Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 онфуцианство (Confucianism)




ќсновоположником конфуцианства был  онфуций ( ун ÷зы Ч Ђучитель  унї).

Ѕиографические сведени€. ѕримерное врем€ жизни Ч ок. 551 Ч 479 гг. до н.э. ќн родилс€ в небольшом царстве Ћу (на территории ны≠нешней провинции Ўаньдун), где прожил большую часть жизни.  он≠фуций был родом из аристократической, но обедневшей семьи. ¬ 15 лет он начал учитьс€, получил хорошее образование и создал свою школу, в которой обучал учеников (по преданию их было несколько тыс€ч). ¬ возрасте около 50 лет  онфуций получил высокий чиновничий ранг, но из-за политических интриг вскоре вынужден был подать в отставку, после чего несколько лет провел в странстви€х по различным государ≠ствам, наде€сь осуществить свой политический и социальный идеал на практике. Ќо сделать это ему нигде не удалось, и он вернулс€ домой, где продолжил преподавание.

ѕоследние годы жизни  онфуций посв€тил дальнейшей разработке своего учени€, а также редактированию и комментированию древней≠ших текстов, лежащих в основании китайской культуры.

ќсновные труды. √лавным объектом изучени€ в школе  онфу≠ци€ были Ђшесть каноновї, т.е. шесть древних книг, которые составл€≠ли основу обучени€ знати, а позднее вошли в канон конфуцианской ли≠тературы:

1) Ђ» цзинї (Ђ нига переменї Ч гадательна€ книга);

2) ЂЎи цзинї (Ђ нига песенї);

3) ЂЎу цзинї (Ђ нига документовї);

4) ЂЋи цзиї (Ђ«аписи о ритуалеї);

5) Ђёэ цзинї (Ђ нига музыкиї Ч не сохранилась как самосто€≠тельное произведение);

6) Ђ„унь-цуї (Ђјнналы ¬есен и ќсенейї Ч хроника царства Ћу, на≠чинающа€с€ с 722 г. до н.э. и заканчивающа€с€ 479 г. до н.э., т.е. годом смерти  онфуци€).

—уществуют различные версии об отношении  онфуци€ к этим книгам. —огласно первой, он €вл€етс€ автором всех Ђшести каноновї, согласно другой, он был редактором и комментатором первых п€ти книг, а автором только Ђ„унь-цуї. ¬озможно, что  онфуций не был ав≠тором даже Ђ„унь-цуї.

ќсновным источником сведений об учении  онфуци€ €вл€етс€ книга ЂЋунь ёйї (ЂЅеседы и суждени€ї), составленна€ учениками за≠пись бесед  онфуци€ с ними.

¬ эпоху —редневековь€ сформировалось Ђ“ринадцатикнижиеї Ч канон конфуцианской литературы, включающее все вышеназванные книги.

‘илософские воззрени€. ‘илософствование как комментиро≠вание.  онфуций считал своим главным долгом поведать ученикам о культурном наследии прошлого, поэтому он говорил о себе: Ђя пере≠даю, а не создаюї (ЂЋунь ёйї). Ќо, передава€ традиционные учени€ и идеи, он часто по-своему интерпретировал их в соответствии с соб≠ственными воззрени€ми и нравственными установками. ћанера со≠здани€ новой интерпретации при передаче и комментировании старых учений была унаследована конфуцианцами и стала дл€ них традицион≠ной: основной корпус конфуцианских сочинений представл€ет собой комментарии к более древним текстам.

»справление имен. ¬ культуре древнего  ита€ (как и других древ≠них цивилизаций) широкое распространение получила Ђприродна€ теори€ €зыкаї, согласно которой имена соответствуют идеальной сущ≠ности тех вещей и €влений, которые эти имена обозначают. Ќо со вре≠менем это соответствие начинает нарушатьс€ (например, в силу того, что имена используют невежественные люди). Ёта Ђпорчаї имен при≠водит к ухудшению дел в мире. ѕримерно такой точки зрени€ придер≠живалс€ и  онфуций;

ќн считал, что дл€ восстановлени€ пор€дка в мире (как в обществе, так и в природе) прежде всего необходимо исправление имен, т.е. из≠менение вещей в соответствии с их названи€ми. ќдин кн€зь спросил  онфуци€, в чем принцип должного правлени€. Ќа это  онфу≠ций ответил: Ђѕусть правитель будет правителем, министр Ч мини≠стром, отец Ч отцом, сын Ч сыномї (ЂЋунь ёйї). Ёто значит, что тот человек, который €вл€етс€ правителем, должен действовать в соответ≠ствии с ƒао правител€, министр Ч с ƒао министра и т.д. ≈сли же чело≠век поступает иначе, то хот€ он и занимает пост правител€ или мини≠стра и называетс€ таковым, но по сути дела правителем или мини≠стром он не €вл€етс€.

Ётико-философское учение.  онфуци€ мало интересовали натур≠философские проблемы типа происхождени€ и устройства мира (как земного, так и небесного).  онфуцианство представл€ет собой прежде всего этико-философское учение. ÷ентральное место в нем занимает разработанна€  онфуцием концепци€ Ђблагородного мужаї (табл. 3), который противопоставл€етс€ Ђнизкому человекуї (табл. 4 ). Ѕлаго≠родным мужем делает человека не происхождение и не богатство, а воспитание и культура, высокие нравственные качества. ќн обладает следующими основными качествами.

“аблица 3. ќсновные качества Ђблагородного мужаї

∆энь (гуманность) совокупность этических и нравственных норм взаимоотношений между людьми: Ђ„его не желаешь себе, того не делай люд€мї, Ђтот, кто искренне стремитс€ к человеколюбию, не совершит злаї (ЂЋунь ёйї).
—€о (сыновь€ почтительность) совокупность норм поведени€ между Ђмладшими и старшимиї: Ђѕочтительность к родител€м и ува≠жительность к старшим брать€мї (ЂЋунь ёйї); при этом государство трактуетс€ как Ђбольша€ семь€ї, где император Ч это Ђотецї, а чиновники Ч Ђстаршие брать€ї. Ђ—лужи своему отцу так, как бы требовал от сына служить себе. —лужи своему правителю так, как бы требовал от подчиненного служить тебеї (ЂЋи цзиї).
Ћи (этикет) нормы общежити€, €вл€ющиес€ конкретным воплощением жэнь, методом его осуществлени€ во всех сферах жизни (от семьи до государства): ЂЌе знать этикет (ли) Ч значит не иметь воз≠можности укрепитьс€ (в должном поведении)ї (ЂЋунь ёйї).
» (долг, справедливость) совокупность Ђдолжногої, которое человек об€зан выполн€ть; смысл жизни состоит в выполнении долга, даже когда это противоречит собственным интересам и выгоде или €вл€етс€ Ђдействием без целиї; ценность должного де€ни€ состоит в самом действии, а не результате; основой долга €вл€етс€ жэнь
ћин (знание судьбы, или ¬оли Ќебес) в мире действуют силы, над которыми мы не властны; поэтому лучше всего поступать, как должно, не забот€сь о том, ждет ли нас успех или неудача; поступать так и значит Ђзнать минї. Ђ“от, кто не знает мин, не может быть благо≠родным человекомї (ЂЋунь ёйї).

“аблица 4. ЂЅлагородный мужї и Ђнизкий человекї

 

Ѕлагородный муж Ќизкий человек
—ледует долгу и закону ƒумает лишь о своей выгоде
“ребователен к себе “ребователен к другим
ќ нем нельз€ судить по мелочам ќ нем можно судить по мелочам
ћожно доверить великие дела Ќельз€ доверить великие дела
∆ивет в согласии с другими людьми, но не следует за ними —ледует за другими людьми, но не живет в согласии с ними
≈му легко услужить, но трудно доставить радость, так как он радуетс€ лишь должному ≈му трудно услужить, но легко дос≠тавить дешевую радость
√отов идти на смерть ради других людей, блага народа и государства  ончает жизнь самоубийством в канаве
Ѕоитс€: велений Ќеба великих людей слов мудрецов Ќе знает велений Ќеба и не боитс€ его. ѕрезирает великих людей. Ќе обращает внимани€ на слова мудрых

—удьба учени€. ѕосле смерти  онфуци€ его ученики и последова≠тели создали восемь различных школ, по-разному интерпретирующих его учение. ¬ажнейшими €вл€ютс€ две: школа ћэн-цзы и школа —юнь-цзы.

”же во II в. до н.э.  онфуций был обожествлен, и конфуцианство приобрело черты религии. Ќо и те, кто не считал его богом, почитали его как первого ”чител€, данного люд€м.


 

  человеку.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 467 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1459 - | 1378 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.