Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека.




В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной.

Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать друг другу.

Орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.

 

Но, почему наши животные предки начали трудиться и почему трудовая активность превратила, в конечном счете, обезьяну в человека?

В популярной литературе часто можно найти такой ответ: для того, чтобы поддерживать свое существование, люди должны есть, пить, защищаться от холода и т.п., а это вынудило их к производству материальных благ.

Однако в природе животные, включая наших животных предков, не производят, не испытывают никакой потребности в производстве и вполне способны поддерживать свое существование. Но даже и тогда, когда животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, это не способствует преодолению ими границ животного мира.

 

Если мы выводим мышление из труда, а не труд из мышления, у нас нет достаточных данных для того, чтобы дать объяснение переходу (тем более, в течение короткого периода тысячи лет) от инстинктообразных к целеполагающим формам труда.

Но коль скоро труд в его ставших формах возник, мы действительно получаем возможность объяснить ход антропосоциогенеза. Причем дело не столько в том, что труд, по-видимому, сыграл действительно решающую роль в возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей безграничные возможности становления человека.

Речь идет о сдвиге с генетических форм наследования на социальные.

Животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, содержащую в себе элементы целеполагания, известного под именем «ручного интеллекта» или «практического мышления».

Однако это не влечет последствий, которые обнаруживаются у человека. Опыт не аккумулируется, передача его от поколения к поколению не осуществляется, развитие животных не происходит.

 

Существенной чертой антропосоциогенеза является именно то, что изготовляемые человеком орудия труда аккумулируют в себе способы деятельности с ними. Это достигается тем, что в процессе изготовления предмету придается целесообразная форма – опредмечивание.

Распредмечивание этих форм осуществляется как развитие человеческих способностей.

Превращение цели в предмет (орудие труда) – опредмечивание, а умение пользоваться – распредмечивание. Достижение цели требует опосредствующих моментов. Посредством чего-то.

Опредмечивание не только создание орудий труда, а живопись, обряды, суеверия, язык и т.д. А распредмечивание – это способность понять, что это значит или могло бы значить. Здесь не важна правильность понимания, а важен сам процесс мысли. Человек стал мыслить.

Навыки по опредмечиванию и распредмечиванию закрепляются в социальных отношений и передаются путем обучения.

 

 

Труд – это целесообразная, осмысленная деятельность по преобразованию природы.

Человеческий труд отличается от прос­того естественного преобразования прежде всего тем, что он предполагает участие по­средников в производственном процессе. Посредник – орудие труда.

Простое естественное присвоение состоит в собирании готовых жизненных средств, например плодов. В этом случае нет тру­да в собственном смысле слова.

Первобытное состояние человечества, когда род человеческий рассеян в лесах среди животных и живет тем, что ему дают сами растения. Т.е. нет трудовой деятельности. Животное довольствуется тем, что дает природа.

 

Обезьяна, снимающая кожуру с пло­да, птица, строящая гнездо, или бобер, со­оружающий плотину, поистине изменяют природу ради ее использования. Но они употребляют для этой деятельнос­ти свои естественные органы.

Наоборот, в труде человека данное самой природой становится органом его деятельности.

Та­ким образом, в человеческую деятельность включается посредничество инструмента или орудия – изготовленного предмета, который нужно отличать от предметов, просто подготовленных для потребления.

Муравейник, гнездо птицы, плотина бобра являются, как и кровать или дом человека, только предметами пользования.

Правда, у обезьяны замечалось использование инст­рументов, но палка, которую она использу­ет, чтобы приблизить к своей руке банан, употребляется только в силу сиюминутной необходимости: палка не сохраняется и тем более не готовится, подобно орудию, для возможного употребления.

 

Труд может быть оп­ределен как изменение природы посредством орудий труда.

Включение орудий труда в процесс измене­ния природы открывает бесконечную се­рию опосредствований, при которых произ­водство может быть только сознательным.

 

Употребление органов может вызываться инстинктом. Но употребление различных орудий должно быть мысленно представлено и обдумано.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 440 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.