Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Наименование и становление либертарной теории и её развитие.




Волочкова Марина Евгеньевна

 

«Допустить к защите»

«______» __________ 2016 г.

Дата представления работы: «______» __________ 2016 г.

Дата защиты: «______» __________ 2016 г.

Оценка: _________________

 

Москва, 2016 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

 

1. Наименование и становление либертарной теории и её развитие…...5

 

2. Либертарно-юридическая теория В.С. Нерсесянца…………………...11

 

3. Недостатки либертарной теории ………………………..…………….20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….24

 

Список использованных источников …………………………………….26

 

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы выбора и обоснования типа правопонимания, относятся к наиболее дискуссионным и принципиальным в теории права. Практически всю историю развития юриспруденции можно охарактеризовать как историю противоборства различных подходов к пониманию сущности права как особенного явления социальной жизни.

В России особую остроту таким дебатам обычно придавало обстоятельство - приверженность к определенному типу правопонимания связано не только с теоретико-методологическим предпочтением автора, но чаще с его идеологической и политической направленностью. За научными спорами о понятии права стояли более общие мировоззренческие разногласия между официальной идеологией, выраженной в одобренной государством правовой доктрине, и противоборствующими с ней направлениями общественно- политической мысли.

В отечественной теории права в настоящее время актуальна задача разработки концепции правопонимания, которая могла бы дать теоретически обоснованные и проверяемые признаки правового начала, описывающие границы конституционно-правового пространства для законодателя и правоприменителя. В качестве одной из наиболее спорных концепций права на сегодняшний день рассматривается либертарная концепция права, анализ которой и будет произведен в данной работе.

Либертарно-юридическая теория права и государства (равнозначно: либертарная теория права и государства; либертарная теория права) - это концепция понимания права и государства, разработанная в 70-90-х гг. ХХ века академиком РАН Владиком Сумбатовичем Нерсесянцем, представляющая собой самостоятельное направление в российской философии права. Либертарная концепция конкурирует с другими типами понимания права в России, как то: позитивистской теорией права во всех её вариантах, естественно-правовым направлением и другими.

Цель данной курсовой работы:

1. исследовать основные типы правопонимания по В.С. Нерсесянцу;

2. выявление и анализ особенностей либертарно-юридической концепции в контексте современности;

3. обосновать ряд теоретических выводов по исследованию вопросов совершенствования концепции правопонимания для законодателя и правоприменителя.

Споры о понятии права никогда не были схоластическими, оторванными от реальной социальной жизни. Правовая доктрина, основанная на том или ином понятии права, была основным источником действующего права в течение очень длительного периода истории.

Теоретической основой анализа являются труды в области теории права В.С.Нерсесянца, его последователей - В. А. Четвернин, В. В. Лапаева, Н. В. Варламова и др.

Методологическую же основу составляют общенаучные методы исследования: диалектический, логический, системный, и частнонаучные методы исследования: статистический, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, технико-юридического анализа.

 

 

Наименование и становление либертарной теории и её развитие.

Споры о понятии права никогда не были схоластическими, оторванными от реальной социальной жизни. Правовая доктрина, основанная на том или ином понятии права, была основным источником действующего права в течение очень длительного периода истории. В настоящее время доктрина, разрабатывающая методы толкования законов и формулирующая правовые понятия, помогающая восполнять правовые пробелы на основе общих принципов права, составляет, по мнению такого авторитетного специалиста как Р. Давид, «очень важный и весьма жизненный источник права»[1]. Тип правопонимания как специфический вид научной парадигмы представляет собой теоретико-методологический подход к формированию образа права, осуществляемый в рамках определенной методологии анализа с позиций того или иного теоретического видения проблемы[2].

Типология правопонимания, как и всякая классификация, зависит прежде всего от того, что положено в её основу. Принципиальное значение при этом имеет выбор базового критерия. По мнению В.С. Нерсесянца, таким критерием является тип взаимоотношения между правом и государством, определяющий расстановку приоритетов в системе «право – государство». При этом он исходит из особенностей юриспруденции как науки, имеющей дуалистический объект исследования; в качестве такого объекта выступают одновременно и право, и государство. Эта двойственность объекта исследований юридической науки должна быть снята при определении ее предмета, в основу которого необходимо заложить единое понятие, совмещающее в себе и право, и государство как составные моменты единого целого[3].

При этом, философский тип правопонимания, ориентированный на выявление сущности права в качестве критерия для оценки правового качества закона и правовой природы естественных прав, выгодно отличается и от позитивистского, и от естественно-правового подходов к праву. И, по-видимому, не случайно наиболее последовательная версия философского типа правопонимания - либертарная концепция права - сложилась именно в России, где потребность в критической оценке законодательной и правоприменительной практики со стороны общества всегда стояла особенно остро. Данный тип правопонимания, в основе которого лежит различение права и закона и трактовка права как всеобщей формы и равной меры свободы индивидов[4], начал формироваться в российской теории права с середины 70-х гг. в острой полемике с позитивистским подходом к праву советского образца.

Либертарная теория права В. С. Нерсесянца получила название от латинского слова libertas (свобода): «потому, что право, согласно данной трактовке, включает в себя (онтологически, гносеологически и аксиологически) свободу (свободу индивидов); слово же «юридический» (от лат. ius - право) в названии концепции означает «правовой» (а не «юриспруденческий», т.е. не относящийся лишь к специальной сфере юридической науки) и использовано для обозначения отличия данного типа правопонимания, с одной стороны, от юснатурализма (от лат. ius naturale - естественное право), с другой - от легизма (от лат. lex - закон) как обобщенного наименования всех позитивистских учений о праве»[5].

Данная теория стала одной из первых правовых концепций, в рамках которой предпринята попытка кардинального пересмотра господствовавших в СССР марксистско-ленинских представлений о праве и государстве.

 

В 60-х гг. ХХ в. В. С. Нерсесянц активно изучает философию права Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (младогегельянство и неогегельянство), а также критику К. Марксом взглядов Гегеля на государство и право. В 1973 г. В. С. Нерсесянц впервые публикует статью о необходимости различения права и закона для преодоления формально-догматического позитивистского подхода к праву, обосновывая правомерность такого различения цитатами из трудов К. Маркса и Ф. Энгельса. Нерсесянц В.С. пишет: «Не только в своих ранних работах младогегельянского периода, но и в последующих произведениях К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из различения права и закона… С переходом на материалистические позиции К. Маркс и Ф. Энгельс, используя различение права (правовых отношений) и закона (законодательства, государственных нормативных установлений и предписаний), подвергли основательной критике идеи «юридического мировоззрения», идеалистические взгляды (широко распространенные и в наше время) по вопросу о характере, роли и назначении законодательства, его истоках и целях» [6]

В. С. Нерсесянц, защитив докторскую диссертацию, начинает активно разрабатывать проблему различения права и закона и в 1977 г. предлагает главному советскому юридическому журналу «Советское государство и право» статью «Право и закон: их различение и соотношение». Статья получает отрицательные рецензии и не допускается к печати.[7]

В конце 1970 - начале 1980-х гг. ученый отстаивал идеи различения права и закона, особых свойств всеобщей правовой формы, некоторые другие идеи в контексте развития марксистской теории права. Ранее широко неизвестные идеи В. С. Нерсесянца получают известность в советской юридической науке после его выступления на круглом столе «О понимании советского права», который проводился журналом «Советское государство и право» в 1979 г. и в двух номерах за тот же год которого были опубликованы выступления всех участников. В своем выступлении В. С. Нерсесянц подверг резкой критике господствовавший в марксистско-ленинской науке подход к пониманию права («узконормативный», введенный А. Я. Вышинским в 1938 г.), выразил сомнения в теоретической состоятельности (но не ценности) «широкого подхода» к праву, охарактеризовав различия между этими типами понимания права, как «непринципиальные». По сравнению с неопубликованной статьей 1977 г. В. С. Нерсесянц пошёл дальше простого различения права и закона, но указал на необходимость рассматривать категорию «право» через категорию свободы. Эта точка зрения на право существенно отличалась от принятой в советской науке с 1938 г. и резко контрастировала с большинством высказанных мнений о праве на круглом столе[8].

«Понятие «свобода» диаметрально противоположно понятиям «произвол», «своеволие», «насилие»… В условиях государственно-организованного общества свобода возможна и действительна лишь как право, имеющее законную силу…

…В условиях взаимосоответствия свободы, права и закона законной силой обладает лишь норма, представляющая собой меру свободы. Ценность права как раз и состоит в том, что право обозначает сферу, границы и структуру свободы, выступает как форма, норма и мера свободы, получившая благодаря законодательному признанию официальную государственную защиту» [9].

В итоге, уже в 1979 г. В. С. Нерсесянц со своей концепцией публично и отчетливо дистанцируются от главной линии советской теории государства и права, которая за редкими исключениями (Л. С. Мамут, В. Д. Зорькин) рассматривала право с точки зрения принятых государством норм (законодательство в широком смысле). В 1983 г. В. С. Нерсесянц публикует одну из своих фундаментальных книг - «Право и закон. Из истории правовых учений», в которой впервые на монографическом уровне он формулирует свой подход к различению права и закона и определению понятия права через категории «свобода», «равная мера», «справедливость».

В конце 80-х, в 90-е и последующие годы подход В. С. Нерсесянца к пониманию права в своей основе не претерпел существенных изменений. В качестве самостоятельной, оппозиционной марксизму теория В.С. Нерсесянца была сформулирована в 1990-е гг. в работах «Наш путь к праву», «Право – математика свободы», «Философия права» и др.

В. С. Нерсесянц публикует обстоятельные работы, в которых системно и комплексно излагает основы своего учения о праве и государстве: «Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации» (1990 г. материалы круглого стола), «Наш путь к праву: от социализма к цивилизму» (1992 г.) «Право - математика свободы» (1996 г.), «Юриспруденция: Введение в курс общей теории права и государства» (1998 г.), «Философия права» (1998 г.), «Общая теория права и государства» (2000). В этих работах классические рассуждения В. С. Нерсесянца о различении права и закона, о понятии права как формально равной свободе были систематизированы и были дополнены теоретическими положениями о государстве, о правовом государстве, правах человека.

Почти все работы В. С. Нерсесянца, начиная с конца 80-х годов ХХ в. содержат разработку оригинальной идеи об общественном строе после социализма - цивилизме и присущей ему особой форме собственности - гражданской (или цивилитарной). В 2006 г. уже после смерти В. С. Нерсесянца выходит второе, серьёзно дополненное издание его фундаментальной книги «Философия права». При жизни академика В. С. Нерсесянца сформировался основной круг сторонников либертарной теории - российские ученые Н. В. Варламова, В. В. Лапаева, В. А. Четвернин и старший брат академика В. С. Нерсесян. Под руководством В. А. Четвернина защищено несколько диссертационных работ на соискание степени кандидата юридических наук, концептуальной основой которых стала либертарная теория.

Либертарно-юридическая теория, разработанная В. С. Нерсесянцем, основана на рассмотрении государственно-организованных норм в качестве единственной формы объективного существования права. Она представляет еще один вариант интегрального правопонимания, включая идеи позитивистского и естественно-правового подхода к праву. Следует отметить, что в современном правоведении данная теория в той или иной части признается и используется для обоснования собственных правовых концепций достаточно широким кругом теоретиков. Это связано с тем, что В.С. Нерсесянц положил в ее основу выработанный им формальный (объективный) критерий правового, решив таким образом проблему субъективизма естественно-правового подхода и поиска оценочных признаков правового содержания законов и отношений.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1352 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2483 - | 2177 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.