясняют избирательность для личности различных элементов среды и являются источниками ее деятельности. Создателем иерархической теории потребностей считается американский психолог Абрахам Маслоу, который расположил их следующим образом:
· физиологические потребности (в дыхании, пище, питье, тепле, сексе и т.д.);
· экзистенциальные потребности (в безопасности, уверенности в завтрашнем дне);
· социальные потребности (в привязанности, в общении);
· престижные потребности (в статусе, признании);
· духовные потребности (в самовыражении, творчестве).
Изучая поведение и судьбы преуспевающих людей (А.Энштейна, Д.Рузвельта, Д.Карнеги и др.), исследователь сделал вывод о том, что последние достигают пятого уровня. Когда потребности определенного уровня удовлетворены, они отпадают (перестают быть актуальными и направлять активность человека), и тогда мотивируется переход на следующий уровень потребностей. Эта схема поступательного движения к потребностям более высокого уровня, в общем, правдоподобно объясняет поведение людей.
Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. Интересы представляют собой направленность социальных субъектов на удовлетворение определенных потребностей, лежащих в основе непосредственных побуждений, мотивов поведения. Важнейшим элементом внутренней структуры личности, регулирующим ее поведение, выступают также ценностные ориентации. Они обеспечивают устойчивую преемственность определенного типа поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов.
Решающая роль при выборе личностью модели своего поведения принадлежит диспозиционной установке. Диспозиция (от лат. dispositio – расположение) означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях.
Основателями диспозиционной теории были американские социологи У.Томас и Ф.Знанецкий, в отечественной же социологии эту теорию активно разрабатывал В.А.Ядов. Диспозиции делятся на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности и направленность поступков в типичных ситуациях.
Диспозиционная структура характеризует свойства «модальной» личности. «Модальным» американская исследовательница К.Дьюбос назвала тип личности, наиболее часто встречающийся в данной культуре. Кроме того, различают базисный тип личности, наилучшим образом отвечающий объективным условиям современного этапа развития общества.
Ральф Дарендорф, один из ярчайших представителей конфликтологического направления в современной социологии, используя термин Аристотеля «человек политический», разработал свою типологию личности:
· homo faber – в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик – личность, несущая бремя;
· homo consumer – современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;
· homo universalis – человек, способный заниматься разными видами деятельности;
homo soveticus – человек, зависящий от государства.
Американский исследователь Дэвид Рисмен разработал в 1960-е гг. концепцию «одномерного человека», т.е. личности с упрощенным социальным восприятием и грубым аппаратом интерпретации.