Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия Древней Индии: основные философские школы и идеи.




 

Вторая половина II-го тысячелетия до н.э. Племена ариев с северо-востока двинулись в долину Инда и Ганга. Они не смешались с коренным населением, а сохранили свою духовную культуру. Суть ее (обычаи, нравы, история и т. д.) зафиксирована в «Ведах» («веда» – знание) XI –IX вв. до н. э., которые включают:

 священные тексты гимнов;

 описание ритуальных действий;

 откровения, пророчества и т. д..

Каждая веда позднее «обросла» брахманами т.е. жреческими комментариями, а затем упанишадами – толкованиями наиболее известных мудрецов, включавшими в себя значительные мировоззренческие фрагменты.

Таким образом, в последствии ведическая литература представляла из себя:

1. Ригведы – (знание гимнов);

2. Брахманы (руководство ведическим ритуалом);

3. Упанишады (ведическая идеология мировоззрения) – своеобразное

толкование мироустройства.

 

Согласно мировоззрению упанишад, первоосновой всего существующего

выступает безличное сущее – Брахман.

Брахман – субстанция мира, это то из чего все возникает и куда все возвращается. Наряду с Брахманом существует Атман – духовная сущность каждого человека.

Мироустройство рассматривается как взаимосвязь Брахмана и Атмана, что создает круговорот жизни (сансару) и закон воздаяния (карму). Круговорот жизни вечен, все в мире ему подчинено. Человек не может избавиться от перевоплощения. Причем, душа (Атман) входит в такую телесную оболочку, которую человек заслужил своими поступками в прошлой жизни. Его ждет карма (воздаяние). Чтобы избежать кармы, надо вознестись над радостью и скорбью, жизнью и смертью.

В середине 1-го тысячелетия до н. э. углубляется имущественное различие, приходит в упадок институт племенной власти, ведические знания ставятся под сомнение.

Возникают новые доктрины, которые пересматривают отношение человека к миру, его место в обществе, выражают сомнение в идеологии «Упанишады».

Среди множества мировоззренческих школ получили распространение

джайнизм и буддизм.

Джайнизм – религиозные течение (3 мил. последователей), основанное

Вардхаменом (именуемый Джиной) в 6 в. до н.э.. Он отвергает авторитет Вед и открывает доступ в общину мужчин и женщинам. Сохранил ведическое учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью человека является освобождение от перерождений, достижение нирваны (угасание), путем соблюдения строгих правил – непричинения вреда живым существам.

Джайнизм уделяет большое внимание этике, опираясь на 3 принципа:

1) правильное понимание мира, и своего места в мире;

2) правильная вера;

3) правильная жизнь во имя личного спасения.

Отсюда – индивидуалистический характер этики джайнизма.

Буддизм – одна из 3 мировых религий (наряду с христианством и исламом).

Возник в VI – V вв. до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама. Буддизм

распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Ср. Азии и

Сибири.

Гаутама родился в семье царя маленькой страны племени шакьев на северо – востоке Индии, поэтому его называют еще шакьямуни (мудрец из племени шакья). На 7-й день мать умерла. Его воспитывала ее сестра, в последствии ставшая мачехой. Отец намеренно оберегал сына, изолировав от мира роскошью и благодушием. Однако, юный принц встретился с жизнью: увидел больного, старика, покойника, аскета. Узнал, что жизнь бренна и его впереди ждут: болезнь, старость, смерть. Он стал искать путь спасения. В двадцать девять лет убежал из искусственного рая, ушел из родины в безродность. Стал на путь аскетического отрешения от удовольствий.

Толчком к бегству – послужило осознание эфемерности, обманчивости и

недолговечности красоты и сладости жизни. 6 – 7 лет провел в суровой аскезе.

Он познакомился с философскими традициями, овладел йогой, техникой созерцания (медитацией), управления собственным телом. Понял, что через

самоистязание не дойти до высшей истины. Одна из ночных медитаций под смоковницей – открыла ему истину. Спасение достигается через освобождение от желаний. Гаутама стал Буддой (просветленный). Он достиг состояния, когда кончаются всякие желания, вырвался из круговорота жизни и смерти, обрел бессмертие.

Последующие 44 года были посвящены проповеди учения и организации

общинно-монашеской жизни. Умер примерно в 477 г. до н.э. (80 лет) Последние слова: «Жизнь подвержена старению, прилежно трудитесь для спасения». Исходный пункт жизнеучения: ни наслаждения жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. «На лодке удовольствий и на лодке самоистязаний невозможно переплыть океан сансары (круговорот жизни)».

В основе жизнеучения Будды есть 4 благородные истины:

1. есть страдания;

2. есть причина страдания;

3. есть прекращение страдания;

4. есть путь, ведущий к прекращению страдания – правильная срединная

дорога:

 Страдание - сама жизнь.23

 Источник страдания, его причина – желание жизни, наличие самих

желаний.

 Прекращение страданий – достижение нирваны («затухание»,

«остывание»).

Понять ее, не достигнув ее – нельзя! О блаженстве знает только блаженный.

 Путь, ведущий к нирване:

1) истинное воззрение (праведная вера);

2) истинное намерение (отрешение от мира);

3) истинная речь (не лгать, не браниться);

4) истинные поступки (не нанесение вреда живому);

5) истинный образ жизни;

6) истинное усилие (постоянные бодрствования);

7) истинное памятование (помнить, что все преходящее);

8) истинное сосредоточение (духовное самопогружение).

Восемь ступеней верной дороги – схема действий нравственно

совершенствующейся личности. Таким образом:

а) исходный путь – понимание смысла жизни;

б) затем – это становится внутренне значимым мотивом;

в) далее – мотив переходит в определенное решение;

г) это решение реализуется в поступках;

д) поступки определяют сознательную линию поведения;

е) далее – оценка (осмысление) поступков, насколько они

свободны от дурных мыслей;

ж) нравственное поведение включается в контекст исходного

смысла жизни;

з) последнее звено – выход за границы самой морали, достижение

смысла жизни;

Моральный кодекс сторонников Будды.

· Не убивать;

· Не воровать;

· Жить целомудренно;

· Не лгать;

· Не употреблять опьяняющие напитки.

В социальном плане учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности.

Авторитет буддизма, его широкое распространение обусловлено тем, что страдание можно победить в этой жизни (а не загробной). Помимо «джайнизма» и «буддизма» в Индии появлялись и другие мировоззренческие учения, созвучные европейскому философскому пониманию мироздания, в которых, в частности, исследовались проблемы онтологии и гносеологии.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 801 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.