Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного

Раздел 2. Образование и развитие Московского

Российского) централизованного государства

Русское государство в XVI веке.

Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного

 

Внутренняя политика Ивана Грозного. Первым русским царем стал Иван IV Васильевич (1533-1584 гг.), принявший царский титул в 1547 году. Отца он лишился в 3-х летнем возрасте, а через 5 лет умерла и его мать Елена Глинская. Вокруг молодого и неискушенного в государственных делах царя образовалась группа приближенных лиц, названная впоследствии Избранной радой. Она, не являясь формально государственным учреждением, по содержанию своей деятельности в течение нескольких лет была именно правительством и от имени царя управляла государством. Во главе этого правительства стояли царский постельничий Алексей Адашев и царский духовник, протопоп Благовещенского собора Сильвестр (ему приписывается авторство «Домостроя»).

С деятельностью Избранной Рады связан ряд важнейших государственных реформ, направленных на углубление процессов централизации и завершение объединения страны и проводимых способами, адекватными тому времени и уровню развититя страны.

В первую очередь это относится к реформам государственного и местного управления. Так, из практики совместных заседаний высших органов светской и духовной властей – Боярской Думы и Освященного собора – постепенно сложился более расширенный форум, получивший название Земского собора. Соборы созывались для решения наиболее важных вопросов в жизни государства: начала войны и заключения мира, необходимости введения новых налогов и др. Земский собор состоял из двух палат. В Верхней, под председательством царя, заседала Боярская дума и Освященный собор; в Нижней – Ответной, – люди со всей страны и «ото всех чинов»: представители мелкого и среднего дворянства, купечества, а с начала XVII в. – казачества и черносошного (государственного) крестьянства. Первым Земским собором принято считать Собор 1549 г., названный «Собором примирения». Последним считается Собор 1653 г., на котором решался вопрос о воссоединении Украины с Россией. Соборы собирались и позднее (например, Собор 1682 г. при Федоре Алексеевиче решал вопрос об отмене местничества), но они уже были не так представительны и не имели такого значения, как Соборы второй половины XVI – первой половины XVII вв. Все вопросы обсуждались по палатам, но итоговое решение принималось всем составом Собора и подписывалось царем. Практика созыва Земских соборов означала становление в России сословно-представительной монархии.

Важным государственным органом продолжала оставаться и Боярская дума, в которую входили представители четырех думных чинов: думных бояр, окольничих (старорусское «окольничать» означает «править»), думных дворян и думных дьяков, назначавшихся царем пожизненно.

Центральными органами управления в период сословно-представительной монархии оставались приказы – общегосударственные органы, ведавшие либо отраслями управления в масштабе всей страны (Поместный, Разрядный, Пушечный, Разбойничный, Житный и др.), либо определенными территориями (Казанский, Астраханский, Сибирский и т.д.), либо обслуживающие дворец и дворцовое хозяйство.

При реформе местного управления в 1540-1556 гг. система кормлений была отменена, а наместники и волостели заменены выборными губными и земскими органами. Губная и земская избы представляли собой судебно-административные округа с выборной администрацией: земскими старостами и судьями (целовальники). Избирались они тягловым (податным) населением городов и черносошным крестьянством. Губные избы – это округа с преобладанием помещичьего землевладения, а земские – с торгово-ремесленным населением. Компетенция и деятельность их была однотипной: борьба с уголовными преступлениями, сбор податей, наблюдение за исполнением повинностей. С 1556 г. земские и губные избы стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, обладавшим административными, полицейскими и военными функциями. Воеводы опирались на специально созданный аппарат – воеводскую избу, состоявшую из дьяков, приставов и приказчиков. Воеводское управление значительно усилило представительство центра на местах.

Избранной Радой была проведена и финансовая реформа, сосредоточившая всю денежную власть в руках государства: только казна теперь имела право чеканить монету. Была приведена в систему и государственная податная политика: были установлены единые критерии налогообложения, проведена опись земельных угодий, установлены единые прямые и косвенные налоги.

В это время происходило и дальнейшее юридическое оформление сословного деления общества, закрепление сословных обязанностей и привилегий. В правящем классе достаточно четко выделились две социальных группы: феодальная аристократия (бояре) и служилое сословие (дворяне).

Основой экономического благосостояния первой группы являлось вотчинное землевладение, а второй – поместное. Вотчина была наследственной собственностью, а поместье давалось при условии службы и на срок этой службы. Как правило, вотчины по своим размерам превышали поместные раздачи. Помещик, получавший землю в пользование на срок и в ограниченном размере, более интенсивно эксплуатировал проживавших на ней крестьян. Между вотчинниками и помещиками шла постоянная борьба за крестьян, за новые рабочие руки. Очевидно, что вотчинники эту борьбу выигрывали.

С середины XVI в. правительство начинает юридически уравнивать вотчину с поместьем, продолжая политику возвышения дворянства как противовеса в борьбе с боярством, потенциально склонного к раздробленности. С этой целью был установлен единый порядок государственной (военной) службы: с определенных размеров земельных угодий, независимо от их вида (вотчина или поместье), хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей. Таким образом, на протяжении XVI в. дворянство все более становилось главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата.

Основным источником денежных доходов для казны являлось городское население. Горожане в XVII в.получили устойчивое наименование «посадских людей». Сложилась определенная иерархия городского населения: «гости», купцы суконной сотни, «черные» люди. Часть дворов в городе, принадлежащих духовным и светским феодалам, называлась «белыми слободами» и освобождалась от государственного «тягла» (государственных податей). «Белые слободы» представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из «черных слобод» квалифицированную рабочую силу. Поэтому платившие «тягло» горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших из него людей и заложенного городского имущества.

Самостоятельным сословием стало духовенство. В XV-XVII вв. церковь являлась одним из крупнейших землевладельцев. Уже в начале XVI в. правительство пыталось ограничить рост монастырского землевладения. На Стоглавом Соборе 1551 г., кроме составления единого для страны списка святых и унификации церковных обрядов, был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель, т.е. изъятии их в государственную собственность. Стоглавый Собор отклонил секуляризационные планы правительства, но вынужден был ограничить церковные владения в городах. Кроме того, ограничивались земельные дарения монастырям; им также запретили покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «помин души».

 

Опричнина. Проводимые реформы, имевшие целью преодоление остатков феодальной раздробленности и укрепление государственности, были резко прерваны новым курсом Ивана Грозного. (ссылка «Новая»: Опричнина) В 1566 г. очередным Земским собором была утверждена опричнина, подразумевавшая определенную систему политических мероприятий. Опричнина предполагала разделение земли на две части: опричнину и земщину. В опричнину попали самые плодородные и богатые земли. Все бояре и дворяне, записанные в опричнину, переселялись на опричные земли; не попавшие в нее – отправлялись в земщину. Все центральное управление и дворцовые ведомства также делились на опричные и земские. Земщиной правила Боярская дума и приказы, а опричниной – царь и Опричный двор, выбравшие своей резиденцией Александровскую слободу (сейчас это подмосковный город Александров).

На проведение опричных мероприятий и содержание опричного войска царь собрал с земщины огромную сумму в 100 тыс. рублей. Во главе опричнины встали знатный боярин Григорий Плещеев и Малюта Скуратов из рода Бельских. Был учрежден и особый корпус в тысячу человек для личной охраны царя, воины которого, одетые в черную монашескую одежду, ездили на вороных конях с черной сбруей и притороченными к седлу метлами и собачьими головами (чтобы «вынюхивать и выметать измену»). Современник событий князь А.М. Курбский писал в «Истории о великом князе Московском», что царь «учинил окрест себя всесильный и великий полк сатанинский... собрав человек скверных и всякими злостями отмеченных». Опричники клялись царю в верности и обязывались служить с полным и беззаветным подчинением.

Главную цель опричнины Иван IV видел в устрашении всех недовольных его политикой. Сам он понимал верховную власть как неограниченный произвол лица, наделенного по праву рождения высшими властными полномочиями («кого хочу казню, кого хочу милую...»). В тот период времени, однако, абсолютная власть царя не соответствовала уровню развития страны и являлась, по сути, попыткой форсированной и насильственной централизации. Опричнина с неизбежностью сопровождалась массовыми казнями, пытками, уничтожением усадеб и полным разграблением имущества опальных лиц, главным образом, бояр. Практиковались и карательные экспедиции против целых городов и уездов страны. Особенно жестоким был новгородский поход в 1569-1570 гг., который превратился в 40-дневный грабеж города с массовыми убийствами и кровопролитием (Иван IV обвинил новгородцев в «измене»). Опричнина нанесла громадный урон экономике страны. Повсюду наступило «запустошение земель».

В 1572 г. Иван IV отменил опричнину и даже под страхом смертной казни запретил произносить это слово. Процесс объединения земщины с опричниной вновь сопровождался перетасовкой земель и перемещением людей («перебором людишек»). Сам же Иван IV метался от одной группировки к другой и везде ему мерещились заговоры и измены.

В 1575 г. Иван посадил на царский престол крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, а себя велел именовать Иванцом – князем московским. К Симеону он обратился с просьбой о разрешении на «перебор людишек». По стране прошла новая волна репрессий и казней. По массовости она значительно уступала прежним опричным казням, но все-таки была достаточно жестокой. Через год Симеон, исполнив свою роль, был смещен с трона и отправлен на жительство в Калугу.

Умер Иван IV Грозный в 1584 г., и смерть его сопровождалась слухами об отравлении царя «презельства его ради». Правление первого русского царя, таким образом, делится как бы на два этапа: первый, связанный с деятельностью Избранной Рады и необычайно успешный, был направлен на достижение социально-экономической интеграции страны, преодоление остатков феодальной раздробленности. Второй, начавшийся после смерти первой жены Анастасии в 1560 г., ознаменовался попытками форсированной централизации в форме опричнины, резким и неоправданным стремлением возвысить личную власть, править самодержавно.

Сопутствовавшие этому репрессии обескровили страну, предопределив ее дальнейшее развитие по крепостническому пути: в 1581 г. Иван Грозный устанавливает режим «заповедных» лет, фактически запрещающий переход крестьян в Юрьев день.

Внешняя политика Ивана Грозного. Важнейшими задачами внешней политики молодой страны являлись расширение территории до естественных границ и охрана государственных рубежей.

Одним из основных направлений было восточное. Волжский торговый путь и плодородные земли Поволжья контролировались наследниками распавшейся Золотой Орды – Казанским и Астраханским ханствами. Кроме того, они совершали постоянные грабительские набеги на русские территории и требовали «поминки» – выплату дани в память о подчинении Руси Орде. В 1552 г. технически хорошо оснащенные русские войска осадили и взяли Казань. Спустя четыре года покорилась и Астрахань. Часть приволжских территорий, Башкирия и Ногайская орда, признали свою зависимость от России. Присоединение Поволжья открывало России Волжский торговый путь, а также выход в Среднюю Азию и к Северному Кавказу.

Восточное направление продолжило и продвижение в Сибирь: сформированное на средства русских купцов казачье войско под предводительством Ермака в начале 1580-х гг. покорило Сибирское ханство, включив в пределы Российского государства огромные земельные пространства.

Не менее острым был и «балтийский вопрос». Стране необходим был беспрепятственный выход к морю, который дал бы возможность наладить торговые связи с Западной Европой, принять участие в колониальных грабежах. В этом было заинтересовано как само государство, так и русское купечество. Русское дворянство также нуждалось в получении новых земель, а прибалтийские земли, ранее принадлежавшие Руси, были особенно привлекательны.

Захвативший эти земли Ливонский орден представлял для страны серьезную угрозу. Россия по инициативе царя решила вступить в войну с Ливонией, рассчитывая на поддержку местного населения, страдавшего от гнета немецких феодалов. В кругах, близких к царю, по поводу Ливонской войны возникли разногласия. Избранная Рада настаивала на укреплении и замирении недавно приобретенных восточных территорий, полагая, что их неустроенность не позволяет начинать войну в другом регионе. Однако Иван IV настоял на войне, поводом к которой послужил отказ от выплаты Ливонским орденом юрьевской дани за Дерпт (Юрьев), основанный еще Ярославом Мудрым, которую Орден обязался выплачивать по договору с Иваном III от 1503 г., а также задержка в Ливонии западных мастеров, приглашенных на русскую службу.

Военные действия, начатые Иваном IV в 1558 г., первоначально были необыкновенно успешными: войска Ордена были разгромлены, захвачены более 20-и городов. Это привело к тому, что против России решили выступить Польша, Дания и Швеция, также претендовавшие на земли Ордена. В это же время усилились разногласия между царем и Избранной Радой, продолжавшей возражать против войны на Балтике. В итоге правительство было разогнано, Сильвестр отправлен в Соловецкий монастырь, а Адашев – в действующую армию. Оба вскоре умерли.

В 1569 г. Польша и Великое княжество Литовское объединились в единое государство – Речь Посполитую. Новое государство в союзе со Швецией активно выступило против России и с 1570 г. русская армия в Прибалтике начала испытывать трудности. Король Речи Посполитой Стефан Баторий, который пользовался заслуженной славой непобедимого полководца, удачно повел наступление, и к 1579 г. поляками были взяты русские крепости Полоцк, Усвят, Велиж, Великие Луки, Старая Русса. В 1581 г. Баторий осадил Псков, однако штурмом одолеть город не смог. В этих условиях стороны решили пойти на переговоры. В 1582 г. в Яме-Запольском было заключено перемирие с Речью Посполитой, по которому Россия теряла Велиж на Смоленской границе, но сохраняла Великие Луки и устье Невы, что позволяло держать русские суда на Балтике. Более тяжелым был для нее заключенный на р. Плюссе в 1583 г. мир со Швецией, согласно которому Россия отдавала шведам Ям, Копорье и Иван-город, лишаясь тем самым «нарвского мореплавания», ради которого Иван Грозный и затеял Ливонскую войну.

Как видно, достижения во внешней политике были тесно взаимосвязаны с внутриполитической ситуацией: успехи внутренних реформ в 1547-1560 гг. предопределили и победу над Казанским и Астраханским ханствами, удачное начало Ливонской войны. Разорение же страны в результате опричнины во многом обусловило и ее поражение в борьбе за балтийское побережье.

В целом же правление Ивана Грозного, начавшись вполне благополучно, из-за его стремления любыми способами утвердить свою неограниченную личную власть привело к утрате стабильности монархии, что нашло выражение в системном кризисе, охватившем русское общество: экономическом, династическом (вследствие убийства Грозным сына Ивана, морально-нравственном, религиозном, политическом (из-за несоответствия самодержавных методов правления степени централизации страны). Это, в свою очередь, предопределило Смутное время.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
русского централизованного государства | Классификация компьютерных вирусов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1102 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.