(1795 - 1826)
Рылеев Кондратий Федорович (1795 - 1826), поэт. Родился 18 сентября (29 н.с.) в с. Батово Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в кадетском корпусе (1801 - 14) в Петербурге, выпущен прапорщиком в артиллерию и направлен в армию, находившуюся в заграничном походе. Пребывание в Германии, в Швейцарии и особенно во Франции не прошло бесследно для молодого офицера.
Победа над Наполеоном побуждает его взяться за перо, появляются оды: "Любовь к Отчизне" (1813), "Князю Смоленскому" (1814).
С 1817, переведенный в Россию, Рылеев служит в Воронежской губернии. Как и другие передовые офицеры, он тяготился аракчеевскими порядками в армии, поэтому в 1818 уходит в отставку и переезжает в; Петербург (1820).
В 1821 - 24 Рылеев служил заседателем уголовной палаты, в 1824 поступил в Российско-американскую компанию правителем канцелярии.
В Петербурге сближается со столичными литераторами, становится членом "Вольного общества любителей российской словесности". Особое место в творчестве поэта занимает поэтический цикл "Думы" (1821 - 23), целью которых было "напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории...".
В 1825 пишет поэму "Войнаровский", содержащую пропаганду политических идей декабристов; в ней выражено кредо Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". В этом же году им написана историческая поэма "Наливайко", политическая элегия "Гражданин".
В 1823 был принят в члены Северного тайного общества, вскоре став одним из его руководителей. В дни перед восстанием проявил исключительную энергию, став душой предстоящего переворота, настаивал на необходимости решительных действий.
Арестованный и заключенный в Петропавловскую крепость, Рылеев в письме к царю взял всю вину на себя, стремясь спасти товарищей.
Он был казнен 13 июля (25 н.с.) 1826 в Петербурге.
10)Ч арторыйский (Адам-Юрий) - известный польский политический деятель, сын Адама Казимира. Родился в 1770 г. Отец и мать старались дать ему и его брату, Константину-Адаму (см.), возможно лучшее образование, для чего приглашали к ним известных педагогов и отправили их в путешествие по Европе (1786). Для довершения своего образования Ч. посетил в 1791 г. Англию, где особенно внимательно изучил конституцию страны. Участие в военных действиях 1792 г. против русских заставило Ч. эмигрировать; он отправился вторично в Англию. Узнав о восстании Костюшки, он хотел возвратиться на родину, но в Брюсселе, по распоряжению австрийских властей, был арестован и таким образом лишен возможности принять участие в восстании. Однако восстание повлекло за собой конфискацию имений Чарторыйских. Императрица Екатерина обещала возвратить их молодым Чарторыйским, если они будут присланы к ее двору как бы в качестве заложников. В 1795 г. оба брата отправились в Петербург. Адам Ч. сблизился с великим князем Александром Павловичем; между ними завязалась тесная дружба, возбудившая подозрение императора Павла. Ч. был удален из Петербурга: император назначил его послом к сардинскому двору. В 1801 г. Ч. возвратился в Петербург, по вызову своего царственного друга, теперь императора, желавшего пользоваться его советами. Ч. принадлежал к тому "негласному комитету", с которым император совещался о задуманных им преобразованиях. Александр оказывал Ч. большое доверие. В 1803 г. он назначил его попечителем Виленского учебного округа и помощником государственного канцлера Воронцова; когда последний заболел и удалился в деревню, Ч. вступил в управление Министерством иностранных дел. Заключение Россией союза с Австрией и Англией и объявление войны Наполеону было делом Ч., составившего смелый план переустройства Европы. Согласно этому плану восстановлялось польско-литовское государство, но в самой тесной политической унии с Россией. Отправляясь на театр войны, Александр заехал в резиденцию Чарторыйских, Пулавы, чем возбудил большую радость в польском обществе, усмотревшем в этом посещении доказательство того, что близок момент осуществления его патриотических надежд. Поражение при Аустерлице охладило императора к Ч. и его плану. В начале 1807 г. Ч. покинул пост министра иностранных дел, но остался в Петербурге и продолжал оказывать некоторое влияние на императора, охотно с ним беседовавшего и выслушивавшего его советы. В 1810 г. Ч. выехал из Петербурга навсегда и стал заниматься делами просвещения в учебном округе, которым он управлял. Сношения между друзьями молодости и после того, однако, не прекратились. В письмах своих к Ч. Александр выражал свое расположение к нему и к его семье. В 1810 г. он поручил ему указать способы, которыми можно было бы отвлечь поляков от той восторженной преданности, которую они чувствовали к Наполеону. Победа Александра над последним дала возможность Ч. снова приблизиться к своему другу и оказывать на него влияние. На венском конгрессе он энергично помогал императору преодолевать препятствия, с которым встречался проект образования Царства Польского, и был одним из деятелей, способствовавших организации края. Польское общественное мнение прочило Ч. на пост наместника Царства, но он получил только звание сенатора-воеводы и члена административного совета. В делах страны Ч. непосредственно участия не принимал, но не переставал интересоваться ими и делать по различным вопросам свои представления. Император, однако, не оказывал ему прежнего расположения, а следствиеНовосильцева по делам Виленского учебного округа совсем уничтожило доверие Александра. В 1823 г. Ч. должен был сложить с себя звание попечителя Виленского округа. До 1830 г. политическое общественное значение Ч. было самое ничтожное; он жил преимущественно в Пулавах, занимаясь наукой и литературой. Восстание 1830 г. вызвало его снова на политическое поприще: он занял пост президента сената и национального правительства. Усмирение восстания заставило Ч. эмигрировать. Он поселился в Париже, где и оставался до конца своей жизни. Его дом ("Hotel Lambert") сделался центром деятельности консервативной партии польских эмигрантов. Ч. был пожизненным президентом обществ литературного и исторического, которые потом соединились в одно историко-литературное, и руководил другими учреждениями, организованными консервативной партией, которая смотрела на него, как на будущего короля Польши. Умер он в 1861 г.
11)Михаил Михайлович Сперанский – выдающаяся личность в русской истории. Сперанский был инициатором множество реформ, которые имели большое значение для исторического развития России.
Михаил родился 1 января 1772 года. Семья его была самой обычной, отец - священник. Мальчик рос в атмосфере религиозности. Его происхождение, вроде как бы пророчило Сперанскому самую обычную судьбу, но…
Он был человеком талантливым, щедро одаренным от природы. В семь лет от роду, он начинает обучение в духовной семинарии во Владимире.
Во время учебы проявил большую тягу к книгам, он любил думать и размышлять. Именно в эти годы формировался его характер.
Михаил был твердым и упертым, при этом ему были свойственны добродушие и скромность, главной же отличительной его чертой было умение отлично ладить с окружающими.
За отличную учебу его переводят в Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге. Здесь он знакомится с философскими трудами различных европейских мыслителей.
В 1792 году заканчивает учебу, но остается преподавать в своей, же семинарии. Сначала ему было доверено читать курс математики, а затем физики, красноречия, и даже философии.
Даже самые талантливые люди не сразу оказываются на вершине. Также вышло и со Сперанским. Он прошел большой путь от многообещающего ученика до одного из самых умных и влиятельных людей Российской Империи.
Алексею Борисовичу Куракину, бывшему богатым и влиятельным человеком, понадобился домашний секретарь. Куракину был рекомендован Сперанский и, после небольшого пробного задания, Михаил Михайлович был принят на работу.
Когда императором России стал Павел I, Куракину удалось стать сенатором. Куракин стремительно продвигался по службе, и вскоре дослужил до должности генерал-прокурора. Сперанский же, всегда помогал Куракину. Когда Алексей Борисович стал генерал-прокурором, то Михаил Михайлович начал работать в его канцелярии.
В 1802 году Сперанский стал статс-секретарем Кочубея (бывшего в большом доверии уАлександра I) и перешел в министерство внутренних дел. Деятельность Сперанского на своих должностях была очень конструктивна, его ценили коллеги. Начав свою государственную службу в период правления Павла I, когда чиновники не успели подписывать выходившие один за другим различные указы, Сперанский четко, кратко и лаконично излагал на бумаге свои мысли. Многие историки называют его основоположником делового языка в России.
В 1806 году Кочубей начал присылать вместо себя своего статс-секретаря на доклады к Александру I. Так произошло знакомство императора и будущего великого реформатора. На Александра Павловича, Сперанский произвел самое благоприятное впечатление. Александр I сильно сблизился с Михаилом Михайловичем.
После неудачи в Европейских войнах с Наполеоном, русское общество критиковало императора, и он вынужден был искать поддержку. Именно её он и нашел в лице Сперанского, который сопровождал Александра I в европейских поездках. В 1808 году Александр I попросил его подготовить документ, в котором тот бы изложил свое видение преобразований в России. Им был предложен целый ряд различных реформ, некоторые из которых легли в основу внутренней политики Александра I.
В начале 1810 года был учрежден Государственный совет. Михаил Сперанский стал государственным секретарем, де - факто, он становился вторым государственным лицом, после императора. Многим это естественно не понравилось. Преобразования, проводимые им, коснулись всех слоев общества. Была проведена большая работа с финансовой отчетностью. Государство прекращало выпуск ассигнаций, ужесточался контроль над финансовыми средствами, выделенными под нужды министерств.
Недовольство либеральными реформами, расширениям прав низших сословий и ограничение прав дворянства, привели к большому недовольству дворян. В ходе интриги заинтересованных лиц, Сперанского обвинили в узурпации власти, сговоре с Францией и в шпионаже в её пользу. Михаила Михайловича отправили в ссылку, своей вины он не признал, и не раз писал письма императору, в которых без труда отводил от себя все обвинения.
Время, проведенное в ссылке, Сперанский зря не тратил. Он занимался творчеством, писал статьи и книги, в основном религиозные. С годами становился все более и более религиозным человеком. В 1816 году попросил, чтобы его вернули на госслужбу. Это была не первая попытка Сперанского вернуться к общественной деятельности. На этот раз император её удовлетворил, и назначил опального реформатора главой (губернатором) пензенской губернии.
В 1819 году Михаил Сперанский становится генерал-губернатором Сибири. Через два года окажется в Петербурге. Уже будучи в столице империи, Михаил завершит свой проект по реорганизации управления Сибири, который будет утвержден Александром I. Вернувшись в Санкт-Петербург, Михаил Михайлович работает в должностях Члена Государственного Совета, Сибирского комитета и чине управляющего Комиссией по составлению законов. Вскоре на русский престол взошел новый император – Николай I.
Николай I попросил подготовить Михаила Сперанского речь на день коронации. Он с блеском справился с этой задачей. При Николае I Сперанский сделал, наверное, самое значимое дело своей жизни - упорядочил законодательство Российской Империи. Было выпущено 45-ть томов законодательных и нормативно правовых актов, существовавших в Российской Империи. В это же время Сперанский занимается составлением Свода законов Российской Империи. За свою продуктивную деятельность на важных административных должностях, Сперанский бы награжден орденом Святого Андрея Первозванного. В январе 1839 году ему был дарован графский титул. Через месяц граф Михаил Михайлович Сперанский скончался.
В биографии Сперанского были и взлеты и падения. Гениальный реформатор своего времени, отличавшийся либеральными взглядами, который в конце жизни все же стал сторонником самодержавной власти.
12) Михаил Илларионович Кутузов родился в 1745 году. Отец его был военным инженером. Гены, как мы видим, прямым образом сказались на жизни Михаила. Он с детства стремился к знаниям, любил изучать иностранные языки, арифметику, очень много читал.
Когда мальчик подрос, попал в артиллерийскую инженерную школу, где быстро освоился на новом месте. Его любили за веселый нрав и его способности. Вскоре Михаил Кутузов стал служить адъютантом у генерал–фельдмаршала Гольштейн – Бекского.
Адъютантом он ходил недолго и вскоре перешел на действующую военную службу. Воинский путь начал в 19 лет, в звании прапорщика. В 1764 русская армия направилась в Польшу, вместе с ней и Кутузов, но уже в чине капитана. В 1770 году он попадает под начала Румянцева, армии которого, ведут боевые действия против турецких войск в Молдавии и Валахии. После недолгой службы у Румянцева, Михаила переводят в Крымскую армию.
В сражении под Алуштой, будущий Герой Отечественной Войны 1812 года получил серьезное ранение. Пуля угодила Кутузову в голову, но он выжил, долго лечился, а по возвращению на Родину, был опять назначен служить в крымские войска. Михаил Илларионович участвовал во взятии неприступного Измаила – знаменитой турецкой крепости.
В начале новой русско-турецкой войны Кутузов руководил корпусом, оберегавшим границы России по Бугу. Вскоре его войска включили в состав действующей армии. Главнокомандующий русской армии Потемкин приказал войскам осадить Измаил. Осада проходила тяжело, русские солдаты гибли от болезней и турецких вылазок. В конце концов, Потемкину надоело такое положение дел, и расписавшись в своем бессилии в сложившиеся ситуации, отдал Александру Васильевичу Суворову командование.
Штурм Измаила начался 12 декабря, на левом фланге русской атаки колонной номер 6-ть командовал Михаил Илларионович. В трудный момент, он сам повел войска в атаку, и прорвал турецкую оборону. Измаил был взят. Кутузов был назначен комендантом крепости, а так же начальником русских войск, находившихся между Днестром и Прутом. Стоит отметить, что во время осады крепости, он опять был ранен в голову и потерял глаз.
В 1793 году Кутузов становится послом России в Константинополе. На должности посла проявил недюжий талант. Позже Михаил Илларионович возглавлял сухопутные войска в Финляндии. Потом был генерал–губернатором Петербурга. В 1802 году был уволен с должности. Вскоре началась война с Франции. В 1805 году он руководил заграничным походом русской армии. Из-за больших амбиций Александра I и его разногласий с Кутузовым, русская армия не снискала славы в своих заграничных походах. В 1807 году Россия подписалаТильзитский Мир.
В 1809 году началась война с Турцией. Русской армии не удалось взять крепость Браилов, из-за поспешных действий генерала – фельдмаршала Прозорского. Однако, последний благодаря интригам скинул всю вину на Кутузова, после чего Михаила Илларионовича удалили из армии.
В 1812 году началась Отечественная Война. Русские войска отступали, положение сложилось критическое. Для спасения России императору Александру пришлось забыть про свои личные отношения с Кутузовым и попросить его спасти Россию. До назначения главнокомандующим, Кутузов руководил ополченцами Петербурга, и за время простоя сумел разработать правила подготовки ратников и тактику партизанских действий. Именно партизаны и народные ополчения сыграли не маловажную роль в будущей победе.
Михаил Илларионович дал генеральное сражение французской армии на Бородинском поле, недалеко от Москвы. В Бородинской битве не было ни победивших, ни проигравших. Бой был ожесточенный с обилием потерь с обеих сторон. На военном совете в Филях Кутузов принимает решение оставить в Москву. Он сделал сильный ход, ведь только после взятия Москвы, началась серия поражений Наполеона. Французская армия пьянствовала, в ней нарушилась дисциплина.
Кутузов надломил противника и обратил его в бегство. Ситуация в 1812 году была критической и благодаря военному гению Кутузову и самоотверженности русского народа, нашим предкам удалось разгромить неприятеля.
Михаил Илларионович умер 28 апреля 1813 года. Почти два месяца гроб с его телом везли к Петербургу. За несколько километров до города гроб сняли с лошадей и понесли на руках. Гроб несли до Казанского Собора, где и похоронили Великого полководца.
Михаил Кутузов, без сомнений русский герой, русский полководец с большой буквы. Был смелым воякой, любил солдат, а те отвечали ему взаимностью. Любил его и простой народ, в памяти которого, он навсегда останется. Михаил Илларионович воевал под началом Суворова и Румянцева.
13)Алексей Степанович Хомяков – замечательный русский мыслитель, славянофил, внес большой вклад в формирование русской идеи. Биография его бурная и очень интересная. Родился 1(13).05.1804г в Москве. Семья его дворянского происхождения. Отец - Степан Александрович, мать - Марья Алексеевна.
В 17 лет он пытался сбежать из дома на помощь православным грекам, терпящим турецкое угнетение. По патриотическим соображениям отказался от женитьбы на иностранке, не смотря на то, что он её очень любил.
Алексей Степанович поставил общественный интерес выше собственного. Для него всегда было характерно защищать православные принципы и идеи, также мыслитель радел и за русский народ. Стоит отметить, что его очень уважали идеологические враги и соперники.
Западники, революционеры, всегда давали Алексею Степановичу высокую прессу. Хомяков был образованным человеком, окончил МГУ, был кандидатом математических наук. Несмотря на колоссальные знания, не спешил посвятить себя науке, он считал, что должен служить Отечеству, и три года провел в одном из кирасирских полков.
Много рассуждал о личности, об обществе и о церкви. Использую диалектику Гегеля, пытается создать русскую самобытную идеологию. Алексей Степанович блестяще применяет диалектику и рассматривает личность человека, как взаимодействие двух начал свободы и необходимости.
Свобода связанна с духовным миром, необходимость с материальным, противоборство двух начал закаляет личность. Настоящая свобода же обретается только в церкви.
Свободу он описывает как неоднозначное явление. Излишняя свобода ведет к разрушению мировоззрения, личность начинает проявлять эгоизм. Средством преодоления эгоистических явлений, Хомяков называл любовь.
Умер Алексей Степанович осенью 1860г, заразившись холерой в Рязанской Губернии.
Он выступал против западноевропейской модели общества, считая, что у русских свой путь. Алексея Степановича Хомякова стоит считать, основателем русской социальной философии.
14) Князь Александр Николаевич Голицын (8 [19] декабря 1773 — 4 декабря 1844) — государственный деятель Российской империи, в 1803—1816 гг. исполнявший должность обер-прокурора, а в 1816—1824 гг. занимавший пост министра народного просвещения, действительный тайный советник 1-го класса (1841). Доверенное лицоАлександра I, который до конца жизни дорожил его «близостью и советами»[2].
Единственный сын капитана гвардии князя Николая Сергеевича Голицына (линия «Алексеевичей») от третьего брака его с Александрой Александровной Хитрово (1736—1796), внук московского губернатора Сергея Алексеевича Голицына (1695—1758). Овдовев через две недели после рождения сына, мать в 1776 году вышла замуж за майора в отставке М. А. Кологривова. Она относилась к сыну строго и холодно, зато влиятельная придворная дама М. С. Перекусихина полюбила «веселёнького и остренького» мальчика и по приказу Екатерины II в 1783 году он был зачислен в Пажеский корпус переехав из Москвы в Санкт-Петербург[2].
Основное внимание уделялось обучению светскому общению, французскому языку, фехтованию, танцам и верховой езде.
Таким образом, князь Голицын с младенчества имел доступ ко двору, где сначала ценился как участник детских игр великих князей — Александра и Константина, а потом — как остроумный и ловкий кавалер. Его брат (по отцу) М. Н. Голицын, занимавший место ярославского губернатора, выстроил под городом усадьбу Карабиха(ныне музей-заповедник).
Другой брат (по матери), Д. М. Кологривов, сопутствовал низкорослому князю Голицыну в его проказах. Оба брата весьма искусно подражали манерам и выговору других. Окончив Пажеский корпус в 1794 году, был принят поручиком в Преображенский полк. Но уже через год вернулся ко двору и стал камер-юнкером малого двора великого князя Александра Павловича, а в 1796 году был переведен в большой императорский двор. В 1799 году получил чин камергера и в этом жу году стал командором ордена святого Иоанна Иерусалимского. Был выслан из Петербурга императором Павлом I в том же году по неизвестной причине.
После вступления на престол Александра I князь Голицын как близкий ему человек был назначен сначала обер-прокурором I а позже III департаментов Сената, а затем 21 октября 1803 года по настоянию императора взял на себя должность обер-прокурора Святейшего Синода. В 1810 году стал, при сохранении прежней должности, главноуправляющим иностранными исповеданиями, в 1816 году — министром народного просвещения.
Отчасти под влиянием Р. А. Кошелева этот эпикуреец и вольтерьянец екатерининской выучки, в 1806 г. избранный в члены Российской академии, обратился к благочестию с резко выраженной сентиментально-мистической окраской. Он с лёгкостью брался разъяснять императору самые сложные богословские вопросы, хотя историю религии знал поверхностно и считал истинным христианством «туманный сентиментальный пиетизм с примесью православных догматов, разнообразных еретических и сектантских учений»[2]. Московский митрополит Филарет вспоминал:
Когда император назначил [кн. А. Н. Голицына] обер-прокурором, он сказал: «Какой я обер-прокурор Синода? Вы знаете, что я не имею веры». — «Ну полно, шалун, образумишься». — «Когда же, — говорил после Голицын, — я увидел, что члены Синода делали дела серьезно… и сам стал серьезнее, почтительнее относиться к делам веры и Церкви; когда через год или два спросил себя: верую ли я? — то увидел, что верую, как веровал в детстве»
— Из воспоминаний свт. Филарета // Русский архив. — 1906. — № 10. — С. 214.
Провозгласив благочестие основанием истинного просвещения, Голицын взял курс на клерикализацию образования, который под его руководством ревностно проводили М. Л. Магницкий и Д. П. Рунич. К современной ему литературе он относился с подозрением, что выражалось в крайней придирчивости цензуры.
Этого «младенца» в деле веры постоянно морочили разные ханжи и изуверы; он искал «излияния Св. Духа» и откровений, вечно гонялся за пророками и пророчицами, за знамениями и чудесами: то «слушал пророческое слово» у хлыстовки Татариновой, то жаждал возложения руки новогоЗлатоуста — Фотия, то исцелял бесноватых, то удостаивался в мистическом экстазе испытать подобие страданий Спасителя от игл тернового листа.
— Вел. кн. Николай Михайлович[2]
После того как в 1817 году ведомства духовных дел и народного просвещения были объединены в одно министерство — Министерство духовных дел и народного просвещения, — Голицын стал во главе последнего, но был освобождён от должности обер-прокурора. С 1810 года А. Н. Голицын состоял членом Государственного совета, а в течение 1839—1841 годов — председателем общих собраний. Он был одним из немногих, кому была доверена тайна отречения Константина Павловича. Возглавлял Человеколюбивое общество, принимал участие в организации Попечительного о тюрьмах общества и других филантропических начинаниях.
Дом князя Голицына на Фонтанке, 20
Помимо реформы духовных школ, при князе Голицыне состоялось учреждение Русского библейского общества, которое под президентством князя перевело на русский язык Библию и распространило более 400 000 её экземпляров. Сотрудники этого обществаПопов, Магницкий, Рунич, Кавелин были поставлены Голицыным руководить высшим образованием, где насаждали клерикализм; множество профессоров были уволены за недостаточную набожность. Магницкий требовал вовсе закрыть подопечный ему Казанский университет. Хотя с нахождением Голицына у руля министерства принято ассоциировать торжество реакции, именно при нём были учреждены Санкт-Петербургский университет и Ришельевский лицей.
Чтобы нейтрализовать влияние Голицына на императора, А. А. Аракчеев подвёл под него интригу с участием митрополита Серафимаи архимандрита Фотия, которые убедили Александра I, что управление Голицына пагубно для церкви и государства. Его недруги торжествовали 15 мая (27 мая) 1824 года, когда князь Голицын должен был выйти в отставку по обоим ведомствам, сохранив за собой только звание главноначальствующего над почтовым департаментом. Последнюю должность занимал и при Николае I, ценившем в Голицыне «вернейшего друга своего семейства»[2]. С годами религиозность его только усиливалась. Современник вспоминает, что в домовой церкви Александра Николаевича стояло
подобие гроба, приставленное к подножию огромного деревянного креста; на гробе положена плащаница, на этой плащанице укладены различных видов кресты, подаренные в разное время князю. Пред гробом вместо люстры сделано из пунцового стекла изображение человеческого сердца, и в этом-то сердце теплится неугасимый огонь. В этой уединённой каморке маливался вместе с князем и блаженной памяти император Александр[4].
В 1843 г. Голицын из-за ухудшения зрения оставил столицу и удалился в Крым, где и умер в своём имении Гаспра[1]. В том же Голицынском дворце Л. Н. Толстойпозднее напишет повесть «Хаджи-Мурат». Похоронен в Балаклавском Георгиевском монастыре.
15)Иван Васильевич Киреевский (3.04.1806–23.06.1856)
Иван Васильевич Киреевский – русский религиозный философ, литературный критик и публицист.
Сын орловского помещика Василия Ивановича Киреевского и Авдотьи Петровны, урождённой Юшковой.
Учился у Гегеля (в Берлине) и у Шеллинга (в Мюнхене); рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно быть противопоставлено русское мировоззрение, построенное на чувстве и чистой ортодоксальной вере.
Киреевский – поборник славянофильства и представитель его философии. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса европейского Просвещения. Задачей самобытной русской философии считал переработку передовой философии Запада в духе учений восточной патристики. Труды Киреевского впервые были изданы в 1861 в 2 томах.
Философские идеи
Главенствующее место у Киреевского занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии».