Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Публицистика Томаса Пейна.




Введение

Томас Пейн (1737 – 1809), великий революционер и просветитель, жил в бурные времена второй половины XVIII и начала XIX в., когда происходили буржуазные революции. Идеологи шедшего к власти молодого класса капиталистов критиковали феодальный строй, его мировоззрение, нападали на его важнейщую опору – церковь, бывшую крупным феодальным землевладельцем, а подчас выступали и против самой религии. Они, по выражению Ф. Энгельса, «просвещали головы для приближавшейся революции.[1]

Однако делали они это по-разному. В среде буржуазных просветителей были осторожные критики прогнившего феодального общества и радикальные глашатаи наступавшей новой эпохи. Пейн, выдающийся революционный политический деятель, ученый, публицист и поэт, находился на левом фланге тогда еще прогрессивной буржуазии. Это был пламенный борец за республику, бескомпромиссный противник монархии, сословных привилегий, расового и национального угнетения. Он был гуманистом и выступал против несправедливых войн, за мир между народами.

Пейн теоретически анализировал революционные события, современником и активным участником которых он был. В философском произведении «Век разума» он, как писал У. Фостер, «очень ярко выразил антирелигиозные настроения своей эпохи».[2] Имя Пейна стоит рядом с именами таких мыслителей, как Руссо, Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Франклин и др.

Пейн был в армии, боровшейся за независимость американцев против английского владычества, выполнял важные правительственные поручения молодой республики. Под влиянием его идей была составлена Декларация независимости США. Он был избран депутатом Национального конвента Франции, и его идеи нашли отражение в Декларации прав человека и гражданина. Политический трактат «Права человека», направленный против английской монархии и содержащий призыв к социальной справедливости, фактически сделал Пейна лидером демократических сил Англии, учителем будущих деятелей рабочего движения, чартистов.

Особая заслуга Пейна, выходца из народа, состоит в том, что свои революционные социально-политические и философские идеи, критические взгляды на религию и церковь он распространял среди народных масс, говоря с ними простым и доходчивым языком.

Публицистика Томаса Пейна.

Имя Пейна приобрело широкую известность после выхода в январе 1776 г. его памфлета "Здравый смысл" (Common Sense), в котором прозвучало требование независимости американских колоний от метрополии. Книга Пейна, разошедшаяся в первые три месяца в количестве свыше 100000 экземпляров, оказала огромное революционизирующее влияние на умы американцев и сыграла решающую роль в идеологической подготовке революции. В "Здравом смысле" обосновывалась правомерность освободительной войны против Англии. Утверждая, что "все люди от природы равны по происхождению", Пейн доказывал неотлагательную потребность создания нового государства, что через несколько месяцев было закреплено в "Декларации независимости".

Публицистика Пейна отличалась яркой образностью и страстностью. Наряду с его революционными песнями ("Дерево Свободы", The Liberty Tree, 1775) она стала важным вкладом в американскую литературу. Образ "дерева свободы" стал с тех пор символом борьбы за независимость и прочно утвердился в американской, а затем французской и английской демократической поэзии конца XVIII - начала XIX в.

В конце 1776 г. Пейн присоединился к отступавшей армии Дж. Вашингтона и как-то вечером на привале у костра, разложив листки на барабане, написал первый пафмлет из знаменитой серии "Американский кризис" (The American Crisis, 1776-1783). Памфлет произвел огромное впечатление на Вашингтона. Главнокомандующий приказал читать выдержки из него наряду с боевыми приказами перед строем солдат. Памфлет Пейна поднял боевой дух отступающей армии. В 13 выпусках "Кризиса", написанных ясным и взволнованным языком и обращенных к широким слоям народа, получил развитие стиль революционной публицистики Пейна. Многие выражения из этого и других сочинений Пейна стали крылатыми.

Заслуги Пейна перед революцией были отмечены назначением его секретарем комитета конгресса по иностранным делам (1777-1779). Однако после окончания войны его политический радикализм, выступления против социального и расового неравенства, за введение всеобщего избирательного права, освобождение негров, установление демократической системы народного образования привели к тому, что Пейн был отстранен от участия в конвенте 1787 г. по выработке конституции США. В том же году он отправился во Францию и в Англию, куда повез модель спроектированного им однопролетного железного моста, выставлявшуюся в Париже и Лондоне. Мост по его проекту был построен в Англии. В 1789 г. Пейн участвовал во Франции в составлении "Декларации прав человека и гражданина".

Когда Э. Берк выступил в книге "Размышления о Французской революции" (Reflections on the Revolution in France, 1790) против идеи народовластия, Пейн немедленно написал в ответ свою блестящую защиту Французской революции "Права человека" (The Rights of Man, 1791-1792, в 2 частях). Как первый интернационалист нового времени, Пейн заявил здесь: "Моя родина - весь мир, творить добро - моя религия". Книга Пейна воспринималась в одном ряду с идеями Французской революции и надолго определила развитие демократической мысли в Англии и США. Пейна, проживавшего тогда в Лондоне, объявили вне закона, и он бежал во Францию (1792), где был избран депутатом Национального конвента.

Там в декабре 1793 г. Пейн был арестован якобинцами по обвинению в связях с жирондистами и лишь случайно избежал гильотины. После падения Робеспьера был освобожден из тюрьмы и опубликовал написанный частично в заключении антирелигиозный памфлет "Век разума" (The Age of Reason, 1794-1795, в 2 частях), в котором отстаивает идеи Просвещения и деизма.

Гуманистическое звучание "Века разума", самого противоречивого, но и глубоко философского произведения Пейна, не было понято современниками, а насмешка над догмами христианства снискала писателю в глазах американцев и англичан славу "безбожника" и "атеиста", особенно после того, как он обратился к Вашингтону (которому посвятил когда-то "Права человека") с открытым письмом, содержавшим резкую и принципиальную критику всей его президентской политики.

Последним значительным произведением Пейна стал памфлет "Аграрная справедливость" (Agrarian Justice, 1797), в котором он выступает против крупной земельной собственности и развивает утопический проект социального переустройства Америки.

Идеи Пейна оказали влияние на развитие английского и американского демократического движения и на наиболее радикально настроенных представителей литературы романтизма. В Англии 1810-1830-х гг. существовали Клубы Томаса Пейна, где обсуждались вопросы демократических преобразований.

В России Пейном впервые заинтересовались будущие декабристы, обратившие особенное внимание на его книгу "Здравый смысл". Однако переводы Пейна на русский язык появились только в советское время (том избранных работ был издан в 1959 г.).

 

Основные идеи.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1404 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2241 - | 2105 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.