В XIX веке в Японии совершается процесс первоначального накопления капитала, отмеченный теми же чертами, что и в Европе. Возникают крупные состояния. Товарно-денежные отношения 4 захватывают не только город, но и деревню. Несмотря на господство цехов, появляются капиталистические мануфактуры. Феодальные отношения вступают в полосу разложения. Буржуазная революция стала неизбежной. Главными силами, совершившими ее, были крепостное крестьянство, буржуазия и мелкое дворянство.
Развитие капиталистических отношений в Японии и их проникновение в деревню усилили и до того уже крайнюю эксплуатацию крестьянина. Крестьянские восстания следовали одно за другим. В первой половине XIX века в Японии произошло около 250 крестьянских восстаний: в 50-е и 60-е годы крестьянские восстания следуют одно за другим. С 1853 по 1856 год их насчитывается 52, в одном только 1861 году - 17 и т.д.
Правительство сегуна сурово расправлялось с крестьянским революционным движением. Вожаки крестьян подвергались мучительной казни через распятие. На глазах у казненного зверски истребляли членов его семьи. Японская буржуазия была недовольна раздробленностью Японии и относительной слабостью центральной власти (крупные феодалы содержали собственное войско, чеканили монету и полновластно распоряжались в своих владениях), наличием цехов и гильдий, мелочной регламентацией ремесла и торговли и т.п. Но самую большую опасность она видела в иностранном капитале.
Особенную агрессивность проявляли Соединенные Штаты, спешившие опередить своих европейских соперников. В 1853 году США послали в Японию эскадру, командующий которой предъявил японскому правительству ультимативное требование об установлении торговых отношений. Под давлением решающего военного превосходства правительство сегуна вынуждено было удовлетворить это требование. В 1858 году был подписан неравноправный договор, по которому Япония не могла устанавливать пошлины на ввозимые из США товары выше определенного процента (от 5 до 35), должна была признать экстерриториальность американцев в Японии (то есть их неподсудность японским судам) и т.д.
Вслед за тем неравноправные договоры были заключены Японией с Англией, Францией, Голландией и другими странами.
Капитуляция правительства перед иностранными колонизаторами грозила гибелью отсталому японскому производству и торговле.
Не довольствуясь возможностями открытого грабежа Японии, иностранные державы стремились к превращению ее в колонию. В 1862 году английский флот подверг разрушительной бомбардировке город Кагосима, чтобы вынудить японские власти уплатить 5 огромную контрибуцию за убийство английского гражданина. В 1864 году соединенный флот США, Англии, Франции и Голландии - главных колониальных держав того времени - обстрелял город и крепость Симоносеки, вынудив японские власти к удовлетворению требований о беспрепятственном прохождении судов через Симоносекский пролив. Опасность колониального порабощения Японии была очевидной.
Недовольны были и самурайские элементы, одни - из-за стремления поправить свои материальные дела за счет крупных сеньоров, другие - в силу своего отношения к промышленности и торговле, с которыми они уже были прочно связаны.
Наиболее организованные, лучше других вооруженные самураи прибрали к своим рукам движение буржуазии. Последняя и сама искала союза с дворянством, ибо не менее самураев страшилась революционных стремлений японского крестьянства. В отличие от того, что было в Европе, японская буржуазия выступала в революции не в союзе с крестьянством, а против него. Этим обстоятельством объясняется компромиссный характер революции: японский капитализм оказался оплетенным густой сетью феодальных отношений.
Во второй половине 60-х годов глубочайший кризис японского феодализма и политический кризис режима Токугава переросли в революционную ситуацию.
Формировавшаяся японская буржуазия также стремилась к ликвидации феодальных порядков. Появившаяся в городах разночинная интеллигенция, главным образом самурайского происхождения, в известной мере выступала носительницей буржуазной идеологии. Установление тесных связей с Европой и Америкой способствовало распространению среди интеллигенции европейских буржуазно-освободительных идей.
Первое императорское правительство, созданное 3 января 1868 г., возглавил принц Арисугава, но руководящую роль в нем играли представители самурайства южных княжеств. 6 апреля 1868 г. император сделал заявление, в котором выдвинул следующую программу:
1. Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением.
2. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеянию нации.
3. Всем военным и гражданским чинам и всему простому народу будет дозволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.
4. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдаться правосудие и беспристрастие, как они понимаются всеми.
5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены.
В апреле 1868 года, то есть в год революции, император Японии дал клятвенное обещание отбросить отжившие обычаи прошлого и установить по всей стране "право и справедливость" в той форме, "как они признаются", открыть дорогу способностям (взамен привилегий) и, самое главное, организовать совещательное собрание, с тем чтобы решать все дела управления "согласно с мнением общества".
В 1868 году были декретированы уничтожение цехов и гильдий, предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию, свобода торговли. Феодальные рогатки между областями были ликвидированы. По всей стране были введены единые законы, отменены сословные привилегии, установлена формально равная ответственность перед законом, разрешены браки между лицами разного происхождения.
В 1868 г. был принят указ о "единстве отправления ритуала и управления государством", создано по старому образцу "Управление по делам небесных и земных божеств" (Дзингикан). Явная противоречивость политики духовного воспитания японцев и "заимствования знаний во всем мире", а также начавшееся движение под лозунгом "культуры и просвещения народа" заставило правительство принять в 1872 г. Закон о всеобщем образовании, ослабить давление на буддизм, преобразовать "Управление по делам небесных и земных божеств" в Министерство религиозного образования, чиновники которого стали называться не проповедниками, а "моральными инструкторами", призванными распространять как религиозные, так и светские знания.
Закон о всеобщем образовании 1872 г. не привел к осуществлению провозглашенного демагогического лозунга "ни одного неграмотного", так как обучение оставалось платным и по-прежнему очень дорогим, но он послужил целям обеспечения развивающейся капиталистической промышленности и нового административного аппарата грамотными людьми.
В 1870 г. принимаются два новых императорских указа о введении общенациональных богослужений, а также о пропаганде великого учения "тайкё" — доктрины о божественном происхождении японского государства, ставшего идеологическим оружием японского воинствующего национализма.
В 1871 году разрешается свободная купля-продажа земли, что означало превращение феодальной земельной собственности в буржуазную. Реформа закрепила землю за теми, кто ею фактически распоряжался, но на условиях выкупа, т.е. привела к образованию «новых помещиков» - новой денежной знати, состоявшей из ростовщиков, рисоторговцев, сельских предпринимателей, зажиточной сельской верхушки – фактически сконцентрировавшей землю в своих руках.
В том же 1871 году правительство упразднило феодальные уделы, введя деление на губернии во главе с назначенными из центра губернаторами.
В 1872 году был принят также закон о ликвидации старых званий,упрощавшее сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку); все остальное население было отнесено к "простому народу". "Равенство сословий" не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков, а также формального уравнения в правах с остальным населением касты отверженных ("эта"). Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Воинская повинность не стала всеобщей, от нее можно было откупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные налогоплательщики.
В 1885 году создается кабинет министров, неизвестный всей прежней практике Японии. Новым было министерство торговли и промышленности - знак внимания к буржуазии. Копируя Германию, восхищавшую японских конституционалистов "идеальным" смешением феодальных и буржуазных начал, кабинет министров поставили в зависимое положение от сильного главы - министра-президента, которого хотели видеть похожим на Бисмарка.
Японская правительственная бюрократия трусила перед коллегиальным органом власти: в противовес кабинету министров было создано министерство императорского двора (собственно, три лица - министр двора, хранитель печати и главный камергер), которое не входило в состав кабинета, не было ему подчинено и не зависело от его падения.
В следующем году создается Тайный совет - совещательный орган при императоре, задуманный в качестве противовеса "крайностям" представительных органов власти. В последствии этот орган рассматривал Конституцию Японии.
В 1888 году правительство окончательно устанавливает административное деление страны и разрешает деятельность совещательных органов на местах в префектурах, городах и уездах, позаботившись, конечно, о том, чтобы подчинить их власти назначенного из центра губернатора.
Наконец, следует указать на создание титулованной аристократии - меры, осуществленной, как это ни странно, в плане подготовки конституционного правления. Титулами князей, маркизов, графов, виконтов и баронов, заимствованными у Европы, были наделены представители старой феодальной знати и немногие из представителей чиновного самурайства, выдвинувшихся в ходе революции (всего 500 человек).
Таким образом была создана наследственная и "непоколебимая" палата пэров - оплот японского консерватизма.