Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Кочевники и земледельцы – два мира.




Матерiали курсу «Художня культура України», 10 кл.

Тема 1

Художня культура України найдавніших часів.

Мистецтво Трипільської та скіфо-сарматської культур, грецьких міст Північного Причорномор'я.

Художественная культура Украины древнейших времен. Искусство Трипольской и скифо-сарматской культур, греческих городов Северного Причерноморья.

 

Культура - емкое и многообразное понятие, охватывающее духовно-этические сферы бытия человека. Культура неразрывно связана со всеми видами деятельности человека. В широком смысле культура - все достижения в области искусства, науки, образования и религии.

 

 
 

 


Культуры разных эпох и народов объединяет:

 

- отражение исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и способностей человека. Культура охватывает не только сферы искусства, но и образ жизни, системы ценностей, традиций, верований.

 

- посредством творчества и искусства каждый народ стремится познать мир и запечатлеть свою систему представлений, духовных ценностей, эстетических идеалов.

 

- существуют вопросы, волнующие все поколения и цивилизации – «вечные» вопросы бытия, смысла жизни, морали, самоопределения.

 

Самобытность национальной культуры определяется:

 

- образом мира, каким его видит человек отдельной культуры.

- совокупностью художественных ценностей, созданных народом в определенную историческую эпоху – художественной картиной мира:.

- национальными особенностями: верованиями, обрядами, художественными ориентирами.

 

 

В историческом прошлом украинской культуры (в том числе и культуры нашего края) пересекались культуры множества этнических групп, кочевых и оседлых племен.

Мы рассмотрим следующие ветви древних племен, занимавших в прошлом территорию Украины, в частности – Приазовья, и породивших оригинальные явления в мировой истории и в истории нашей Родины:

 

Кочевники и земледельцы – два мира.

В данной схеме не случайно разделены на противоположные стороны культуры кочевых и оседлых племен. Кочевники и земледельцы – два мира с различным мировосприятием и мышлением.

· Известно, что письменность у кочевников появилась позднее, чем у оседлых народов. Почему?

Мышление кочевника образное, а сознание того, кто работает на земле, более тяготеет к знакам. Ритм жизни кочевых племен динамичен и непредсказуем.

Время летит для кочевника соразмерно жизненному пути, измеряется не минутами или часами, а количеством преодоленного пространства (например, в эпосе герой проходит «десять кругов лета журавлиного клина»).

Общение между различными кочевыми племенами осуществлялось посредством образных средств. Например, объявляя войну вождь племени направлял противнику наконечники стрел, а желая заключить мир – связку из волос боевых коней.

Предмет, выполнявший у земледельца практическую бытовую функцию, наделялся у кочевника образным содержанием, становился носителем информации. Сверхъестественной мощью наделялись изображения.

В образах, созданных оседлыми народами, преобладает статика, а кочевники творили мир постоянного движения, борьбы, схватки. Степной воин всегда, даже во время сна и приема пищи, готов принять бой и как никто другой умел ценить грацию, ловкость, быстроту, силу. Искусству оседлых племен свойственна глубина и внутренняя гармония, кочевых – воинственность и эмоциональное напряжение.

Культуры кочевых и оседлых племен на территории Украины и России существовали одновременно, взаимно обогащались, создавая уникальные художественные явления.

 

Трипольская культура

Свое название «Трипольская культура» получила в честь села Триполье Киевской губернии, где в 1897 году археолог Викентий Хвойка обнаружил материальные остатки неолитической культуры (сегодня село Триполье находится в составе Киевской области).

 

Культура медного века (4 – 3 тыс. до н.э.). Она существовала во времена, когда люди уже начали обрабатывать металлы. И первым таким металлом была медь. Поэтому это время называют медным веком. Наряду с медными орудиями трипольцы пользовались и каменными, роговыми, костяными.

 

Трипольские поселения (поселки) чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди. Трипольцы выращивали пшеницу, овес, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. Высокого уровня достигло гончарное ремесло.

 

Наивысшего уровня развития достигает трипольская керамика.

Керамика (греческое keramike - гончарное искусство, от keramos-глина. Использовалась в домашнем обиходе и в магических ритуалах. Европейскую славу трипольской керамике принесла рисованная орнаментация, и поэтому в западных областях Украины в археологических публикациях трипольскую культуру раньше называли культурой рисованной керамики.

 

Мотивы росписи трипольской керамики: спирали, восьмерки, валюты, меандр, стилизованные сложные композиции, изображающие женщину и быка, змея, лицо или глаза человека, солярные знаки.


Все элементы орнаментов были сакральными знаками, символизировали природные явления, стихии, божеств, от которых зависела жизнь людей.

Вторым проявлением трипольского искусства была пластика - скульптура - человеческие и животные глиняные фигурки. Эти произведения значительно отличаются от настоящих людей и животных. Но древние скульпторы и не стремились к их реальному сходству. Они создавали знаки, символы. Женские статуэтки символизировали прародительницу Великую богиню, покровительницу рода и земледелия. Вовнутрь статуэтки помещали зерно пшеницы. Аналогичный культ богини плодородия был распространен в неолитической эпохе в Египте, Западной Индии, Иране, Месопотамии, Малой Азии, Греции, Македонии. Через многие века, в начале 20 ст., подобные задания поставят перед собой профессиональные европейские художники.

 

Итак, скульптура и декоративно-прикладное искусство первых племен на территории современной Украины были ритуальными, магическими. Знаками, орнаментом, ритуальными статуэтками трипольцы рассказывали о своем понимании мира, а также удовлетворяли свою потребность в красоте.


Под влиянием трипольской культуры часть скифских кочевых племен осела на территории от Причерноморья до нижнего течения Днепра.

 

Киммерийская культура.

 

Киммерийская культура наиболее древняя. В "Истории" Геродота (V в. до н. э.) и других древних авторов сообщается о том, что киммерийцы - древнейшие аборигены Северного Причерноморья и Северо-Западного Кавказа. Они жили здесь еще до прихода скифов.

Киммерийцы –первый народ Северного Причерноморья, а также на территории между Тиром (Днестром) и Танаисом (Доном).

Материальная культура киммерийцев характеризуется археологическими памятниками двух основных видов - погребениями и поселениями. Захоронения, как правило, совершались под небольшими курганами. При раскопках находят костяные и мелкие бронзовые предметы - шилья, проколки, украшения, а также изредка изделия из железа - мечи, ножи, наконечники стрел.

 

Поселения, состоящие из надземных каменных построек жилого и хозяйственного назначения размещались на возвышенных местах поблизости от источников пресной воды.

Хозяйственная утварь представлена главным образом лепными сосудами - мисками, чашами с несложным геометрическим орнаментом.

 

Скифская культура.

Появление скифов в причерноморских и приазовских степях относится примерно к VII-VI векам до н. эры.

 

Скифами назывался не один какой-либо определенный народ, а ираноязычные кочевые племена северного Причерноморья и Приазовья. Территория Подонья-Приазовья являлась неотъемлемой и значительной частью древней Скифии. Берега Меотийского озера (как называли древние греки Азовское море) и реки Танаиса (Дона) прочно вошли в историю как места обитания скифов, различные данные о которых сообщают нам свыше трехсот одних только древнегреческих писателей.

Скифы образовали самобытную цивилизацию - Скифское царство со столицей государства Неаполь Скифский.

 

Античный миф о скифах.

· Как же выглядела Скифия в представлении Геродота и других древнегреческих писателей и историков?

 

Естественно, что жителям солнечной Греции, впервые проникавшим в северное Причерноморье и Приазовье, здешние места не могли не показаться крайне суровыми и негостеприимными по своей природе. Это нашло свое отражение еще в гомеровском эпосе:

«Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами.»

Скифы, - говорит Овидий, - «свирепые видом и голосом, обросшие волосами и бородой - настоящее и живое подобие Марса (бога войны)». Высшей доблестью у скифов считалось поражение врага насмерть. «У скифов, - свидетельствует Аристотель, - во время праздников не позволялось пить круговую чашу тому, кто еще не убил ни одного врага». Поговорка скифов гласила: «Наш добрый день выходит из колчана».

Эсхил в «Прикованном Прометее» воспевает «бестрепетные в боях и многолюдные племена скифов, обитающие на краю земли вокруг Меотийского озера».

Геродот указывает, что в отличие от аравитян, скифы притягивали тетиву лука не к груди, а к плечу. Овидий видел силу скифов «в стреле, в полном колчане и в быстром, не знающем устали коне».

 

Эллины создали свой вариант легенды о происхождении скифов.

 

Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, в пещере он нашёл некое существо смешанной природы — полудеву, полузмею.

Богиня со змеями или огненное божество Табити - родоначальница скифов. Трое ее сыновей прошли испытание, назначенное Гераклом – натянуть его лук и опоясываться поясом с золотой чашей. Только младшему сыну Скифу удалось справиться с задачей, и он стал царем в новой стране.

 

Существуют и другие известные сказания:

Первым жителем ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями его были Зевс и дочь реки Борисфена. Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.

Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.

 

Быт и традиции.

Скифы Подоиья-Приазовья были искусными скотоводами и прежде всего – коневодами. Лошадь являлась у скифов не только средством передвижения, но и источником питания (кумыс, или кобылье молоко) и, играя значительную роль б их повседневной жизни, рассматривалась ими, как жертвенное животное.

 

Одежда скифов достаточно хорошо известна по дошедшим до нас изображениям на многочисленных вазах, сосудах, бляшках и других предметах, найденных преимущественно в богатых скифских погребениях Обычная мужская одежда скифов-«кафтан», не доходивший до колен. Кафтан стягивался кожаным поясом. Носили мужчины также шаровары, которые засовывались в мягкие кожаные полусапожки и перевязывались у щиколотки ремнями

Типичным для скифов головным убором являлась остроконечная (видимо, войлочная или кожаная) шапка-башлык, имевшая широкое распространение у европейских и азиатских кочевников.

 

Скифы были воинственными племенами. Их военные дружины рекрутировались из числа свободных мужчин (не рабов). Каждый свободный мужчина мог быть у скифов воином. Геродот отмечал, что в каждой области Скифии было святилище Ареса, которого на вершине огромных куч хвороста символизировал меч. У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск. Основным оружием был лук особой, изобретенной скифами, конструкции.

 

Скифский воин был одновременно и мыслителем, и художником. Его мировоззрение можно охарактеризовать так: жизнь – это поле битвы. Пафосом битвы, покорения, активной борьбы проникнуто все скифское искусство.

 

Археологические свидетельства скифской культуры находят в грандиозных, т.н. «царских», курганах, достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей. Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты, обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1922 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2151 - | 2107 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.