Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќравственные ценности в образовании




”частникам дискуссий по поводу нравственных ориентиров современного образовани€ сложно прийти к согласию не только по причине философских или политических разногласий, но и из-за неопределенности в понимании нравственных ценностей и их места в образовательном процессе. ¬ этих дискусси€х нравственные ценности часто недостаточно четко отделены от других Ц политических, эстетических, правовых, религиозных и т. д. ¬ качестве моральных ориентиров образовани€ нередко предлагаютс€ ценности, принадлежащие несовместимым парадигмам. Ќаконец, не всегда проводитс€ различие между уровн€ми нравственных ценностей в образовании. Ќравственные ценности обладают р€дом специфических характеристик. ѕрежде всего они могут быть свободно избраны личностью в качестве ориентира дл€ де€тельности. ќриентаци€ на справедливость, гуманность, самоотверженность требует определенных усилий со стороны человека и предполагает возможность выбора между действи€ми в соответствии с этими ценност€ми или вопреки им. —оответственно, те ценности, которые нельз€ выбирать по желанию (например, одаренность), не €вл€ютс€ нравственными. „еловек несет полную ответственность за свой выбор. ≈сли его действи€ не соответствуют ценност€м (€вл€ютс€ несправедливыми, бесчеловечными и т. д.), за ними следуют соответствующие негативные санкции. ћоральные санкции отличаютс€ от правовых и бывают внешними (общественное неодобрение) либо внутренними (муки совести). “е ценности, за которые человек никакой ответственности не несет, нельз€ отнести к моральным. Ќравственна€ ценность может служить основанием моральной нормы, выраженной в виде императива (Ђпоступай такЕї, Ђделай такЕї) или в форме долженствовани€ (Ђты долженЕї). “ак, признание справедливости в качестве нравственной ценности обозначает одновременное прин€тие в качестве общеоб€зательной нормы императива Ђбудь справедливї. “аким образом, отличительными характеристиками нравственной ценности €вл€ютс€ свобода выбора, ответственность, наличие особых санкций и общеоб€зательность ѕроблема ценностей в образовании имеет два аспекта. ѕервый аспект касаетс€ исследовани€ ценностного фундамента (парадигмы), на котором основываетс€ образовательна€ де€тельность, второй Ц ценностной направленности образовательного процесса. ¬ основании любой системы образовательных практик лежит определенна€ ценностна€ парадигма, определ€юща€ выбор целей и средств образовани€. ¬ истории культуры можно выделить три базовых ценностных парадигмы, оказывавших вли€ние на образовательный процесс. “радиционна€ парадигма св€зана с нравственными ценност€ми, которые опираютс€ на религиозные, семейные, коллективные традиции. ¬ качестве основных ценностей здесь признаютс€ взаимопомощь, уважение к старшим, семейственность, самопожертвование, мужество, исполнительность, скромность, благочестие, целомудрие, любовь к ближним, патриотизм, честь и т. д. Ќа этих основани€х строилась система образовани€ в средневековых университетах, унаследовавших, в свою очередь, традиции античности. ћодернизационна€ парадигма ориентирована на материальный успех, индивидуализм и предприимчивость. ќсновными ценност€ми здесь €вл€ютс€ профессионализм, компетентность, бережливость, умеренность, честность, пор€дочность, откровенность, решительность, независимость, оптимизм, активна€ жизненна€ позици€. Ёта парадигма в образовании была подготовлена мыслител€ми на основе представлений о ведущей роли разума, опыта и науки в социальной жизни. ѕостсовременна€ парадигма находитс€ в стадии формировани€, и четко описать ее основные ценности не представл€етс€ возможным. ¬ отличие от предыдущих парадигм в ней нет четко выраженного центра, т. е. фундаментальных оснований, с учетом которых могла бы быть выстроена четка€ иерархи€ нравственных ценностей. ¬озможно, в будущем такой ценностный стержень по€витс€ (хот€ многие исследователи считают, что именно отсутствие центра и €вл€етс€ основной характеристикой новой парадигмы). ќсновными ценност€ми на постсовременном этапе можно считать плюрализм, толерантность, мультикультурализм, стремление к компромиссу, практичность, автономность субъекта, самоопределение, свободу обмена информацией, сохранность окружающей среды. ќбразование на этом этапе становитс€ массовым, быстро компьютеризируетс€ и дифференцируетс€. ¬нутри каждой из таких базовых парадигм можно выдел€ть множество ценностно-образовательных парадигм, определ€ющих особенности конкретных направлений в педагогике (гуманизм, коллективна€ педагогика и т. д.). ѕри определении образовательных стратегий (т. е. при рассмотрении второго аспекта проблемы ценностей) важно отметить, что ценности из различных базовых парадигм могут противоречить друг другу. ќднако и выбор одной парадигмы не €вл€етс€ единственно возможным решением, так как в образовательном процессе можно выделить несколько уровней ценностной направленности. ќбразовательный процесс предполагает развитие человека в нескольких направлени€х. ѕервый уровень касаетс€ духовного и нравственного развити€ самой личности. ¬торой определ€ет характер отношений личности с обществом в различных аспектах (правовом, профессиональном и т. д.). Ќа третьем уровне определ€ютс€ нравственные основани€ отношени€ человека и общества к природе. ѕервый уровень вписан во второй (как личность Ц в общество), а второй Ц в третий (как общество в природу). ѕри определении ценностных оснований образовательных стратегий важно понимать, что на разных уровн€х можно исходить из различных парадигм, что позвол€ет комбинировать их, ослабл€€, при необходимости, ценностные конфликты. “акое решение позвол€ет определитьс€ с нравственными ориентирами переходного периода. ќднако четкие ценностные основани€ дл€ современной системы образовани€ по€в€тс€ только в том случае, если в культуре будет сформирована нова€ базова€ парадигма, адекватна€ современным моральным вызовам.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2776 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

1367 - | 1138 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.