Лабораторная работа №1
Объявление переменных. Программы с линейной структурой.
1 Цель работы:
1.1. ознакомится с основными правилами написания программ на языке Turbo Pascal;
1.2. научится выполнять линейные программы.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
2.1. Изучить теоретический материал
2.2. Проделать практическое задание
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Приступая к решению задач этой работы, следует помнить, что:
· каждая переменная программы должна быть объявлена;
· объявления переменных помещают в раздел, который начинается словом var;
· инструкция объявления переменной выглядит так:
ИмяПеременной:Тип;
· в имени переменной можно использовать буквы латинского алфавита и цифры (первым символом должна быть буква);
· после инструкции объявления переменной рекомендуется указывать назначение переменной.
Инструкция присваивания
Следует помнить, что:
· инструкция присваивания используется для изменения значений переменных, в том числе и для вычислений по формулам;
· тип выражения, находящегося в правой части инструкции присваивания, должен соответствовать типу переменной, имя которой стоит слева от символа инструкции присваивания (при нарушении соответствия типа переменной и выражения компилятор выводит сообщение об ошибке Type miss match — несоответствие типов).
Общая форма записи оператора присваивания:
имя величины:= выражение
Например, V:=A; или V:=A+1;
При помощи оператора присваивания переменной могут присваиваться константы и выражения, значения переменных любого типа.
Выражение может быть арифметическим, логическим или литерным. Важно, чтобы тип величины был согласован с видом выражения.
Арифметические выражения должны быть записаны в так называемой линейной записи согласно следующим правилам:
· выражение должно быть записано в виде линейной цепочки символов;
· используемые операции приведены в таблице:
НАЗВАНИЕ ОПЕРАЦИИ | ФОРМА ЗАПИСИ |
сложение | x + y |
вычитание | x - y |
умножение | x * y |
деление | x / y |
· нельзя опускать знаки операций, например писать 5b. Для записи произведения чисел 5 и b надо писать 5*b;
· аргументы функций (sin, cos и др.) как и аргументы вспомогательных алгоритмов, записываются в круглых скобках, например sin(x), cos(4*x).
Стандартные арифметические функции
В арифметических выражениях часто используются следующие стандартные функции (табл. 1)
Таблица 1. Некоторые стандартные функции, типы значений аргумента и результата
Стандартная функция | Выполняемое действие | Тип | |
Аргумента | Результата | ||
abs(x) | | x | | real | Real |
integer | integer | ||
sqr(x) | X2 | real | Real |
integer | integer | ||
sqrt(x) | X1/2 | real | Real |
integer | Real | ||
exp(x) | ex | real | Real |
integer | Real | ||
Ln(x) | Ln(x) | real | Real |
integer | Real | ||
Pi | число пи | — | Real |
sin(x) | Sin(x) | real | Real |
integer | Real | ||
cos(x) | Cos(x) | real | Real |
integer | Real | ||
arctan(x) | arctg(x) | real | Real |
integer | Real |
Вызов стандартной функции осуществляется путем указания в нужном месте программы имени функции (abs, ln, exp и др.) и ее аргумента, заключенного в круглые скобки. После вычисления значения функции ее вызов заменяется результатом, и расчет содержащего ее выражения продолжается дальше.
Примечание:
1 аргумент прямых тригонометрических функций sin и cos задается в радианах. Для преобразования значения угла из радианной меры в градусную необходимо умножить величину угла на число 180/pi. Для перевода значения угла из градусной меры в радианную необходимо умножить величину угла на число pi/180;
результат функции arctan получается в радианах.
Кроме приведенных в табл. 1, в арифметических выражениях также используются следующие стандартные функции:
1 функция random (диапазон) возвращает случайное число x, удовлетворяющее условию 0<=x<диапазон. Тип аргумента и результата — word. В том случае, если нам необходимы целые случайные числа из диапазона a<=x<b, мы можем получить их, используя выражение random(b‑a)+a. Если параметр диапазон не указан, то random возвращает число x в диапазоне 0<=x<1. Тип результата — real. В том случае, если нам необходимы вещественные случайные числа из другого диапазона: a<=x<b, мы можем задать его при помощи random*b+a. Перед первым обращением к функции random необходимо с помощью вызова процедуры randomize инициализировать программный генератор случайных чисел. В противном случае при каждом запуске программы датчик будет выдавать одни и те же числа. Эту особенность можно использовать при отладке программы;
функция frac(x) вычисляет дробную часть x. Аргумент и результат — real. Например, write(frac(0.25*11):4:2); {результат 0.75};
функция int(x) вычисляет целую часть x. Аргумент и результат — real. Например, write(int(422.117):4:2); {результат 422.00}; Таким образом, x=int(x)+frac(x).
Полезные формулы
Возведение в степень
Вычисление степени числа выполняется в Pascal с использованием свойств логарифмов:
Таким способом нельзя возвести в степень отрицательное число. Можно возвести в степень модуль этого числа, а знак обработать отдельно.