Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Второй этап развития социологической мысли в России




Второй этап развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. Во главе социологического отделения, созданного при факультете общественных наук Петроградского университета, стал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — крупнейший ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Сорокин — один из лидеров правого крыла партии эсеров, после Февральской революции 1917 г. — секретарь Керенского, с 1920 г. — профессор Петербургского университета. В 1922 г. в числе большой группы российской интеллигенции Центральным Комитетом ВКП (б) Сорокин был выслан из России за границу. Он жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ, среди которых «Основы социологии» в двух томах (1922). Сорокин — один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности.

В основу его социологической концепции был положен принцип многофакторной природы общества, взаимодействия между этими факторами и поиск формулы, объясняющей закономерности этих взаимодействий. «Все бесконечное море человеческого общения составляет процесс взаимодействия: односторонних и многосторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, идейных, чувственных, эмоциональных и волевых».

Сорокин исходит из того, что поведение людей определяется различного рода объективными условиями и факторами, и в то же время отказывается от поиска единого, определяющего фактора, критикует однофакторные теории, провозглашая в качестве принципа идею социологического плюрализма.

В определении предмета социологии Сорокин подчеркивает, что она должна изучать не просто социальные действия, чем бы они ни были мотивированы, по Парсонсу-Веберу, а взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и возникающие из этого процесса взаимодействия социальные явления, с другой.

Сорокин подразделяет социологию на теоретическую и практическую.

Теоретическая социология включает в себя следующие разделы:

§ социальная аналитика — изучает структуру социального явления и его основные формы;

§ социальная механика — изучает процессы взаимодействия людей, их поведение;

§ социальная генетика — изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

Практическая социология — это прикладная дисциплина, названная впоследствии рядом американских школ эмпирической социологией. Прикладная социология, по Сорокину, опирается на законы, формулируемые теоретической социологией.

Сорокин — автор одной из фундаментальных теоретических концепций, оказавших большое влияние на всю мировую социологию, — теории социальной стратификации как дифференциации населения на иерархически организованные слои, различающиеся по различным параметрам социального неравенства: экономическим, политическим, профессиональным. Он также автор теории социальной мобильности, согласно которой все социальные перемещения, которые имеют место в современном обществе, переходы социальных объектов из одного социального слоя в другой как в горизонтальном, так и в вертикальном планах характеризуют динамику общественного развития, его качества. Мобильные эпохи — это эпохи революций и других форм насильственной модификации истории. Немобильные — это эпохи реакции и застоя.

На основе анализа переживаемого мировою кризиса, суть которого, согласно Сорокину, состоит в дезинтеграции господствующего типа современной американской культуры, а также анализа острого идеологического противостояния двух мировых систем — капитализма и социализма — Сорокин формулирует концепцию социальной конвергенции. Ее суть состоит в следующем: во-первых, ни капитализм, ни социализм в его современной форме не являются совершенными с точки зрения передовой культуры и гуманистических идеалов и дальнейшее противостояние систем чревато острым классовым конфликтом на международной арене, который может привести к гибели цивилизации; во-вторых, учитывая эти опасности, сохранить мировую цивилизацию можно путем сближения систем, создавая новые формы социально-экономической и культурной жизни, в которых бы в концентрированном виде могло найти свое выражение то лучшее, что имеется в обеих системах.

Оставаясь на позициях социологического плюрализма, многофакторного подхода к исследованию общества и истории, Сорокин вместе с тем считал, что в основе общественно-исторического прогресса лежит развитие и смена определенных типов культуры. В этом заключается главная идея и сущность его интегральной социологии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 357 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2529 - | 2189 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.