Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕедагогика как наука. ќбъект и предмет педагогики.




ѕедаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική Ч искусство воспитани€; от παῖς Ц ребЄнок → παιδος Ц подросток + ἄγω Ц веду) Ч наука о воспитании и обучении человека[1],прежде всего в детско-юношеском возрасте.

ѕредмет педагогики Ч целостный педагогический процесс направленного развити€ и формировани€ личности в услови€х еЄ воспитани€, обучени€ и образовани€. ќбъект педагогики Ч воспитание как сознательно и целенаправленно осуществл€емый процесс. ќбъек≠том педагогики выступают те €влени€ действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целена≠правленной де€тельности общества. Ёти €влени€ получили назва≠ние образовани€. ќно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

 

2. ќсновные этапы развити€ педагогики.
Ётапы развити€ педагогической науки

ѕервобытно - общинный строй. Ќа заре цивилизации в первобытно-общинном строе цель воспитани€ состо€ла в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков. ѕоскольку было развито животноводство и земледелие, то, соответственно, детей учили ухаживать за животными и выращивать растени€. ƒевочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. ¬месте с отцами сыновь€ учились охоте и рыбной ловле, учились боротьс€. ќбраз жизни первобытного человека был тесно св€зан с природой, поэтому существовало много обр€дов, традиций, €зыческих праздников, в которые посв€щали и детей. ƒети должны были знать историю рода, обычаи и т. д. »х же учили участвовать в праздниках, играх, обр€дах, а также они изучали устное народное творчество: сказки, песни, предани€ и др. ¬оспитание в этот период было тесно св€зано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки.

јнтична€ √реци€ (—парта и јфины). ¬следствие того что —парта Ц это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами. ¬ —парте готовили воинов, поэтому занимались воспитанием мальчиков в специализированных учреждени€х. ћальчики в 7 лет забирались из семьи, подготовка состо€ла из военно-физической тренировки: необходимо было научитьс€ быстро бегать, прыгать, боротьс€, метать диск и копье, быть неприхотливыми в еде, не бо€тьс€ темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства. —амое главное, чему учили мальчиков, Ц беспрекословно подчин€тьс€ старшим, уметь четко и кратко отвечать на вопросы. — 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, а затем зачисл€лись в войско. ќсновна€ направленность воспитани€ в —парте Ц презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений.

ƒевочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. ќбразование ограничивалось обучением письму и счету. “ак же как и мужчины, девушки участвовали в спортивных сост€зани€х и празднествах. ¬ то врем€, когда мужчины-воины участвовали в военных действи€х и отсутствовали дома, женщинам-хоз€йкам приходилось самим охран€ть свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении.

јфины. ¬ отличие от —парты, целью воспитани€ в јфинах становитс€ умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считалс€ идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. ƒо 7 лет все дети воспитывались в семье. ќгромное внимание удел€лось физическому развитию детей. „тобы дети развивались умственно, им читали сказки, литературные произведени€, играли с ними, слушали музыку. ƒети с малых лет участвовали в торжествах, праздниках, спортивных сост€зани€х, учились играть на музыкальных инструментах. ќдним словом, развитие детей отличалось эмоциональной направленностью, а воспитание носило эстетический характер. —начала в школе грамматиста дети обучались чтению, письму и счету, затем в школе кифариста учились литературе и здесь специально получали эстетическое воспитание Ц учились петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. —ледующий этап обучени€ Ц палестра, где подростки овладевали п€тиборьем (бег, борьба, метание копь€ и диска, плавание), занимались спортом, а также беседовали на нравственные и политические темы с наиболее уважаемыми гражданами. ƒл€ богатых рабовладельцев јфин существовали гимназии Ц школы, где изучались такие науки, как философи€, литература, управление государством. — 18 лет в течение двух лет юноши, так же как и в —парте, проходили военно-физическую подготовку.

“аким образом, процесс поэтапного и разностороннего обучени€, воспитани€ и образовани€ был возможен и доступен только дет€м состо€тельного сослови€. ƒл€ остального бедного населени€ Ц народа Ц образование заканчивалось в палестре, рабы вообще не имели права учитьс€, а образование девушек было ограничено семейным кругом.

ƒревний –им и –имска€ импери€. ¬ древнем –име существовала практика семейного образовани€, когда все обучение велось в стенах дома. Ќо, так же как и в јфинах, характер образовани€ зависел от материального достатка и социального положени€ семьи.

”чител€ на дому занимались с детьми богатых и знатных родителей литературой. ¬оспитание мальчиков и девочек проводилось совместно до достижени€ ими возраста 4Ц5 лет, затем их раздел€ли. ¬оспитанием девочек занимались матери, кормильцы, н€ни. √лавное их зан€тие Ц рукоделие, музыка, танцы. “ак продолжалось до замужества. ѕрослеживаетс€ очень характерное светское воспитание мальчиков воспитывали отцы, воспитатели. »х учили владеть оружием и приучали к мужским зан€ти€м.

ƒети небогатых граждан могли получить образование в платных и частных школах. ¬озникают грамматические школы, где обучались сыновь€ богатых родителей. ќсновным дисциплинами, которые преподавали в таких школах, были: риторика, греческий €зык, литература, истори€.

“аким образом, благодар€ по€влению общественных структур, можно было проводить образовательные зан€ти€. “ак постепенно образование и воспитание в –име выход€т из круга семьи и станов€тс€ общественным €влением.

÷елью воспитани€ становитс€ умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека.

—редневековье (’IVЧ’VIII вв.). ярко выраженный религиозный характер носило воспитание в период —редневековь€, образование во многом потер€ло прогрессивную направленность. ѕоэтому целью воспитани€ €вл€лось воспитание смиренного, терпеливого, покорного человека.

ƒуховенство очень негативно и агрессивно относилось к античной культуре, школе, искусству, наукам. ќсновна€ иде€ религиозного католичества в то врем€ Ц это воспитание Ђв страхе божьемї. “ак как ребенок рождаетс€ во грехе и имеет отношение к Ђпервородному грехуї, то грех следует побеждать только смирением. ћонахи и св€щенники, которым довер€лось воспитание детей, обучали в духе христианской религии, учили читать и писать на латинском €зыке. ƒети зазубривали молитвы, подвергались т€желым физическим наказани€м и все врем€ помнили о т€жести греха и божьей каре за неповиновение.

Ѕолее светское воспитание получали дети феодалов и рыцарей. —емь рыцарских добродетелей общеизвестны: ездить верхом, фехтовать, плавать, владеть мечом, копьем и щитом, охотитьс€, играть в шахматы, слагать и петь стихи дл€ дамы своего сердца. ƒочери феодалов воспитывались в монастыр€х и обучались рукоделию, чтению, письму. — развитием ремесел, ростом городов стала возрождатьс€ светска€ культура и образование. ¬ городах ремесленники открывали дл€ своих детей цеховые школы, а купцы Ц гильдейские школы, где обучение велось на родном €зыке, обучали детей письму, счету, чтению, а религи€ вытесн€лась на второстепенный план и переставала быть основой обучени€. “акие городские начальные школы подрывали монополию церкви в области обучени€.

¬озрождение (’IVЧ’VI вв.) ¬ эпоху ¬озрождени€ многие сторонники гуманистического движени€ в науке стремились критиковать распространенную в —редневековье строгую и ограниченную палочную дисциплину. √уманисты проповедовали бережное и внимательное отношение к ребенку, предлагали уважать ребенка и видеть в нем личность. Ѕольшое внимание удел€лось физическому и умственному воспитанию детей, при котором, как считали педагоги-гуманисты, происходит развитие творческой активности, самосто€тельности, эмоциональной свободы, самоде€тельности. ¬ конечном итоге, подобное воспитание способствовало развитию и про€влению светских знаний. ¬о врем€ эпохи ¬озрождени€ выделилс€ р€д выдающихс€ мыслителей, педагогов-гуманистов, которые выступали под лозунгом античного изречени€: Ђя Ц человек, и ничто человеческое мне не чуждої. “руды ранних социалистов-утопистов “. ћора (1478Ц1535) и “.  ампанеллы(1568Ц1639) стали прекрасным про€влением возрождени€ человеческого духа. “омас ћор предложил идею обучени€ детей на родном €зыке, а также большое значение ћор придавал физическому воспитанию. “омазо  ампанелла считал, что Ђизучение наук следует сочетать с регул€рным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знани€ и возможность сознательного выбора будущей профессииї.

XVII в. яркие представители педагогической школы этого времени Ц чешский педагог я. ј.  оменский (1592Ц1670) и английский педагог ƒж. Ћокк(1632Ц1704). ќтличительные особенности развити€ педагогики в данный период состо€т в том, что педагогика выделилась в самосто€тельную науку, хот€ и осталась св€зана с философией, так как обе эти науки изучают бытие и развитие человека. ÷елью образовани€ становитс€ физическое и нравственное воспитание, формирование Ђдисциплины телаї и Ђдисциплины духаї. ян јмос  оменский Ц создатель научной педагогической системы, выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему. ќн €вилс€ основоположником классно-урочной системы обучени€ и разработал основные вопросы организации учебной работы. Ѕольшое вли€ние оказали его работы на педагогическую мысль и школьную практику всего мира. ƒжон Ћокк предложил систему воспитани€ светского молодого человека (Ђджентльменаї), умеющего в то же врем€ прибыльно вести свои дела.

ѕросвещение (XVIII в.). Ёпоха ѕросвещени€ пронизана иде€ми единени€ с природой, воспевани€ всего прекрасного и просвещенного. ¬ это врем€ основоположником теории естественного воспитани€ становитс€ французский просветитель ∆.-∆. –уссо (1712Ц1778), определ€ющий педагогику как Ђвоспитание, которое должно осуществл€тьс€ в соответствии с природой человека, не меша€ его естественному развитиюї. –уссо был убежден, что при обучении и воспитании детей важно учитывать их возрастные особенности. ќн считал необходимым наличие тесной св€зи обучени€ с жизнью и природой человека и природой как таковой. ». √. ѕесталоцци (1746Ц1827) Ц швейцарский педагог, который целью воспитани€ считал развитие способностей человека, посто€нное его совершенствование, формирование нравственного облика, т. е. саморазвитие природных сил, заложенных на генетическом уровне.

XIX в. ѕродолжа€ идею образовани€ эпохи ѕросвещени€, ‘. ј. ¬ильгельм (1790Ц1886) Ц немецкий педагог-демократ Ц призывал учитывать возрастные особенности ребенка в процессе обучени€. ƒистервег(1790Ц1866) и его сторонники проповедовали и провозглашали идею воспитани€ общечеловеческого масштаба, в человеке определ€ющим считалось определение, формирование и развитие его природных характерных качеств и способностей, полага€сь на естественные законы природы. “акже ƒистервег выступал против сословного и религиозного воспитани€. –одоначальниками революционно-демографических взгл€дов в русской педагогике были ¬. √. Ѕелинский (1811Ц1848),ј. ». √ерцен(1812Ц1870),Ќ. √. „ернышевский(1828Ц1889) и ¬. ј. ƒобролюбов(1836Ц1861). Ќа становление отечественной научной педагогики большое вли€ние оказали труды Ћ. Ќ. “олстого(1828Ц1910),Ќ. ». ѕирогова(1810Ц1881).  . ƒ. ”шинский (1824Ц1870) Ц великий русский педагог, сыграл очень важную роль в истории развити€ педагогики в –оссии. ”шинский выдел€ет одним из ведущих принципов педагогики принцип народности. ќн воспевал самобытность русской педагогической науки, котора€ впитала в себ€ многовековую практику воспитани€. Ѕлагодар€ этому принципу, на первое место в формировании человека выходит €зык своего народа, а это значит, что его надо знать в совершенстве, как и историю своей родины. ƒругим важным принципом педагогической системы  . ƒ. ”шинский считал принцип воспитани€ в труде. ѕо его мнению, основой счасть€ человека €вл€етс€ труд, трудолюбие. ѕри этом одинаково важным €вл€етс€ и физический, и умственный труд. ”шинский обращал особое внимание на сознательность, систематичность и прочность обучени€. Ѕольшую роль он придавал правильной организации урока, труда учител€ и учеников. ќн впервые в истории педагогики считал необходимым включать детей в разнообразные формы активной педагогической де€тельности, т. е. ставить детей в активную позицию.

XX в. ¬ этот период целью воспитани€ становитс€ развитие личности. ¬ыдающийс€ советский педагог и писатель ј. —. ћакаренко (1888Ц1936) разработал методику трудового воспитани€, определил основные принципы создани€ детского коллектива, выделил задачи педагогического руководства детским коллективом. ќн детально изучал вопросы формировани€ сознательной дисциплины и воспитани€ детей в семье. ¬ажным критерием был гуманизм. ћакаренко указывал, что очень важно, чтобы в отношении к дет€м было Ђчувство меры в любви и строгости, в ласке и суровостиї. — гуманизмом тесно св€зан оптимизм, умение видеть положительные стороны в каждом ученике, Ђпроектироватьї в человеке развитие самого лучшего. “ак как развитие человека можно рассматривать только в сочетании с обществом, основное место в своей педагогической системе ћакаренко определил проблеме воспитани€ в коллективе и через коллектив. »м были обоснованы законы жизни и де€тельности коллектива, этапы и пути его формировани€, определены задачи трудового воспитани€, дисциплины и методики. “аким образом, ћакаренко €вилс€ одним из первых советских педагогов, который занималс€ проблемой семейного воспитани€. —овершенно не случайно, что педагогика выдвигает большое количество крупных педагогов. Ёто €вилось общественно необходимым, так как интенсивное развитие производства, науки и культуры требовало повышени€ профессионализма, культуры и грамотности граждан. — древнейших времен существует передача опыта от старших поколений младшим. –азвитие человечества исторически привело к пониманию необходимости специально заниматьс€ обучением и воспитанием детей.  аждому поколению людей приходитс€ решать три важнейшие задачи:

1) изучить опыт предыдущих поколений;

2) обогатить и приумножить этот опыт;

3) передать его следующему поколению.

ѕрогресс в обществе и стал возможен, потому что следующее поколение перенимало опыт предков, обогащало этот опыт, который затем наследовали потомки. ѕеремены, новое врем€, третье тыс€челетие, событи€, происход€щие в нашей стране, в жизни российского общества, стали преобладать гуманистические и демократические идеи, рыночные отношени€, нормы жизни правового государства и гражданского общества. ¬се это по-новому ставит задачи перед педагогикой и воспитанием. ѕровозглашенные идеи не всегда воплощались в жизнь. ѕрактика показывает, что люди должны уметь жить в услови€х предоставленных свобод. ∆изнь при демократии возможна лишь при условии, что демократи€ будет существовать в нас, также как мораль, справедливость, право. ƒл€ педагогики данна€ задача €вл€етс€ серьезной проблемой. [3]

ѕедагогика востребована везде, где осуществл€етс€ образование, воспитание, обучение, развитие граждан (в специализированных педагогических учреждени€х и в процессе труда, досуга, семейной жизни) независимо от их возраста и социального положени€, где обнаруживаютс€ про€влени€ их результатов (положительные и негативные), а также вли€ние на эти процессы и результаты факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда). ¬езде, где это есть, педагогика в состо€нии прин€ть конструктивное участие в совершенствовании дела и улучшить его по вопросам своей компетенции. [4, 5]





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2211 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

434 - | 394 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.