Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Он служит средством общения или связи между особями, или индивидами, объединенными в коллективы.




Научная и философская проблема языка.

Наука лингвистика главным образом интересуется особенностями функ­ционирования языка, независимо от вопро­са его природы.

Уточняя различие между философским и научным подходом к проблеме, можно сказать, что лингвистика точно описала структуры языка, то есть она разложила его на элементы и определила отношения между ними (фонетические, грамматичес­кие, синтаксические и т. д.).

Научная проблема – это исследование связей элементов языка между собой.

Исследуется фонетика, грамматика, транскрипция, стенография, письмо для слепых, изучается воздействие социальных факторов на язык.

Существуют многочисленные отрасли языкознания, изучающие языки мира, их семьи и группы: арабистика, германистика, романистика, славяноведение, финно-угроведение и др.

Особую область языкознания составляет интерлингвистика, изучающая международные языки как средство межъязыкового общения.

Эсперанто – искусственный международный язык. Создан в 1887 году.

Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке, в Древней Индии (Панини, 5 - 4 вв. до н.э.), Древней Греции и Риме (Аристотель).

Научные направления складывались в начале 19 в. в Германии, России и других странах (В. Гумбольдт, Ф. Бопп, Я. Гримм, А.Х. Востоков и др.).

 

 

Философская проблема

Но подобный научный анализ оставляет незатронутой основную проблему, поставленную языком. Безус­ловно, язык состоит из элементов, взаимо­отношения которых можно определить, но самое главное, что его характеризует, – это то, что язык имеет смысл.

Поэтому основная проблема не та, которая исследует связь элементов между собой, а та, которое отсылает всю систему этих элементов к то­му, что эта система означает.

Обычно гово­рят, что язык – знак мысли.

 

Но если воз­можно научно-объективным способом оп­ределить систему знаков, организованных языком, то намного сложнее научно опре­делить мысль, которую обозначает язык.

В связи с этим стоит отметить как важней­шее для философии языка признание неко­торых лингвистов, считающих, что описа­ние означаемого (то есть того, что означа­ет язык и что называют мыслью или еще как-нибудь) является слабым местом в изучении языка.

Философски фундаментальная проблема – это проблема отношения язы­ка к тому, знаком чего он является.

 

Две варианта решения проблемы:

1.В об­щем плане эта проблема может быть по­ставлена как вопрос о природе или сущнос­ти языка как способа выражения и передачи мысли.

Мысль может быть объективно констатирована лишь языком, который ее выражает, так что на­учно нет никакого смысла полагать мысль, отделенную от языка, хотя и обозначенную им.

2.Но ее можно также поставить в ис­торическом аспекте – как проблему проис­хождения языка.Научно эти два вопроса не могут быть разрешены.

Что касается происхождения языка, от­сутствие свидетельств и фактов оставляет место лишь для предположений и чисто рациональных объяснений без малейшей возможности экспериментального подтвер­ждения.

 

Рассмотрим проблему.

Пример насекомых и животных:

Пчелы располагают системой дифференцированных знаков, способных передавать информацию о длине дистанции и о направлении, в котором находятся цве­ты с пыльцой.

Такую систему знаков для передачи информации можно назвать язы­ком. Разумеется, подобные знаки отлича­ются от человеческого языка, поскольку со­стоят исключительно из жестов.

Но другие системы коммуникации у животных имеют голосовую природу, как и у человека.

Наличие часового у животных и птиц, способ­ного предупредить об опасности и распола­гающего набором звуков, чтобы сообщить о присутствии опасных представителей других видов.

 

Из этих примеров видно, что язык появляется в процессе разделения труда в организованных обществах – животных или людей.

 

Он служит средством общения или связи между особями, или индивидами, объединенными в коллективы.

Если же говорить точнее, язык имеет нечто специфическое, что можно вы­разить в терминах поведения.

Язык – это набор терминов поведения.

Язык – речевое замещение акта поведения, действия.

 

Любой акт поведения можно определить как реакцию (практическое действие) живого существа на внешний стимул (С):

 
 

В лингвистическом поведении стимул (С), получаемый индивидом (Я1), вызывает речевую реакцию, которая служит для слушающего индивида (Я2) речевым замеща­ющим стимулом, каковой вызывает практическую реакцию (действие, поведение).

В этом смысле язык выступает в качестве орудия, которое позволяет одному человеку осуществить реакцию (действие и т.п.), когда другой человек имеет стимул:


 

Можно констатировать, что

Язык возникает в условиях дифференциации между элементами системы и как следствие возникает необходимость передачи сигналов от одного элемента системы к другому, чтобы обеспечить целостность системы, ее функционирование.

Функции языка свя­занны исключительно с передачей сигнала, имеющего информационную или директив­ную значимость и ожидающего в ответ оп­ределенное поведение.

 

Сигналы образуют язык, когда сигналы принадлежат к системе, в которой каж­дый из них имеет дифференцированное зна­чение по отношению к другим.

В чело­веческом обществе подобная система сти­мулов предстает во многих формах:

визуальных (например, в трех цветах све­тофора или в жестах регулировщика);

слу­ховых (в военных командах: "вольно, смир­но, к оружию" и т.д., или соответству­ющих свистках в морском флоте).

Здесь налицо системы сигналов, передаваемых жестами или голосом, которые не отли­чаются ни по значению, ни по форме от способов коммуникации, существующих в сообществах животных.

Недостаток: эта система коммуникации описывает лишь языковое общение в его самых элементар­ных формах.

Исследование показывает, что системы сигналов в обществах животных и людей включают лишь очень ограничен­ное число элементов, тогда как человечес­кие языки в собственном смысле располага­ют десятками тысяч слов.

Такая разница не может быть чисто количественной, по­скольку даже с точки зрения количества она настолько велика, что не может не стать также разницей и в сложности, то есть раз­ницей качества или природы.

 

Этнологические наблюдения констатируют существование языков, включающих весьма ограниченное количес­тво слов. И можно предположить с боль­шой долей вероятности, что таким было первоначальное состояние человеческого языка.

Что в человеческом языке привело к увеличению количества слов? Появлению сложных связей – предложений, различных частей речи?

Если на определенном этапе развития язык животных и человека был одинаков ­ – это система звуков, обозначающая ряд важных действий: сигнал опасности, появление чужой особи, (не неопасной), обнаружение пропитания и ряд других необходимых сигналов.

В то же время лексика человеческого языка чрезвычайно развита.

 

Качественное различие вытекает скорее из известной мысли, научно развитой со­временной лингвистикой, о том, что чело­веческий язык – это язык членораздель­ный.

Каждому члену языка противопоставлено определенное значение.

Любая система знаков члено­раздельна, потому что она включает четко различимые и взаимно несовместимые эле­менты.

Например, сигнал светофора, регу­лирующий дорожное движение, не может быть одновременно и красным и зеленым для одного направления движения.

В этом первом смысле имеется в виду, что челове­ческий язык членоразделен, потому что его можно разложить на слова, каждое из ко­торых имеет свое значение.

Но в этом аспекте человеческий язык не отли­чается радикально от языков животных.

Здесь язык определяется лишь как систе­ма различных знаков, связанных с различ­ными означаемыми (или связан с идеями).

 

Но человеческий язык членится и в дру­гом смысле, более четко определенном.

Кроме своего разложения на значимые еди­ницы он членится и на незначимые единицы (слоги и элементы слогов, гласные и со­гласные, то, что в лингвистике называют фонемами).

Фонема – минимальная единица звукового строя зыка.

Похоже, что этот второй вид членения не наблюдается в языках жи­вотных, которые делятся лишь на значи­мые единицы.

Второй вид составляет способ членения, характерный для языка человека. Поэтому нельзя называть языком любую систему знаков.

Простая система знаков может быть отнесена к се­миотике, или науке о знаках, семиотика (от греческого semeion – знак, признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры - системы мифа, ритуала. Тогда как лингвистика занимается "языком" в соб­ственном смысле слова, то есть системой знаков, включающей двойное членение на значимые элементы и незначимые.

 

Язык – это система коммуникации.

Язык – совокупность сигналов вызывающих акты поведения.

 

Информацией как раз и называется лю­бая коммуникация, которая, существуя в общественном разделении видов деятель­ности, имеет функцию вызывать (или по крайней мере пытаться вызывать) в качест­ве ответа определенное поведение, порож­дая у слушателя хотя бы зачаток этого поведения – эмоцию.

В этом смысле ком­муникацией является мольба о помощи, или приказ, указание и вообще любой сиг­нал, разрешающий или вызывающий дей­ствие.

Она может принимать неязыковые формы системы сигналов (звуковых, визу­альных, обонятельных и т. д.). Но она так­же может принимать языковую форму. И причем достаточно сложную языковую форму: двойное, тройное членение.

Например: Опасность далеко, опасность близко, возможна опасность.

Существительное, прилагательное, глагол, причастные и деепричастные обороты и т.д.

Интонация, выражение, с которым произносится знак.

Многочисленное членение языка. Этого членения нет у животных.

Присутствует индивидуальное выражение говорящего.

 

Поэтому язык представляется как сигнальная система (у животного и у человека) и обладает также не лингвистическими элементами (чего нет у животных): ораторской жестикуляции, интонации, рит­му, мелодии и т.д.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 246 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.