Практическое занятие по древнерусской литературе
(На материале "Жития Феодосия Печерского")
Задание I:
Проанализируйте (отвечая на конкретные вопросы, приводимые ниже, и делая там, где предлагается, выписки из текста), в какой мере Нестор в Житии Феодосия удовлетворил все требования агиографического стиля изображения святого и выдержал традиционную сюжетную схему житийного повествования.
Вопросы:
1.В какой мере общая композиция Жития Феодосия соотносится с требованиями житийного канона? Каково содержание введения к житию и насколько оно традиционно? Как сам Нестор формулирует во введении цель своего произведения? Что превращает это введение из простого набора традиционных формул в своеобразную авторскую исповедь,не лишенную искренности и лирической теплоты?
2. Что в поведении Феодосия ребенка и отрока выделяет его из ряда его сверстников? Какие его поступки и принципы поведения вызывают огорчение у его матери как нарушающие общепринятые правила и позорящие (с ее точки зрения) их семью?
3. Как в изображении матери Феодосия проявилась ориентация Нестора на агиографический канон? Сделайте подтверждающие выписки из текста.
4. Что послужило для Феодосия, по сюжету жития, непосредственным толчком, как бы "последней каплей",определившей его решение постричься в монахи?
5. Как рисуется в Житии второй – монастырский- этап испытаний Феодосия, в ходе которых он превратился в настоящего подвижника?
6.Когда и при каких обстоятельствах Феодосий единственный раз делает уступку материнской любви? Выпишите слова Феодосия,свидетельствующие об этом.Почему эти слова звучат неожиданно в устах монаха-подвижника?
7. Какими художественными средствами создается агиографическая характеристика Феодосия после его пострижения в монастыре?
-выпишите эпитеты, использованные Нестором в этой части жития, которые подчеркивают христианские добродетели Феодосия-инока; какие из них относятся к "празднично-торжественным", выполняющим задачу прославления?
- Какие эпизоды свидетельствуют об обретении Феодосием дара чудотворения?
- Какие эпизоды и сюжетные мотивы в рассказе о монастырской жизни Феодосия подчеркивают в нем такие христианские качества, как смирение, презрение к физическим удобствам, аскетизм, нищелюбие, сострадание даже к злодеям, чувствительность (агиографические слезы радости)?
- Как в этой части жития реализован этикетный момент борьбы святого с "нечистыми духами"? В чем проявилась близость некоторых из этих эпизодов к народному, фольклорному восприятию "нечистой силы"? Какова основная сюжетная функция этих эпизодов?
Как в образе Феодосия проявились черты идеального подвижника в повествовании о его взаимоотношениях с иноками Киево-Печерского монастыря?
8) Соответствует ли канону финал жития, описывающий смерть Феодосия? Какие сюжетные мотивы использованы в этом эпизоде?
Задание 2:
Проанализируйте (опираясь на предложенные вопросы и привлекая указанную научную литературу), в чем состоит художественное своеобразие написанного Нестором жития.
Вопросы:
1. Что необычного - с точки зрения агиографического канона - в образе матери Феодосия? Какова сюжетная функция этого образа в художественной структуре Жития? Какие ее черты вступают в противоречие с житийным образом ее, намеченным в начале повествования? Какие проявления ее "индивидуального характера" идут вразрез с требованиями, предъявляемыми к агиографу, изображающему в р а г а святого? В чем жизненность этого женского образа? Как земное, материальное начало в образе матери Феодосия выразительно подчеркнуто Нестором в ее портрете? (Сделайте соответствующую выписку из текста).
2. Как в Житии наряду с образом Феодосия - проповедника отречения от мира, создается другой его образ - деятельного, энергичного организатора большого монастырского хозяйства, какие сюжетные мотивы об этом свидетельствуют?
3. Почему слова, сказанные Феодосием матери во время их встречи в Антониевом монастыре допускают двоякое объяснение причин ее последующего пострижения в монахини:чисто человеческими,материнскими интересами и сугубо духовными мотивами приближения к Богу?
4. Как в Житии отразилась историческая действительность? Какие исторические действующие лица (помимо иноков Киево-Печерского монастыря) включены в повествование, какие подлинные политические ситуации нашли отражение в сюжете? Что нового и необычного вносит в агиографический образ Феодосия рассказ о его вмешательстве в междукняжескую распрю? Какие отнюдь не агиографические качества проявляет в Феодосии этот эпизод?
5. Чем отличается по своей повествовательной структуре первая часть Жития, рассказывающая о детстве Феодосия, от второй, рисующей его жизнь в монастыре?
6. Какие идейно-художественные задачи помогло решить Нестору новеллистическое построение второй части жития?
Библиография
Издания текста:
1. Житие Феодосия Печерского / Подг. текста и перевод О.В.Творогова // Памятники литературы Древней Руси..XI-начало XII в. М.,1976.C.305-392.
2. Житие Феодосия Печерского / Подг. текста и перевод О.В.Творогова // Библиотека литературы Древней Руси. Спб., 1997. Т.1. XI-XI Iвв. С.352-433.
2. Житие Феодосия / Подг. текста и перевод О.В.Творогова // "Изборник" (Сборник произведений литературы Древней Руси). М.,1969. (Б-ка всемирной лит.).С. 92-145.
3. Житие Феодосия Печерского / Подг. текста и перевод В.В. Кускова // Древнерусские предания.(XI-XVI вв.). М.,1982 (Сокровища древнерус. лит.). С.25-48; 49-72 (перевод);
4.. Житие Феодосия Печерского / Подг. текста и перевод О.В.Творогова // Повести Древней Руси XI-XII вв. Л.,1983 (Б-ка "Страницы истории Отечества"). С.230-278; 279-325(перевод).
5. Житие преподобного Феодосия Печерского / перевод О.В.Творогова // Жизнеописания достопамятных людей земли русской (X-XX вв.) М.,1992. (Клуб любителей истории отечества). C.35-40. (Текст перевода жития по изданию в Памятниках литературы Древней Руси)
Учебно-методическая литература:
Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы Изд.2-е. Л.,1987.,c.26-33.
Научная литература:
Основные исследования:
Адрианова-Перетц В.П. Задачи изучения "агиографического стиля" Древней руси //ТОДРЛ. М.;Л.,1964. Т.20. Актуальные задачи изучения русской литературы ХI-XVII вв. С.41-51;
Еремин И.П. К характеристике Нестора как писателя // Еремин И.П. Литература Древней Руси (Этюды и характеристики). М.;Л.,1966. С.28-41.
Дополнительная литература:
Топоров В.Н. Труженичество во Христе (творческое собирание души и духовное трезвление). Преподобный Феодосий печерский и его “Житие” // Топоров В.Н Святость и святые в русской духовной культуре. М.,1995. Т. 1. Первый век христианства на Руси. С.603-743 (рекомендуемые разделы: Специфика Жития Феодосия-с. 614-638; Мать, Антоний - с.669-680)
Склярук В.И. К биографии Феодосия Печерского //ТОДРЛ. Л.,1988. Т.41. С.317-323.
Приложения
Т.Ф.Волкова