Аугусто Хосе Рамон Пиночет Угарте (Augusto Jose Ramon Pinochet Ugarte) родился 25 ноября 1915 года в городе Вальпараисо (Чили).
Он был старшим из шестерых детей. Его отец умер, когда Аугусто было 27 лет, а мать, Авелина Угарте, скончалась в 1986 году в возрасте 90 лет, до последнего дня она оставалась верным другом и даже советником генерала.
В детстве Аугусто сильно травмировал ногу, попав под машину. Врачи в больнице, в которой он находился под наблюдением, очень долго уговаривали его мать согласиться на ампутацию, но несмотря на все уговоры врачей она отказалась. Она, как истинная католичка, свято верила, что произойдет чудо – и истово молилась несколько месяцев подряд – днем и ночью. Ее молитвы были услышаны – Аугусто пошел на поправку. За то, что Бог услышал ее молитвы, Авелина определила Аугусто в католический колледж Сан-Рафаэль. Однако, она не учла того, что Аугусто грезил совсем другим, и через некоторое время его выгнали из училища за «тихие успехи и шумное поведение». Аугусто твердо решил поступать в военное училище.
Из - за полученной травмы и общего белезненного состояния Аугусто Пиночет смог поступить в военное училище только с третьей попытки в 1933 году, и проучившись там четыре года в 1937 году окончил военное училище в звании прапорщика. Сразу после училища Аугусто поступил в Высшую школу сухопутных войск, где с перерывами учился до 1949 года и получив звание капитана, стал слушателем Академии сухопутных войск.
В 1951 году он окончил академию и поступил на работу в Министерство обороны, и параллельно отучившись еще год в военной школе, в 1953 году Аугусто закончил свое военное образование.
«Именно академия, основанная немецкими военными специалистами и исповедовавшая прусскую военную систему, привила мне железную дисциплину, почитание военной иерархии и необычайное упорство» - говорил Аугусто Пиночет.
В 1954 году Пиночет начинает преподавать слушателям военную география в Академии сухопутных войск. Тягу к этому предмету Аугусто Пиночет сохранил на всю жизнь, передав всю любовь к этому предмету в своих нескольких серьезных трудах по военной географии, геополитике и учебнике по географии Чили для учащихся средней школы. Впоследствии он стал членом Географического общества Чили.
Когда Пиночету исполнилось 28 лет, он женился на Марии Лусии Нириарт Родригес. В 2009 году этому удивительному браку исполнилось бы 66 лет. Когда в 1998 году Аугусто Пиночет слагал с себя полномочия главнокомандующего сухопутных войск Чили, об был как всегда спокоен и сдержан, до тех пор, пока не обратился со словами благодарности к «настоящей жене солдата» — Лусии. В этот момент суровый диктатор расплакался как ребенок.
Многие из тех, кто лично знал жену Аугусто, говорили, что отличительными ее чертами были целеустремленность и амбициозность.
И именно после брака, поддерживаемый женой Аугусто Пиночет начал продвигаться по карьерной лестнице значительно быстрее.
По словам очевидцев, именно по совету жены Пиночет вернулся к военной карьере. Именно в тот момент он пытался уйти в работать в таможенную службу, пытаясь повторить путь отца.
И все кто поддерживали Пиночета, и все кто были против него голословно заявляли, что именно жена подтолкнула его на шаг, определивший дальнейшую его судьбу. Примерно через две недели, после того как Аугусто Пиночета назначили на пост главкома сухопутными войсками в Чили, он присоединился к военному мятежу, поднятому генералом Вивьеном Ли.
17 декабря 1974 года Аугусто Пиночет стал главой государства. Он был президентом 15 лет — до декабря 1989 года, когда в результате демократических выборов президентом Чили оказался избран христианский демократ Патрисио Эльвин, но и после отставки Пиночет еще долгие годы сохранял реальное влияние на ситуацию в стране.
Чили в 1970—1990-е годы
В сентябре 1970 г. на президентских выборах в Чили победил кандидат от блока Народное единство сенатор-социалист Сальвадор Альенде. В сформированное им правительство вошли представители социалистов, коммунистов и других левых партий. Придя к власти мирным, конституционным путём, левые силы стремились к революционным преобразованиям в стране. В 1971 г. были национализированы медная и другие отрасли добывающей промышленности, банки, внешняя торговля, а также крупные промышленные предприятия. На частных предприятиях установили рабочий контроль. Доля государственного сектора в производстве промышленной продукции превысила 60 %. Взявшись за начатую в конце 1960-х годов и незавершённую аграрную реформу, правительство экспроприировало практически все латифундии. На переданных крестьянам землях (около трети земельного фонда страны) организовывались производственные кооперативы.
Особое место в деятельности правительства С. Альенде занимала социальная политика. Была повышена заработная плата трудящихся. Развитие производства способствовало сокращению безработицы (от 8,3 до 3,8%). Расширялись права рабочих и служащих на производстве, усиливалась их роль в управлении предприятиями. Государство увеличило расходы на пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение. Итоги выборов в местные органы власти весной 1971 г. свидетельствовали о возросшей поддержке правительства Народного единства, особенно увеличилось количество голосов, поданных за социалистов, что объяснялось популярностью С. Альенде.
По мере углубления преобразований действия правительства встречали всё большее сопротивление правых сил. Обладая большинством в конгрессе и значительным влиянием в государственном аппарате, они препятствовали принятию и осуществлению важнейших решений. Экономическое положение в стране оставалось сложным. Это вызывало критику действий правительства, в которой активно участвовали средства массовой информации. Устраивались забастовки мелких предпринимателей, демонстрации домохозяек и т. д.
Разногласия существовали и среди левых деятелей. Активизировались левацкие группы, которые считали проводившиеся мероприятия недостаточными и критиковали правительство за «реформизм». Внутри Народного единства продолжались споры об отношении к средним слоям, о дальнейших «социалистических преобразованиях». Коммунисты и часть социалистов считали необходимым установить «диктатуру трудящихся» (усматривая наглядный пример в событиях на Кубе). С. Альенде придерживался умеренных взглядов, выступал за сотрудничество с левым крылом оппозиционной Христианско-демократической партии. Отсутствие единства в левом блоке ослабляло позиции правительства.
Приход к власти социалиста С. Альенде был категорически неприемлем для США, считавших, что социалистическое правительство будет ориентироваться на Кубу и СССР. Правительство США не могло допустить появление в Латинской Америке еще одной страны социалистического блока, поэтому были разработаны и осуществлены программы по дестабилизации политической и экономической жизни Чили. Сам А. Пиночет в одном из интервью испанским журналистам признавался, что знал о деятельности ЦРУ по свержению правительства С. Альенде.
Не добившись успеха в своих попытках отстранить правительство С. Альенде конституционным путём, руководители оппозиции сделали ставку на военный переворот. Они воспользовались тем, что правительство не уделяло достаточного внимания армии и к тому же испортило отношения с генералитетом. 11 сентября 1973 г. военные подняли мятеж. Его возглавил генерал А. Пиночет, которого незадолго до этого С. Альенде назначил главнокомандующим сухопутных войск как верного правительству человека, участвовавшего в ликвидации попытки переворота летом 1973 г. Переворот был страшным, кровавым и абсолютно незаконным. 11 сентября президентский дворец "Ла Монеда" взяли штурмом. Соратники С. Альенде предложили ему покинуть здание. Президент отказался. В своём последнем обращении по радио к чилийцам он сказал: «История принадлежит нам, и её делают народы». С. Альенде погиб во время штурма дворца мятежниками. В общей сложности 2279 его сторонников (или просто случайных людей, попавших под жернова военных репрессий) были убиты, причем порой с удивительной жестокостью. Еще несколько тысяч узников концлагерей и вынужденных эмигрантов могут считаться в той или иной мере пострадавшими.
После переворота в Чили установилась власть военной хунты (в переводе с испанского — «группа», «союз»). В стране вводилось осадное положение, отменялось действие конституции, был распущен парламент, объявлены вне закона партии Народного единства (в 1977 г. запрет распространился на деятельность всех партий). Профсоюзы частично упразднялись, а те, что остались, оказались под государственным контролем. С первого дня переворота начались аресты, пытки и уничтожение тысяч людей — деятелей партий Народного единства, профсоюзов, демократически настроенной интеллигенции. Страшную известность приобрёл Национальный стадион в Сантьяго, превращённый в концлагерь, где без суда и следствия было убито множество людей. Созданная вскоре тайная военная полиция (ДИНА) стала органом тотального надзора за населением и расправ с инакомыслящими.
После установления режима Пиночета в Чили левые партии были запрещены. Была введена жёсткая цензура печати. Профсоюзы поставлены под контроль властей, забастовки объявлены вне закона. Репрессии стали органичной составляющей политики хунты. Тайная полиция расправлялась с противниками диктатуры даже за рубежом: самыми громкими её преступлениями стали убийства противника переворота, предшественника Пиночета на посту командующего армией генерала Карлоса Пратса и министра иностранных дел «Народного единства» Орландо Летельера.