Социальное сиротство – это проблема, которая сегодня стала актуальной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и т.п. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 года, тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов.
В первые же десятилетия после революции большевиками был нанесен мощный удар по вековому зданию русской культуры. Начавшись с материальной культуры, зло разрушения, о котором говорил еще Л.Н. Толстой («Зло в этом мире не тотчас дает плоды, но, как земля, понемногу и в свое время. И плоды эти ужасны»[20]), коснувшись русских храмов, усадеб, других исторических мест, стерло с лица земли не только архитектурные памятники, оно уничтожило огромный пласт духовной культуры, иссушило души и убило память нескольких поколений, о важности которой писали многие русские философы, писатели и поэты.
С разрушением «векового здания русской культуры» оказалась нарушена и взаимосвязь прошлого – настоящего – будущего, другими словами, взаимосвязь поколений. Удар, нанесенный культуре, отразился и на состоянии российской семьи. Согласно коммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи в обществе должна была постепенно уменьшиться, что в итоге привело бы к отмиранию института семьи. В 20-30-е годы процедуры регистрации и расторжения брака были упрощены до такой степени, что занимали всего несколько минут. Но особенно интересным было то, что для заключения или расторжения брака требовалось согласие всего лишь одного супруга, другой даже не ставился в известность. Брак уже не воспринимался как величайшее таинство и акт ответственности, на смену ему пришло легкомыслие.
Таким образом, всего лишь за десятилетие гражданской войны и первые годы строительства социализма был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями. При этом были практически уничтожены издревле сложившиеся сословия, среди которых оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство. Именно они считали основой своего существования продолжение рода, семейные узы и связи, уважение старших поколений. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших», - писали из Тульской губернии на рубеже XVIII – XIX веков[21].
С разрушением коммунистами православной культуры и церкви исчезла еще одна опора русской семьи. Изменения в социальной политике произошли лишь в 50-е годы в связи со сменой политических ориентиров. Правительством были приняты меры, направленные на укрепление института семьи. Однако «зло разрушения» принесло свои плоды: в России впервые за ее многовековую историю появились так называемые «отказные» дети, которых матери, не желая брать на себя ответственность за их воспитание, передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на ребенка. Такие дети пополняли Дома ребенка, а впоследствии – детские дома и школы-интернаты.
Впервые же о масштабах явления, которое вскоре получило название «социальное сиротство», было заявлено в октябре 1987 года на учредительной конференции Советского детского фонда (город Москва). В докладе его президента А. Лиханова прозвучали такие цифры: «Почти 95 % нынешних детдомовцев – сироты при живых родителях»[22].
Прошли годы. Сегодня мир вступил в XXI век. Но проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В современном обществе происходят сложные и неоднозначные процессы.
Глобальные изменения, происходящие на мировой арене, позволили философам и культурологам назвать современную эпоху вторым «осевым временем». Под этим понятием известный философ Карл Ясперс подразумевал эпоху резкого поворота в истории от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению мира и места человека в нем, «одухотворение человеком смысла своего бытия»[23].
Сегодня термин Ясперса приобретает новый смысл. В развитии современной цивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходит религиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становление личностного сознания, осмысление мировым сообществом наличия глобальных общечеловеческих проблем (угроза термоядерной войны, истощение природных ресурсов, глобальное потепление, проблема СПИДа и т.д.), от стратегии разрешения которых во многом зависит дальнейшее существование нашей цивилизации.
С другой стороны, ясно виден кризис культуры, который охватил различные страны и слои общества и привел к переоценке составляющих духовно-смыслового ядра культуры, включая вековечные народные традиции; «крушение гуманизма», итогом которого стали разгул насилия, терроризма и обесценивание человеческой жизни; утверждение надындивидуальных форм культуры – от диктата группы до тоталитаризма; обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе.
В последние десятилетия особенностями России стали:
· обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества;
· резкое падение уровня жизни большинства населения;
· резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему во многом способствует расцвет массовой культуры.
Серьезнейшей проблемой современной педагогической науки стал кризис воспитания. «С разрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитание как задача образования. Была разрушена привычная система ценностей... Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме...»[24]. Тем самым, мы можем увидеть, что перед современной Россией стоит важная задача возрождения нравственных ценностей и устоев, которые с годами были утрачены.
Небывалый кризис всех сфер общественной жизни, потрясший Россию, привел к увеличению числа дезорганизованных семей. Резкое падение уровня жизни большой части населения сделало массовым такое явление, как отказ от ребенка, которого нет возможности прокормить. В России выросли масштабы преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, что усилило истоки детского неблагополучия.
Начало реформ привело к фактической ликвидации централизованной экономики, а вместе с ней начала погибать и централизованная система социальной защиты, в том числе система поддержки семьи, материнства и детства.
Возникший кризис семьи неблагоприятно отразился на состоянии детства в стране. В результате масштабы социального сиротства оказались настолько велики, что впервые встала проблема о переуплотнении детских домов и школ-интернатов[25].
Кризис семьи проявляется в различных формах:
· нарушение структуры и функций семьи;
· рост числа разводов и количества неполных семей;
· рост количества нерегистрируемых браков (в среднем в год примерно на 5-7%);
· асоциальный образ жизни ряда семей. «Родительский инстинкт, присущий подавляющему большинству живых существ, у отцов и матерей отступал перед стремлением потакать низменным желаниям и порокам»[26];
· падение уровня жизни населения (к бедному классу относят сейчас 60% населения)
· ухудшение условий содержания детей;
· нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, что непосредственно отражается и на детях;
· распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях.
Важным фактором, негативно влияющим на судьбу ребенка, является рост числа разводов. Кроме того, увеличивается число детей рожденных вне брака или тех, кто воспитывается в неполных семьях.
Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.
Тяжелое заболевание родителей и их инвалидизация также может стать причиной возникновения социального сиротства. Такие люди склонны к «уходу в болезнь», они сознательно отдаляются от своих близких, друзей, детей.
Кроме того, семьи, в которых живут люди с ограниченными возможностями, также могут стать фактором риска для появления детей-сирот. В таких семьях дети крайне негативны в суждениях по причинно-следственным факторам, которые привели их семью к неблагоприятному положению. Они не хотят находиться в семье, выслушивать скандалы родителей, судить мать или отца, они не в состоянии переломить ситуацию – дети «ломаются» сами. И в результате они уходят...
Особую группу причин составляют причины добровольного отказа родителей от новорожденных. Среди них мы выделим следующие[27]:
· мать-отказница живет за чертой бедности;
· женщина находится в алкогольной или наркотической зависимости;
· мать – сама бывшая воспитанница детского дома, не имеющая ни жилья, ни опыта самостоятельного отдельного проживания;
· роженица находится в юном возрасте;
· родился больной ребенок.
К сожалению, дети-сироты, которые воспитывались в государственных учреждениях, чаще всего повторяют судьбу своих родителей, тем самым, расширяя поле социального сиротства.
Таким образом, мы видим, что причины социального сиротства велики и разнообразны. Поэтому решение этой действительно серьезной проблемы и представляется таким долгим и сложным. Это дело и государства, и общества, и каждого человека в отдельности. Причем, эти действия должны быть последовательны и хорошо продуманы, чтобы решить не последствия проблемы, а скорее ее истоки.